Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития

Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве.
Парадокс Августина

[309]

Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития ученика.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
  • во-вторых, управляется самим человеком;
  • в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

[310]

Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Рассмотрим данные условия более подробно. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции [311] это культура самоформирования. Культура самоформировния предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации. (Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997, С. 110-111).

Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина). Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Существуют различные подходы к классификации стадий профессионального роста учителя. В классификации Р. Фуллера выделяется три стадии: стадия «выживания» — на первом году работы в школе, стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций — 2-5 лет работы, и стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований. Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. По мнению Д. Бурдена, именно на этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности. Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ — это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Педагогический анализ содержит следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную. [312] Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя. Рефлексия — важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане — переживания и самоотчет одного индивида, — так и во внешнем плане — как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения (Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001. 88c.).

Педагогическая рефлексия в деятельности — это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия — комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя. Данные умения представлены в таблице №1.

Мы предлагаем методику оценки учителем рефлексивных способностей.

Задание для педагога: для развития собственных рефлексивных способностей.

Таблица №1


Умения

Баллы

Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение конкретизировать и структурировать проблему

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение найти способы решения задачи

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умения тактически мыслить, т. е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение «версионно» мыслить, т. е. мыслить предположениями гипотезами, версиями

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение работать в системе «параллельных целей», создавать «поле возможностей» для педагогического маневра

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Школа не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, т. е. в результате организованного в ней управляемого инновационного процесса — процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно-новому объективно необходимому состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию [315] нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации. «Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». (Л.С. Выготский). Педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона. Этим объясняется, почему одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют различный эффект. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и не образовывает, а транслирует знания.

Следовательно, учителю необходимо усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий. Таким образом, учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность. Поисковая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим элементом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Поисковая деятельность рассматривается как деятельность, направленная учителями на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения этих задач состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в том, чтобы решать конкретные проблемы образования.

Актуальным является определение требований к поисковой, творческой деятельности учителя:

  • поисковая деятельность должна носить практико-ориентированный характер, т. е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем школьной жизни;
  • поисковая деятельность должна носить контекстный характер, т. е. проводится в естественных условиях образовательного процесса;
  • поисковая деятельность должна носить непрерывный характер, т. е. осуществляться постоянно, систематически;

[316]
  • поисковая деятельность должна носить оптимистический характер, т. е. включать в себя позитивную установку на успех;
  • поисковая деятельность должна носить «инкрементальный» характер, когда полученный результат определяет направление и характер следующих проб;
  • поисковая деятельность должна носить индивидуализированный характер, т. е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей познавательного стиля;
  • поисковая деятельность должна носить «версионный» характер.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед учителем встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

В таблице №2 предпринята попытка соотнести параметры личностного и профессионального развития педагога.

Таблица №2. Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога

Параметры

Личностное развитие

Профессиональное развитие

Ценности

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих деятельность

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность

Цель

Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации

Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация

Я-концепция

Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции.

Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.

Перспектива

Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста

Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии

Задачи развития

Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия собственной деятельности, личностного опыта.

Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта

Представляется, что педагогу при определении программы самообразования необходимо учитывать эти взаимосвязи. Мы предлагаем следующие разделы для составления программы самообразовательной деятельности учителя:

  • мои ценности;
  • мои цели;
  • моя Я-концепция;
  • моя перспектива (стратегия);
  • мои задачи развития (тактика): когнитивные, личностные и т. п.;
  • мои действия.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий