Согласование концепции развития образовательного учреждения со стратегией развития муниципального образования

[346]

Одной из актуальнейших проблем развития системы образования в постсоветской России является проблема социализации самой системы образования. Вопросам социализации выпускника образовательного учреждения традиционно уделялось большое внимание в педагогической литературе, но к проблеме социализации системы образования в условиях социально-экономических преобразований внимание было ограничено. Лишь в последние два года сравнительному анализу подвергаются феномены городская и сельская школы, школы для одаренных детей и пенитенциарные образовательные учреждения.

В 2000 году Санкт-Петербургским отделением ИОО (Фонд Сороса) был объявлен и проведен открытый грантовый конкурс проектов «Школа малого города и села».

Цель конкурса — содействовать достижению нового качества образования в условиях малого города и села.

Отличительной особенностью этого конкурса было то, что образовательным учреждениям (ОУ), изъявившим желание принять в нем участие, было предложено не только представить оригинальные, инновационные проектные идеи по заявленной теме, [347] но и обосновать соответствие этих идей логике перспективного развития своих образовательных учреждений. Поэтому, организация-заявитель должна была приложить к заявке свою перспективную программу развития на ближайшие три года, учитывающую стратегию развития населенного пункта и местную социально-демографическую ситуацию в ее динамике. Перспективная программа развития образовательного учреждения рассматривалась в этом случае как документ, определяющий перспективный образ образовательного учреждения и пути его достижения. По форме такой документ мог быть представлен и как программа перспективного развития образовательного учреждения, и как концепция его развития, и как программа опытно-экспериментальной работы школы, и как проект стратегии развития.

Причина включения в обязательный перечень документов, которые необходимо было представить участникам конкурса, программы перспективного развития образовательного учреждения была обусловлена следующими предпосылками:

На протяжении 1999-2000 гг. Институтом «Открытое общество» реализовывались программы «Развитие образования в России» и «Малые города России». В рамках этих программ были представлены новые концептуальные подходы ИОО к построению своей деятельности по развитию системы образования в России.

В рамках этих подходов предусматривалось, в частности, включение отдельных инновационных проектов развития образовательных учреждений и систем образования разных уровней в контекст долгосрочной стратегии их развития. Эффективность реализации отдельных проектов в этом случае напрямую зависит от того, насколько органично они вытекают из логики перспективного развития системы образования, выступают как опорные точки ее развития. Ведь даже самые актуальные для системы образования проекты могут носить «чужеродный» характер для конкретного образовательного учреждения. Интегративным понятием, позволяющим связать стратегию развития образовательного учреждения и реализацию отдельных образовательных проектов в единое целое, выступает при таком подходе понятие качество образования.

В программе «Малые города России» были последовательно заявлены и проведены грантовые конкурсы: «Стратегии развития малых городов» и «Вклад образования в развитие малого города». При такой последовательности проведения конкурсов программы [348] развития системы образования предполагалось органично увязать со стратегией развития города. В этом случае деятельность системы образования начинает носить активный, формирующий характер по развитию своего населенного пункта. Разработка стратегии развития населенного пункта в рамках первого конкурса объективно давала новые ориентиры в деятельности системы образования по улучшению качества жизни окружающего ее социума.

Появление в перечне документов, представленных на конкурс «Школа малого города и села», перспективной программы развития образовательного учреждения сделало возможным стимулировать стремление самих школ ответить на те ключевые вопросы, которые ставит сегодня жизнь перед системой образования Северо-Западного региона. Среди этих вопросов:

1. Что представляет собой школа малого города и села? Существует ли в реальности и осознается ли самими образовательными учреждениями культурологический и образовательный феномен «школа малого города и села»?

Попытка школы, как коллективного субъекта, ответить на этот вопрос в ходе участия в конкурсе выступает в этом случае, как процесс самоопределения в окружающем социальном пространстве, как осмысление своей миссии, роли, возможностей и границ своей деятельности.

2. Какова логика стратегического развития социального окружения школы? (города, села, на территории которого расположено образовательное учреждение).

Ответ на этот вопрос в перспективной программе развития образовательного учреждения предполагает работу школ по согласованию понятий «качество жизни жителей» и «качество образования». Понимание важности этой связи позволяет образовательному учреждению согласовать цели, результаты и направленность своего развития со стратегией развития своей территории. Знание перспектив стратегического развития своего населенного пункта помогает школам сформировать адекватное и конструктивное отношение к своему социальному окружению, сделать свою деятельность открытой жизненным потребностям своего местного сообщества.

3. В чем может состоять перспективный вклад школы в развитие своего города и села?

Попытка ответить на этот вопрос выдвигает на первый план задачу обновления качества образования в направлении, [349] позволяющем выпускнику школы активно включиться в созидательную жизнь социума.

4. Каковы новые социальные функции школы по улучшению качества жизни местного сообщества?

Определяя свои новые социальные функции, школа неизбежно выходит на выявление актуальных социальных потребностей местного сообщества, начинает играть активную роль в улучшении качества жизни населения. Это позволяет школе преодолеть ведомственную отчужденность от жизни местного сообщества и создать новую эффективную систему социального партнерства.

Различные варианты ответов школ на данные вопросы определили логику выбора узловых точек анализа перспективных программ развития, представленных на конкурс.

Такими узловыми точками анализа выступили:

I. Концептуальное видение школой модели своей образовательной деятельности

Критериями анализа данного блока программы перспективного развития образовательного учреждения выступили:

  • наличие (отсутствие) у школы концептуального видения своей деятельности в программе;
  • открытый (закрытый) характер концептуального видения деятельности образовательного учреждения;
  • степень понимания и инструментальной оформленности проблем и противоречий в концептуальном видении деятельности школы.

II. Анализ социально-экономической ситуации и перспектив развития населенного пункта (муниципального образования)

Критериями анализа данного блока программы перспективного развития образовательного учреждения выступили:

  • наличие (отсутствие) в программе школы анализа социально-экономической ситуации и перспектив развития своего населенного пункта;
  • конструктивное (негативное) восприятие образовательным учреждением своего социального окружения и тенденций его развития;
  • наличие (отсутствие) в программе ориентации деятельности школы на определенные «точки роста» (перспективы) развития своего населенного пункта и видение (или его отсутствие) образовательным учреждением своей роли в программе социально-экономического развития муниципального образования;

[350]

III. Перспектива развития образовательного учреждения

Критериями анализа данного блока программы перспективного развития образовательного учреждения выступили:

  • наличие (отсутствие) целостной идеи долгосрочного развития образовательного учреждения в программе;
  • оформленность (неоформленность) проектных идей в виде целевых программ, где представлены цели, мероприятия, результаты деятельности, этапы и сроки;
  • наличие (отсутствие) модельных характеристик выпускника в перспективной программе развития образовательного учреждения.

IV. Система социальных связей школы

Критериями анализа данного блока программы перспективного развития образовательного учреждения выступили:

  • наличие (отсутствие) в программе субъектов социального взаимодействия;
  • наличие программ работы школы с различными субъектами социального окружения;
  • наличие (отсутствие) совместных проектов и мероприятий с субъектами социального окружения.

Практическим выходом всех вышеназванных положений стала, предложенная нами и апробированная в ходе проекта, «Программа перспективного (стратегии) развития образовательного учреждения». Ее структурными элементами стали:

I. Анализ социально-экономической ситуации и динамики ее развития в муниципальном образовании (село, поселок, город), на территории которого находится образовательное учреждение.

В этом разделе должна быть представлена обоснованная картина проблем муниципального образования (МО) и возможных перспектив его развития.

Для анализа используются следующие характеристики:

  • Географическое, историческое, культурное своеобразие муниципального образования.
  • Демографическая ситуация.
  • Особенности структуры экономики МО и ее состояние на данный момент. Роль малого бизнеса.
  • Качество жизни населения (занятость, средняя зарплата, жилье, образование, организация досуга, здоровье, криминальная ситуация).
  • Социальная инфраструктура МО.

[351]
  • Гражданская активность населения.
  • Наиболее существенные социально-экономические проблемы МО.

II. Перспективы развития МО

Для описания перспектив развития МО используйте следующие характеристики:

  • Экономический потенциал, природные ресурсы, кадровый потенциал.
  • Возможные «точки роста» (перспективные для социально-экономического развития отрасли, предприятия, культурные традиции, культурно-исторические ценности, др. объекты, представляющие интерес для инвестирования).
  • Перспективный образ развития МО (опишите желаемую роль МО в рамках района, области, федерации).
  • Необходимые условия для перспективного развития МО

III. Перспективы развития образовательного учреждения (ОУ)

Опираясь на перспективы развития муниципального образования необходимо показать перспективы развития образовательного учреждения (ОУ) по следующим направлениям:

  • Анализ потенциала развития образовательного учреждения. Цель деятельности ОУ. Сильные стороны и достижения. Анализ возможностей имеющихся ресурсов для развития ОУ (кадры, свободные помещения, земельный участок, материальная база и т.д.).
  • Концепция развития ОУ. Возможная роль ОУ в улучшении качества жизни населения МО. Возможный вклад ОУ в социально-экономическое развитие МО. Желаемый образ и перспективные направления развития ОУ. Перспективная (стратегическая) цель деятельности ОУ. Модели ученика и выпускника ОУ как жителей муниципального образования.
  • Проблемы на пути реализации концепции и задачи деятельности, позволяющие их преодолеть.
  • Целевые программы в рамках концепции. Их цели, замыслы (идеи), этапы реализации, сроки, мероприятия, анализ имеющихся и необходимых ресурсов.

IV. Описание места отдельного проекта в перспективной программе развития образовательного учреждения

В этом разделе необходимо отразить следующее:

  • Краткое описание предлагаемого проекта.

[352]
  • Обоснуйте его роль и возможности в развитии МО. Покажите его соответствие перспективным целям развития ОУ.
  • К каким изменениям в деятельности ОУ приведет реализация проекта.
  • В рамках какой целевой программы реализуется проект. Его взаимосвязь с другими программами.
  • Какому этапу перспективного развития ОУ соответствует проект.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий