Диалоговая функция PR в образовании

Современный диалог в образовании изменяется не только по содержанию и форме, но и обретает новые функции в социуме. Несмотря на традиционный консерватизм образовательной системы, она не может успешно развиваться в обществе, где рыночные механизмы обмена подчиняют своим законам все сферы экономики, политики, социальной жизни. В условиях конкуренции авторских программ, концепций, государственных и негосударственных школ, вузов, все более очевидными становятся достоинства такого ресурса повышения эффективности образовательной деятельности как PR — связи с общественностью.

Образовательные учреждения и авторы программ нуждаются в позиционировании, формировании и возвышении своего имиджа, в рекламе и отстройке от конкурентов. Все эти задачи помогает решать PR, выполняя столь необходимую для установления взаимопонимания функцию как управление коммуникациями. Связи с общественностью отражают появление новых субъектов диалога в образовании. Это не только специалисты, но и та широкая общественность, которая не всегда компетентна, но абсолютно заинтересована в контроле над прогнозированием ближайших и отдаленных последствий инновационных процессов в образовательной системе. Обеспечивая прозрачность предлагаемых проектов и концепций реформирования образования, PR может способствовать снятию напряжения и недоверия общества к чиновникам и реформаторам.

Стимулируя развитие диалога в образовании, деятельность по связям с общественностью помогает находить стратегических партнеров, заинтересовать совместным проектом, включить в работу над долгосрочными проектами педагогический коллектив, обеспечить эффективность управления внешней и внутренней средой организации. И наконец, при дефиците времени сделать все это не за счет, а во благо качеству образования.

Уже сейчас многие учебные заведения имеют стабильные и перспективные партнерские отношения с предприятиями, фирмами, университетами, а также с политиками, депутатами, общественными организациями, т. е. всеми, кто заинтересован поддерживать свой социально значимый имидж. Многие руководители образовательных учреждений творчески оценили то, что для достижения успеха компаниям становится недостаточным демонстрировать только высокое качество товаров и услуг. Благотворительность, участие в социальных, культурных, образовательных проектах формирует деловую среду, не менее значимую для процветания, чем реклама. PR помогает использовать эту новую возможность.

В современном диалоге субъектов образовательной деятельности реализуется креативная роль PR. Связи с общественностью помогают анализировать сложившуюся ситуацию, изучать потребительский спрос на образовательные услуги, формировать команду исполнителей, корректировать учебные программы и находить информационные и интеллектуальные ресурсы для открытия востребованных направлений обучения.

На этапе создания образовательного учреждения, когда цели недостаточно четкие, а планирование подчинено выживанию в условиях рынка, перед организацией стоят две основные задачи: доступ к необходимым ресурсам и овладение механизмами конкуренции. Талантливый специалист по связям с общественностью, или сам руководитель, выполняющий эту функцию, без особого труда добивается от приглашенных преподавателей создания, практически без дополнительной оплаты, интеллектуального продукта в виде авторских обучающих программ, учебных пособий, методических материалов.

На стадии роста организации развиваются инновационные процессы, формируется миссия и философия образовательного учреждения, закладываются основы собственного имиджа и репутации, создаются условия для экономического роста и обеспечения высокого качества образования. Встает проблема долгосрочного стратегического планирования и выбора такого типа управления, который обеспечил бы поддержание стабильного равновесия между постоянством кадрового состава и творческими инновационными процессами: созданием новых образовательных программ, экспериментальной деятельностью и разработкой альтернативных стратегий развития.

Специалисты по связям с общественностью включаются в совместную с руководителями деятельность, направленную на решение социальных проблем коллектива, обеспечение баланса между текущей и инновационной деятельностью, внедрение новых информационных технологий обучения, формирование благоприятной внешней среды и развитие долгосрочного партнерства на основе совместных проектов.

Стадия зрелости организации ставит перед специалистом по связям с общественностью новые задачи, вызванные резким усилением конкуренции, что является следствием усложнения процесса привлечения новых потребителей образовательных услуг. Творческие возможности развития организации зависят от создания системы, обеспечивающей ее стратегическую дееспособность. Актуальной становится необходимость отслеживания поведения конкурентов и внесение изменений в собственные перспективные планы, создание и реализация политики социальной ответственности организации, обеспечение ее паблисити как эффективного организационного ресурса.

Своевременное введение новых направлений образовательной деятельности, укрепление интеллектуального потенциала организации, создание временных целевых креативных команд и эффективное управление собственными человеческими ресурсами (все это позволяет образовательным учреждениям предложить обществу новый вид профессиональных услуг — социальное консультирование. Консультации по юридическим, экономическим, финансовым вопросам, кадровый аудит, обучение персонала осуществляются сегодня не только специализированными консалтинговыми фирмами, но и кафедрами университетов или отдельными научными консультантами, специалистами по управлению, лекторами, профессорами.

Симптомами стадии спада в жизненном цикле образовательного учреждения являются снижение качества подготовки учащихся, высокая текучесть и возрастающие конфликты как внутри организации, так и в ее внешних связях. Специалисты по связям с общественностью, привлеченные к работе с организацией на этой стадии, часто выступают в роли организаторов антикризисной программы действий. Вместе с руководителями они проводят оценку имеющихся ресурсов, разрабатывают программу их экономии, изучают возможности слияния с другими образовательными учреждениями или вхождения в состав крупных некоммерческих ассоциаций, содействуют изменениям в управлении организацией и установлению связей с новыми рынками потребителей образовательных услуг.

Одной из важнейших сфер диалога в образовании является сфера управления проектами. Она имеет свою уникальную область применения в менеджменте и отражает специфику организационной деятельности, направленной на достижение цели в условиях дефицита ресурсов и времени. PR является интегрирующим фактором в управлении проектами, поскольку направлена на управление изменениями. Там где нет изменений, нет потребности в развитии общественных связей. Использование связей с общественностью на этапе моделирования проекта, планирования ресурсов и времени, поиска заказчиков проекта, формирования команды исполнителей, организации экспертизы, управления информационным обменом и окружением проекта обеспечивается диалоговой функцией PR.

Специалисты по связям с общественностью создают инвестиционную привлекательность проекта и организуют мероприятия по сбору дополнительных средств. Фандрайзинг, попечительство, благотворительность и меценатство успешнее всего осуществляются на основе конкретных проектов. Это позволяет инвесторам лучше контролировать использование вложенных средств. За последние годы расширилась сфера деятельности по связям с благотворительными организациями и фондами. IR — Invest Relations — связи с инвесторами имеют свою специфику и требуют специальных знаний для их эффективного развития в системе образования.

Очевидно, что для достижения поставленных целей, любой организации необходимы затраты ресурсов. Ресурсы являются важнейшей частью внутренней среды организации. Одним из ресурсов выступает организационная культура — система общепринятых в организации и разделяемых работниками ценностей, убеждений, правил, норм поведения. На формирование организационной культуры влияют миссия и цели организации, стратегия развития, оценка содержания и результатов работы, образование, квалификация, общий уровень развития сотрудников, личность руководителя. Донести смысл этих требований до каждого сотрудника помогают руководителям специалисты по связям с общественностью.

Функции PR в образовании многообразны и отражают полифункциональный характер деятельности образовательных учреждений.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий