Проблемы формирования нормативно-правовой базы системы высшего образования Казахстана в ходе реформы

[490]

Казахстан за годы независимости имел различные уровни государственной поддержки образования и различные оттенки общественного отношения к нему. Наряду с пышными декларациями прежних лет о приоритетности «инвестиций в наше будущее» и сопровождающимся резким ухудшением материальной базы и социального престижа образовательной деятельности, тем не менее, в последние годы обозначились позитивные для интеллектуальной среды перемены: во-первых, образованию достались плоды общего экономического роста, и, во-вторых, произошел невиданный рост общественного внимания к реформам средней и высшей школы.
[491]

В данной статье сделана попытка анализа эволюции образовательной деятельности высшей школы в свете развития законодательства. Правовые нормы, реализующие те или иные комплексы отношений, связанных с деятельностью в образовательной сфере или вытекающих из нее, содержатся более чем в 60 нормативно-правовых актах, принятых за период с 1991 по 2001 гг. Изучение и обобщение опыта законотворческой деятельности позволяет более полно представить всю совокупность требующих регулирования отношений в образовательной и смежных с ней сферах. Обращение к анализу массива законодательных актов и нормативных документов позволяет представить, как реализуются на практике содержащиеся в них правовые нормы, а также проследить основные тенденции и этапы развития законодательства, регулирующего общественные отношения в данной области.

Применительно к образовательной сфере методологической и правовой основой законодательства являются в первую очередь установления, закрепленные в статье 30 Конституции Республики Казахстан, регламентирующей право на образование. В силу пункта 1 данной статьи гражданам гарантируются бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 гражданин имеет право на конкурсной основе на бесплатное высшее образование в государственном высшем учебном заведении. Согласно следующему пункту названной статьи регламентируется получение платного образования в частных учебных заведениях, осуществляемое на основаниях и в порядке, принятом законом. Пункт 4 содержит норму: государство устанавливает обязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Конституционное право на образование опирается на конституционное право каждого на пользование родным языком и культурой, на свободной выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 19), а также на конституционное положение о том, что свобода слова и творчества гарантируется (пунктом 1 статьи 20). Таким образом, основной закон государства не только провозгласил перечисленные конституционные основы реализации права на образование, но и предусмотрел непосредственный механизм правового регулирования конституционных положений в области образования.

Несмотря на то, что для регулирования общественных отношений в данной сфере издано большое количество законодательных и подзаконных нормативных актов, законодательство в области образования недостаточно изучено и систематизировано. Обобщение действующего законодательного и иного нормативно-правового материала дает возможность [492] выделить по предмету регулирования определенные группы общественных отношений в образовательной и смежных с ней сферах:

  • отношения, опосредующие вопросы образовательной деятельности, в основу которых положен Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года №389-1 «Об образовании»;
  • отношения, определяющие повышение общей культуры законодательной деятельности и приближение законотворческого прогресса к потребностям реальной жизни. Для этой группы характерны такие нормативные акты, к примеру, как Правила лицензирования образовательной деятельности, Правила о порядке аттестации педагогических и других работников организаций образования Республики Казахстан и другие. Следует особо отметить те факты, которые в первые годы становления государственности были особенно актуальны и требовали срочного разрешения, поскольку законодательство просто не «успевало» за стремительно происходящими изменениями отношений в области образования;
  • экономические отношения, опосредующие образовательную деятельность. Основным признаком для отнесения их в эту группу является ряд тех или иных экономических отношений, связанных с образовательной деятельностью — финансовое, кредитное, налоговое регулирование;
  • специфические трудовые и связанные с трудом иные отношения в образовательной сфере;
  • отношения в смежных с образовательной сферах — научной, культурной и иной;
  • отношения, определяющие комплексный подход к решению проблем образования и воспитания молодежи, возникающие в процессе работы с несовершеннолетними правонарушителями, трудными подростками, и другие вопросы, вытекающие из возрастной и поведенческой специфики населения, вовлеченного в образовательный процесс.

Закономерность: отношения, дополняющие образовательный процесс, либо непосредственно вытекающие из него, нашли отражение и регулирование в ряде нормативно-правовых актов.

Приведенный перечень группы общественных отношений не является исчерпывающим, учитывая всеобщность характера образовательной сферы. Несмотря на многоаспектность действующего законодательства, регулирующего общественные отношения, целесообразно прежде всего выделить позитивные моменты. Анализ состояния системы высшего образования Республики Казахстан за годы суверенитета свидетельствует об эволюционном процессе в соответствии с общественными тенденциями, связанными с переходом государства на рыночные отношения. В данном аспекте можно вполне обоснованно выделить количественный [493] рост обучающихся. Серьезным достижением следует признать диверсификацию институциональных структур, программ и форм обучения, приспособление их преимущественно к университетской системе образования. Самым заметным явлением рассматриваемого процесса стало значительное расширение частного образовательного сектора. Что касается негативных тенденций, то остановимся на основных:

  • сокращение государственного образования;
  • недостаточный удельный вес средств государственного бюджета, выделяемого на образование;
  • разрушение единой системы централизованного обеспечения сферы образования научно-педагогической, программной, учебно-методической документацией и учебным материалом;
  • попытки построения новой национальной модели без учета общемировых принципов развития системы образования;
  • снижение качества образования.

Состояние системы образования настоятельно требовало и требует повышения качества проводимых реформ, совершенствования законодательства, регулирующего образовательную деятельность. Государственные органы, уполномоченные решать данную проблему, в силу своих способностей принимают соответствующие меры к активизации своей деятельности. С момента обретения независимости система высшего образования Казахстана преодолела несколько этапов реформирования: 1 этап — становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования (1991-1994 годы); 2 этап — модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания (1995-1998 годы); 3 этап — децентрализация управления финансированием образования, расширение академических свобод учреждений образования (1999-2000 годы); 4 этап — стратегическое развитие системы высшего профессионального образования (современный этап, берущий начало в 2001 году).

Сложным и противоречивым в наибольшей степени был первоначальный этап реформирования системы образования. Проблематичность данного периода заключалась в периодическом отставании законодательства от реальных событий в области образования, требующей правового регулирования. Основными задачами первого этапа является создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения относительной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рынка труда областей и регионов. Проводимые меры данного периода лишь в определенной мере нашли законодательное закрепление в ряде нормативно-правовых актов.
[494]

Изучая генезис законодательства в области образования, обратимся к актам, имеющим целью непосредственное правовое регулирование отношений в данной сфере в условиях новой государственности — Закону «Об образовании» от 18 января 1992 года и Закону «О высшем образовании» от 10 апреля 1993 года. В названных актах нашли развитие положения законодательства о предпринимательской деятельности: законов Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» от 11 декабря 1990 года, «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991 года, Закона Республики Казахстан «О защите и поддержке малого предпринимательства» от 4 июля 1992 года. Государство, проводя политику в области высшего образования, осуществляет поддержку высших учебных заведений различных форм собственности.

Одним из принципов государственной политики провозглашается содействие частной системе высшего образования. Определяя правовой статус вузов, Закон «О высшем образовании» регламентирует: в Республике Казахстан могут действовать государственные и частные высшие учебные заведения (статья 5). Вузы получают право на осуществление деятельности со дня выдачи им лицензии. Они самостоятельно формируют контингент студентов, определяют учебную деятельность с учетом потребностей и возможностей личности. Обучение в вузах может вестись с отрывом и без отрыва от производства, а также в рамках экстерната. Для всех форм обучения по конкретной специальности действует единый государственный стандарт высшего образования соответствующего профиля (статья 11). В 1994 году утверждается государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан, который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования, академических степеней бакалавров и магистров (Приказ Минобр. РК от 25 августа 1994 года №327).

Уже к концу первого этапа реформы высшего образования наметились проблемы стратегической значимости: дисбаланс структуры подготовки кадров в разрезе специальностей; неэффективность государственного регулирования, слабость национальной саморегуляции рынка образовательных услуг и значительное распространение на этом рынке недобросовестной конкуренции, приводящей к снижению качества высшего образования и девальвации отечественных вузовских дипломов. Обе эти проблемы были порождены как необходимостью выживания казахстанской высшей школы в условиях рынка, так и сугубо утилитарными и сиюминутными подходами к интеграции высшего образования в новые социально-экономические отношения. Как частные, так и государственные вузы в поиске средств к существованию вынуждены были в определении структуры специальностей следовать не столько экономической [495] конъюнктуре, сколько стереотипам массового сознания. В первые годы наметилась тенденция и в дальнейшем имело место перепроизводство кадров по экономическим и юридическим специальностям.

Ориентация вузов на эти специальности подогревалась низкой, в сравнении со специальностями естественно-научного, медицинского и технического профиля, себестоимостью обучения. Экономика и право были основными, а зачастую единственными направлениями образования для подавляющего большинства частных вузов. Экономические и юридические отделения открывались и во многих государственных вузах, бывших по своему профилю далекими от хозяйственного управления и юриспруденции.

Нельзя сказать, что государство не пыталось регулировать процессы роста и специализации в подготовке специалистов с высшим образованием. Еще 13 июля 1993 года было принято первое Положение о порядке лицензирования учебных заведений. Этот документ регулировал лишь главные аспекты проблемы, без детальной регламентации нюансов, что часто приводило к ситуации, когда лицензии на право заниматься получали вузы, не отвечавшие квалификационным требованиям.

Интерес предоставляет также принятое в этот период Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 13 июля 1993 года Положение о негосударственных учреждениях образования — самостоятельных субъектах, имеющих права юридического лица, которые основаны на частной или смешанной формах собственности для оказания образовательных услуг населению и имеющих собственную лицензию. Подзаконный акт содержит правовые нормы о порядке создания, учредительных документах, регламентации деятельности, аккредитации, аттестации, организации образовательного процесса, финансировании, отчетности, контроле, реорганизации и ликвидации негосударственного учреждения образования.

В числе подзаконных актов исследуемого этапа, более детально регулирующих отношения в сложившихся условиях, можно назвать и документы, содержащие положения о самообследовании негосударственного учебного заведения по направлению (специальности) подготовки кадров. Кроме того, Министерство образования в 1993 году издает приказы №24888 «Об усилении контроля за деятельностью негосударственных высших и средних специальных учебных заведений», №417 «Об утверждении положения о Советах по лицензированию, аттестации и аккредитации негосударственных учреждений образования» и другие подзаконные акты. Однако механизм правового регулирования, в частности лицензирования образовательной деятельности, работал крайне неэффективно. В результате развития этой тенденции к концу столетия число частных вузов в стране перевалило за сотню. Состояние дел [496] в образовательной сфере достаточно объективно оценено в Постановлении Верховного Совета Республики Казахстан от 23 ноября 1994 года № 238-XII «О ходе выполнения Закона Республики Казахстан “О высшем образовании”».

Акт нелегитимного представительного органа содержит резкую критику. Отмечая, что Кабинетом Министров Республики Казахстан и Министерством образования Республики Казахстан разработаны концепция по выполнению указанного закона и программа подготовки кадров, Верховный Совет указывает на определенные моменты: названными исполнительными органами с задержкой приняты нормативные акты по реализации закона, а некоторые необходимые документы не приняты, нарушается статья 3 Закона о бесплатности и равенстве прав граждан Республики на получение высшего образования; не соответствует закону обязательное проведение тестирования на приемных экзаменах в вузах; не выполняются нормы закона в части распределения средств от коммерческой деятельности, в части лицензирования, в части принятия и регистрации устава вуза, в части развития научных исследовании в вузах; резко снизилась финансирование вузовской науки и др.

Создавшая ситуация требовала срочного внесения корректив, что и нашло воплощение на втором этапе реформы, отражающем процесс модернизации системы высшего образования и обновления ее содержания и охватывающем период 1995-1998 годов. Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной 4 августа 1995 года Национальным советом по государственной политике при Президенте республики Казахстан, в принятии новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений: Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании», Новой редакции Классификатора специальностей высшего образования Республики Казахстан.

В названных нормативно-правовых актах нашла отражение объективная оценка состояния функционирующей системы образования, а именно ее несоответствие как мировому уровню, так и практическим потребностям. Между тем высшая школа Казахстана развивалась в плоскости «рыночной неизбежности». Росла доля платных образовательных услуг, соответственно, снижалась доступность образования. В то же время профессионально классифицированная структура высшей школы приспосабливалась к экономической конъюнктуре: останавливалось производство, разрушалась наука и, как следствие, падал интерес к естественнонаучным и техническим специальностям, формировалось предпринимательство и, соответственно, росла подготовка обслуживающих [497] его кадров. Формы учебного процесса модернизировались на уровне прямого копирования, поверхностного восприятия по большей части западного опыта.

В целях совершенствования работы по лицензированию и анализу деятельности негосударственных учреждений образования 1 февраля 1995 года Министр образования издает приказ об утверждении двух документов: Положения об экспертных комиссиях по лицензированию негосударственных учреждений образования и Программу по лицензированию и оценке деятельности негосударственных учреждений образования. Данные акты в определенной степени заполняют пробелы принятых в 1993 году положений и приказов в названных аспектах. В положении излагаются требования к экспертной комиссии и ее членам, их права и обязанности.

В ходе работы экспертных комиссий обнаруживается множество нарушений как со стороны субъектов лицензирования — лицензиатов, так и со стороны государственных органов, уполномоченных решать вопросы предоставления права на лицензирование. В связи с этим представляет немалый интерес Предписание Государственного комитета республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике, адресованное Министерству образования о немедленном устранении нарушении антимонопольного законодательства. Государственный комитет указывает, во-первых, на нарушение законодательства о лицензировании при создании Совета по лицензированию, аттестации и аккредитации негосударственных учреждений образования, в то время как предусматривается лицензирование, аттестация и аккредитация учреждений образования независимо от форм собственности; кроме того, Совет должен формироваться на приоритетных началах из представителей Министерства образования, местного органа власти и общественных организаций действующих учреждений образования, а на момент проверки было обнаружено, что состав Совета формирован исключительно из работников Министерства образования и государственных учреждений образования, что естественно способствует субъективной оценке решений Совета. Во-вторых, нарушены положения законодательства о сроке действия лицензии, который должен быть не менее 3 лет, а на деле лицензии выдаются на 1 год. В-третьих, нарушением является повальная аттестация всех негосударственных учреждений, тогда как данная процедура должна осуществляться только в двух случаях: по заявке самого учреждения, либо при наличии достоверных сведений о снижении уровня знаний и ухудшении качества образовательных услуг. В-четвертых, нарушается принцип равенства всех субъектов, когда негосударственные вузы платят арендную плату подразделениям Министерства образования более чем в 50 раз выше, чем государственные. [498] Основываясь на изложенных данных и руководствуясь ст. 14 п. 2 Закона Республики Казахстан «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», госкомитет предложил кардинальные меры: 1) отменить приказ Министерства образования об утверждении Совета; 2) отменить решения Совета; 3) привести ведомственные акты в соответствие с законодательством.

Таким образом, государство предпринимает меры к устранению нарушений законов со стороны должностных лиц и государственных органов. Перечень примеров может быть дополнен Указом Президента РК от 14 июня 1996 года «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности», предписывающий государственным органам, осуществляющим надзорные и контрольные функции, проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей не чаще одного раза в год, Правительству разработать и внести в Парламент проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам усиления административной ответственности должностных лиц государственных органов за заведомо незаконное вмешательство в деятельности предпринимательских коллективов».

На всех этапах реформирования образовательной сферы животрепещущей оставалась проблема лицензирования учреждений образования. В анализируемый период в соответствии с Конституцией, Законами РК «Об образовании», «О высшем образовании», Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 17 апреля 1995 года №2201 «О мерах по реализации Указа Президента РК, имеющего силу закона, “О лицензировании”» и Постановлением Правительства РК от 29 декабря 1995 года №1894 «О реализации Указа Президента РК от 17 апреля 1995 года №2001» правительство принимает Постановление от 26 сентября 1996 года №1174 «Об утверждении порядка выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности учреждениям образования, порядка выдачи документов об окончании учреждений образования и квалификационных требований при лицензировании образовательной деятельности». Теперь для лицензирования лицензиат не позднее чем за 4 месяца (в предыдущем Положении 1993 года — за 2 месяца) до начала учебного года должен предоставить лицензиару необходимые документы.

Правительство утверждает порядок выдачи документов об окончании учреждения образования, а также квалификационные требования при лицензировании образовательной деятельности. Определенные нормы изложены и в Постановлении Правительства РК от 9 января 1997 года №25 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента РК, имеющего силу Закона, “О лицензировании”». [499] Недостаточность правового регулирования ощущалась в течение всего процесса реформирования. Пробелы государственного регулирования не могло восполнить регулирование рыночное. Вузы работали в новых социально экономических условиях слишком короткое время, чтобы дипломы конкретных учебных заведений обрели реальную цену в глазах работодателей и общественности. Это создало широкие возможности для недобросовестной конкуренции. Полная материальная зависимость частных и, отчасти, государственных вузов от числа студентов, оплачивающих обучение, привела к привлечению во многие вузы практически всех желающих, к использованию демпинговых цен, к широкой практике завышенных оценок, а в конечном итоге — к замене образования фактической продажей дипломов. Более того, появилось большое количество студентов, плативших за обучение не столько ради будущего диплома, сколько ради отсрочки от службы в армии. Еще одна особенность данного этапа — активное развитие негосударственного сектора образования: число учреждений возросло на 74 вуза — именно столько учебных заведений получили лицензии в 1995-1998 гг.

Второй этап реформирования системы образования РК является принципиально важным в плане того, что он знаменуется вхождением нашего государства в мировое образовательное пространство. Ярким признаком данного процесса является принятие Закона РК от 13 декабря 1997 года №202-1 «О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (конвенция подписана 11 апреля 1997 года в Лиссабоне).

Очередной, третий этап реформирования характеризуется децентрализацией управления и финансирования образования (1999-2000 годы). В 1999 году наступает момент, когда инновации в высшем образовании становятся заметными для значительной части общества и начинают затрагивать интересы самых широких социальных слоев. До этого Казахстан в реформах высшего образования почти полностью повторял Россию. Сказывались и общность ситуации (хотя в России исходные позиции были лучшими в силу наличия гораздо более значительной научной, методической, кадровой и материально-технической базы), и зависимость Казахстана от России в плане методического обеспечения, и укоренившаяся в нескольких поколениях казахстанцев привычка ориентироваться на российские вузовские и научные центры, и многообразные связи на личном уровне, практически поголовное знание жителями Казахстана русского языка, с помощью которого продолжала и продолжает усваиваться подавляющая часть мировой научной и учебной литературы. Словом, у казахстанских образовательных реформ были общие с российскими достижения, ошибки и проблемы.
[500]

Российская система высшего образования при своем возникновении имела образцом немецкую систему. По сей день в немецкой системе нет многозвенной аттестации «бакалавр-магистр». Однако постсоветские реформаторы высшей школы решили заимствовать эту практику из американской модели. Для казахстанских вузов эта инновация оказалась чужеродной. До сих пор она вносит путаницу в систему аттестации специалистов. Столь же механически были приняты некоторые формы контроля знаний. А вот действительно прогрессивные черты западных моделей, такие как конкуренция учебных курсов и начисление дифференцированных баллов за изученные дисциплины, гибкость и мобильность образовательных программ, разнообразие источников финансирования и форм предпринимательской деятельности вузов, не вызвали должного внимания органов, формирующих образовательную политику в России и Казахстане.

В последние годы пути образовательных реформ в России и Казахстане начали расходиться. Благодаря, возможно, большим, чем у Казахстана, экономическим возможностям Россия хотя и дала известный простор рынку образовательных услуг и развитию частных учебных заведений, но в своей образовательной политике сделала упор преимущественно на сохранение государственного и бесплатного высшего образования. Казахстан же предпочел гораздо более либеральную стратегию в сфере высшего образования. Ключевыми моментами качественно нового этапа реформ в Казахстане стали, во-первых, переход к новой системе формирования студенческого контингента, и, во-вторых, разгосударствление и приватизация большинства высших учебных заведений. Начало реализации первого из этих направлений дали Постановление Правительства Республики Казахстан «О новой модели формирования студенческого контингента государственных высших учебных заведений РК» и Постановление Правительства РК от 2 июня 1999 года № 698 «Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку студентов с высшим образованием на 1999-2000 учебный год», согласно которым прием студентов по государственному заказу должен осуществляться на основе государственных образовательных грантов и кредитов.

Одновременно устанавливалось, что вступительные экзамены в государственные вузы проводятся по единой технологии специализированными центрами комплексного тестирования. Система государственных грантов и кредитов, практика централизованной организации и государственной сертификации были смело заимствованы из опыта развитых стран и очень быстро продемонстрировали ощутимые преимущества. Грантовые и кредитные средства получает студент, а не высшее учебное заведение. От принципа «финансирование объекта образования» [501] осуществлен переход на принцип «финансирование субъекта образования». Важнейшей вехой третьего этапа реформ, безусловно, является принятие Закона РК от 7 июня 1999 года №389-11 «Об образовании» и внесение изменений и дополнений в него законом РК от 22 ноября 1999 года №4844-1.

Система грантов и кредитов поставила уровень доступности высшего образования в сильную зависимость от текущей социально-экономической ситуации в стране. В законодательстве Казахстана, в частности, в Законе РК «Об образовании», четко не определены принципы, задачи и функции формирования государственного заказа. В то же время с самых высоких трибун была озвучена концепция, согласно которой объемы государственного заказа определяются исключительно текущими потребностями. Если учесть прочную тенденцию неуклонного сокращения государственного сектора в экономике, социальной сфере, науке и культуре, то станет очевидным, что бесплатное высшее образование может оказаться редким и даже исключительным явлением в жизни Республики. Таким образом, в Казахстане полностью сохраняется актуальная задача концептуального определения роли государства в развитии и функционировании высшей школы.

Следует отметить позитивную тенденцию анализируемого этапа: упорядочивается законодательная и нормативная база. Главный нормативно-правовой акт законодательства — Закон РК «Об образовании» — имеет кардинальные отличия в сопоставлении с Законом РК «О высшем образовании» 1993 года как по структуре, так и по содержанию. Учитывая обусловленность принятия нового Закона необходимостью решения проблемы совершенствования законодательства, регулирующего статус учреждений образования, законодатель отразил в новом сердцевинном акте характер социальных преобразований. Быстрые темпы реформы потребовали соответствующей динамики законодательства, приближения его к актуальным проблемам. Во избежание хаоса и анархии законодательство обязано быть стабильным, чтобы не тормозить, а напротив, стимулировать развитие общественных отношений. Это тем более актуально в связи с тем, что многие положения закона «О высшем образовании» и других актов устарели, противоречат друг другу или не увязаны между собой, несмотря на подверженность частым изменениям.

Государство стимулирует развитие негосударственного образовательного кредитования путем предоставления льгот по налогообложению. Более выпукло закон выделяет проблему разработки и действия государственных общеобязательных стандартов образования. Коренные преобразования в образовательной сфере потребовали разработки и внедрения новых положений, регулирующих общественные отношения в области управления системой образования.
[502]

Во-первых, конкретно определены субъекты управления и их полномочия — компетенция. Во-вторых, закон содержит нормы, регулирующие управление организациями образования. В-третьих, более подробно регламентируются проблемы государственного контроля за качеством образования, в частности, вопросы проведения аттестации. Законодатель усовершенствовал положения в области экономики образования. Вводится норма, согласно которой негосударственные учреждения образования получают возможность участвовать в выполнении государственного образовательного заказа путем приема на обучение лиц, получивших на конкурсной основе государственные образовательные кредиты и гранты. Устанавливается норма разгосударствления и приватизации государственных вузов.

В целях реализации основных положений Закона об «Образовании» были приняты 13 постановлений по высшему образованию. Среди них можно выделить в качестве важных: «О государственном образовательном гранте», «Об утверждении Положения о многоуровневой структуре высшего образования», «Об утверждении порядка разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования», «Об утверждении Положения о государственной аттестации организаций образования», «Об утверждении Правил лицензирования образовательной деятельности» и др.

Указом Президента Республики Казахстан 30 сентября 2000 года была утверждена Государственная программа «Образование», в которой впервые рассматриваются в комплексе все аспекты целостной непрерывной системы образования. В программе определены основные направления развития системы образования на период до 2005 года. Финансирование Государственной программы образования предполагается осуществлять в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на систему образования, а также за счет средств займов, технической и грантовой помощи международных организаций, спонсорских средств. Объем финансирования мероприятий высшего профессионального образования за счет средств республиканского бюджета составит в 2001 г. 14, 9 млрд. тенге, в 2002 г. — 11, 3 млрд.тенге, в 2003 г. — 12, 6 млрд.тенге, в 2005 г. — 14, 5 млрд.тенге.

Программа охватывает главные аспекты дошкольного воспитания и обучения, среднего общего образования, начального и среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, содержит оценку реального состояния сферы образования в стране, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития системы образования и содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей для каждого из уровней образования.

Литература


  1. Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июля 1991 г.
  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 18 января 1992 г.
  3. Закон Республики Казахстан «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства» от 4 июля 1992 г.
  4. Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке малого предпринимательства» от 4 июля 1992 г.
  5. Закон Республики Казахстан «О высшем образовании» от 10 апреля 1993 г.
  6. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995 г.
  7. Закон Республики Казахстан «О ратификации конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» от 13 декабря 1997 г.
  8. Государственная программа «Образование». Астана, 2000 г.

Добавить комментарий