[289]
Россия в своей истории пережила не одну волну переструктурирования социального пространства, когда рушилось прежнее социальное устройство, менялся ценностный мир, формировались ориентиры, образцы и нормы поведения, гибли целые слои, рождались [290] новые общности. В начале XXI в. Россия вновь переживает сложный и противоречивый процесс обновления.
Углубление процессов социальной дифференциации групп по уровню доходов начинает оказывать заметное влияние на систему образования.
Уровень образования — еще один важный критерий стратификации, получение образования является одним из главных каналов вертикальной мобильности. В советский период получение высшего образования было доступным для многих слоев населения, а среднее образование было обязательным. В современной России широта предложений в области образования становится новым дифференцирующим фактором.
В новых высокостатусных группах получение дефицитного и высококлассного образования считается не только престижным, но и функционально важным.
Вновь возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются. Как следствие, o6pазование становится все более важным фактором на входе в профессиональную иерархию. В итоге усиливается социальная мобильность. Она все в меньшей степени зависит от социальных характеристик семьи и в большей мере определяется личностными качествами и образованием индивида. Молодежь все чаще осознает, что надеяться приходится только на свои возможности.
В сегодняшних условиях духовного вакуума, культа материальных ценностей, эгоцентризма, прагматической расчетливости, усилении иррационализма чрезвычайно высока актуальность проблемы интеллигентности. Интеллигентность здесь представляет собой некий нравственный ориентир.
На наш взгляд, необходимо проводить активный поиск путей, обеспечивающих возможность формирования профессионала педагога нового склада, так как одним из самых активных созидателей культуры, которая воспитывается в человеке с самого раннего детства, выступает учитель. Основное направление — формирование профессионального идеала-педагога, способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. Именно педагог- [291] интеллигент обладает такими характеристиками как вежливость, элегантность, вкус, с одной стороны, и толерантность, принципиальность, ответственность, с другой. Интеллигентность в современных условиях — один из востребованных жизнью моментов гуманизации и гуманитаризации общего и профессионального образования.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Ключевое понятие гуманистической философии образования —«гуманизм».
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра —человека. Если гуманизм —это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.
Таким образом, гуманность —это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Сейчас есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре —стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
[292]
На данном этапе, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего молодежи, детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании) —ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.
Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой(орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т. д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение, —важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить, и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.).
Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности —мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог —это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель.
[293]
В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.
Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть личностью; быть интеллигентным — это его профессиональная характеристика.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Единство цели —Пособие для учителя. —М., 1987.
- Дошкольное воспитание. 1990. №8.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. (М., 1999.
- Классный руководитель. 2001. №4.
Добавить комментарий