Непрерывное профессиональное образование как важнейший императив высшей военной школы России

[375]

Образовательный процесс в высшей военной школе, реализуя специфические задачи по подготовке военных специалистов различного профиля, осуществляется в то же время в социокультурном поле единой государственной образовательной политики, испытывает воздействие социальных факторов, детерминирующих императивы современного военно-профессионального образования. Одним из таких императивов выступает непрерывность.

Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципам «образование через всю жизнь», «образование как способ жизни
 — важнейшая проблема XXI века. Образование в итоге должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предъявлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, и обеспечивать широким массам возможность получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Поэтому понятие «непрерывное профессиональное образование» наиболее полно отвечает требованиям наступившего века и постепенно утверждается в различных сферах жизнедеятельности российского общества. Вместе с тем, его устоявшееся и общепризнанное определение пока ещё не сложилось, что, безусловно, способствует сохранению разночтений во взглядах на эту идею и вносит определённую сумятицу в практику её воплощения различными субъектами образовательной деятельности.

Непрерывное образование предполагает воспитание и самовоспитание личности, развитие всевозможных способностей и талантов у человека, стремление к непрерывному совершенствованию интеллекта через реализацию собственных потребностей, умений и навыков учиться приобретать и систематизировать знания. На фоне этого специфика непрерывного профессионального образования связана с необходимостью учёта возрастных характеристик обучаемых применительно к различным ступеням образования, дозирования профессиональных знаний, раскрытия творческого потенциала в процессе личностного и профессионального роста.

В современных условиях непрерывное профессиональное образование должно рассматриваться как целостная система, обеспечивающая [376] обновление профессиональных знаний, умений, навыков на протяжении всей жизни человека за счет внутренних потребностей при согласовании и координации деятельности всех типов учреждений на основе выбранной траектории индивидуального развития.

В современных условиях выявляются все новые теоретические и практические аспекты реализации непрерывного образования применительно к различным видам профессиональной деятельности, в том числе в военной области и других областях функционирования ведомств «силового блока». Ныне настоящий профессионализм немыслим без постоянного обновления «багажа» специальных и общепрофессиональных знаний, навыков, умений, а также, что особенно важно, без овладения научными методами, методиками и технологиями добывания и обработки профессионально значимой информации.

При этом понятие «профессионального», «профессионализации» в самом общем плане соотносится с процессом овладения людьми трудовой специальностью, повышением уровня их квалификации и восхождением к вершинам мастерства в избранной сфере деятельности. Здесь следует иметь в виду, что многофункциональные, слабо специализированные и простые по своей структуре трудовые операции и орудия труда не вызывают появления новых профессий и не влекут существенных перемен в социальных институтах профессионализации. Высокоспециализированные, наукоемкие и сложные по структуре заложенных в них трудовых функций виды деятельности, наоборот, оказывают определяющее воздействие на характер труда человека, характер изменений в самом субъекте труда, в том числе труда воинского.

Сегодня в рамках Пограничной службы Российской Федерации задача реализации требований непрерывного профессионального образования на основе системного подхода является, на взгляд автора, приоритетной. Она должна максимально учитывать всю совокупность компонентов и аспектов, а также условий и факторов обеспечения и развития этого процесса. Чрезвычайно важно понять, что сущность непрерывности образования заключается не столько в постоянстве обновления знаний, профессиональных навыков и умений индивидом, и в последовательности прохождения им «лестницы» существующих образовательных ступеней, как это в основном принято считать (хотя эти стороны явления, безусловно, имеют важное значение), сколько в прогрессивном и целостном росте качественных характеристик профессионализма, обеспечивающих деятельностную самореализацию личности военнослужащих войск и органов Пограничной службы России.

Особое значение, которому почему-то не уделялось должного внимания в других исследованиях при раскрытии сущности непрерывного профессионального образования, следует придать смысловой [377] мотивации и целям этого процесса. На взгляд автора, это необходимо не только для реализации государственных и ведомственных интересов, повышения действенности служебно-функциональной деятельности войск и органов Пограничной службы России, но также, и это самое главное, для развития личности офицеров, повышения статуса и уровня благосостояния военнослужащих-пограничников и членов их семей. Если военные кадры будут уверены, что каждая новая ступенька на пути профессионального образования и мастерства поможет расширить личностный горизонт для лучшего понимания окружающей действительности и того дела, которым они занимаются, что она непосредственно повлияет на размер их доходов и качество жизни, то это приведет в движение каждого неравнодушного к своей судьбе и своему положению человека. Такой смысловой и целевой ориентир непрерывного военно-профессионального образования, несомненно, потребует соответствующего материально-финансового и иного обеспечения, значительных бюджетных затрат. Но они многократно окупятся качественными характеристиками профессиональной деятельности.

С позиций современного аспекта непрерывного образования, целесообразно обратить внимание в первую очередь на исследование нереализованных возможностей и условий, способствующих постоянной, без длительных перерывов, учебе военных специалистов пограничной службы. Причем как в образовательных учреждениях, так и в рамках самообразования. Речь идет, в частности, о преодолении недостатков планирования процесса непрерывного профессионального образования офицерского состава Пограничной службы России кадровыми органами, совершенствовании контроля за его ходом, последовательном предоставлении офицерам служебного времени для профессионального образования и самообразования, более весомом стимулировании познавательной активности тех военных кадров, которые постоянно работают над повышением уровня своей профессиональной подготовки, решении проблем информационного и материально-технического обеспечения профессионального образования на различных этапах его осуществления и о других мерах.

Таким образом, императив непрерывного профессионального образования наиболее полно отвечает вызовам XXI века и должен последовательно утверждаться во всех сферах жизнедеятельности российского общества, в том числе связанной с вопросами защиты и охраны государственной границы, что в практической плоскости позволит обеспечить постоянный рост профессионализма сотрудников и военнослужащих войск и органов Пограничной службы России.

Похожие тексты: 

Комментарии

Непрерывное профессиональное образование как важнейший императив высшей военной школы России

Аватар пользователя Иван Андреев
Иван Андреев
среда, 20.10.2004 10:10

Очень даже согласен с термином (понятием) - «непрерывное профессиональное образование» наиболее полно отвечает требованиям наступившего века и постепенно утверждается в различных сферах жизнедеятельности российского общества.

Добавить комментарий