Профессиональная школа на современном этапе: проблемы и тенденции развития

Стратегия профессионального образования всегда обусловлена социально-экономическими преобразованиями общества. В свою очередь профессиональное образование оказывает воздействие на развитие самого общества. Качество подготовки молодых рабочих кадров в системе профессиональной школы может стать рычагом возрождения экономики, но может и стать серьезным фактором тормоза.

Социально-экономическая ситуация второй половины 80-х — первой половины 90-х г. не позволяла создать необходимых условий для дальнейшего роста профессионализма, качества рабочей силы, совершенствования подготовки молодого пополнения. Очень серьезные проблемы возникли в профессиональной подготовке молодых квалифицированных рабочих через систему стационарного начального профессионального образования.

Кризис системы профтехобразования выразился прежде всего в падении его престижа в глазах молодежи, в свертывании количества и качества подготавливаемых кадров. По данным социологических исследований, проводившихся в 1993-1994 г. в разных городах России только 2,3% выпускников общеобразовательной школы хотели поступить в ПТУ. Серьезно настораживает тот факт, что практически никто из них не хотел быть рабочим 1.

Тенденция сокращения численности учащихся и подготовленных молодых рабочих была характерна как для России в целом, так и Петербурга и Ленинградской области, в частности. В 1985-1990 г. в Ленинграде системой ПТО было подготовлено 315 тыс. рабочих, а в 1991-1995 г. выпущено было только 208 тыс. 2, т.е. более чем на 100 тыс. меньше по сравнению с предыдущим периодом. В Ленинградской области в указанные годы было выпущено 91 тыс. и 44,5 тыс. человек 3, т.е. меньше на 46,5 тыс.

Ухудшалось качество обучения в системе профтехобразования. Поэтому предприятия наукоемкого производства предпочитали не брать выпускников ПТУ, а вести подготовку по сложным профессиям непосредственно у себя.

Одна из главных причин отставания профессиональной подготовки от современных требований состояла в слабой учебно-материальной базе ПТУ. Новым оборудованием было оснащено небольшое количество училищ. В большинстве же ПТУ материальная база не соответствовала нормативным требованиям.

Следует также отметить, что опыт 70-80-х г. показал нерациональность перехода училищ на подготовку рабочих со средним образованием. Функции общеобразовательной школы, как показала практика, профессиональная школа полноценно выполнять не могла, потому что общеобразовательная подготовка в них была второстепенной по сравнению со школой. Образование полученное в ПТУ часто оказывалось ниже уровня средней школы, вследствие чего выпускникам ПТУ было гораздо труднее поступать в вузы.

В начале 90-х г. началось реформирование профшколы с учетом новых реалий. Переход к рыночным отношениям заставил пересмотреть номенклатуру профессий, по которым ведется подготовка в профшколе. Этот перечень сокращен с 1200 до 257. Оставлены наиболее сложные интегрированные профессии, по которым подготовка возможна только в стационарных условиях. Для подготовки по этим профессиям созданы новые учебные заведения — высшие профессиональные училища (ВПУ).

Система образования в ВПУ 4-х ступенчатая. Первая ступень — общеобразовательная и общетеоретическая подготовка начального уровня рабочей квалификации; вторая ступень — профессиональная подготовка среднего уровня рабочей квалификации; третья ступень — подготовка специалистов на уровне высшей рабочей квалификации; четвертая ступень обеспечивает получение среднего специального образования.

Отличительная особенность ВПУ от традиционного ПТУ состоит в том, что здесь обеспечивается возможность непрерывного образования по восходящей — от начального профессионального до среднего специального — в одном учебном заведении, а также непрерывность и ступенчатость получения общего и профессионального образования. В ней определены дисциплины, которые входят в федеральный компонент государственного стандарта, а также минимальное количество учебных часов, отводимых на их изучение.

Серьезной проблемой является перепрофилирование училищ. Система профтехобразования на 90% сориентирована на подготовку рабочих кадров для материального производства. Однако численность занятых в этой сфере (особенно в промышленности) в последние годы сокращается, и наоборот, в непроизводственной сфере идет их увеличение. Поэтому если ПТО не будет учитывать тенденции развития экономики, то оно будет готовить потенциальных безработных. В результате структурной перестройки экономики соотношение между материальным производством и непроизводственной сферой может выглядеть как 60:40.

В условиях перехода к рыночным отношениям материальное положение профессиональной школы резко ухудшилось. Базовые предприятия при приватизации отказывались в выделении училищам и лицеям материальных и финансовых ресурсов. У государства денег не хватало, регионы также не имели возможности в нужном объеме финансировать государственную систему профтехобразования.

Нужно, однако, иметь в виду, что профтехшкола никогда полностью не сидела на шее у государства. Самоокупаемость ПТУ, по мнению некоторых специалистов, составляет около 30% 4.

При решении вопроса о финансировании полезно учитывать зарубежный опыт. Здесь часть финансирования осуществляется из федерального бюджета, что позволяет управлять государственной политикой в этой области. Долевое финансирование несут регионы, свои инвестиции делают заказчики кадров, предприниматели, а также сами обучающиеся.

О бедственном финансовом положении профессиональной школы говорит, например, тот факт, что потребность в средствах, необходимых на покрытие расходов только по коммунальным услугам, в десять раз превышали в 1995 г. фактическое финансирование. И на 1996 г. было запланировано финансирование всего на 26,5% от заявленной суммы 5. Это поставит многие училища на грань закрытия.

Профессиональная школа сможет адаптироваться к новым условиям только с помощью государственной поддержки. В противном случае, она будет воспроизводить неквалифицированную и малообразованную рабочую силу. А это будет вести к дальнейшему ослаблению социального потенциала российских рабочих.

Примечания
  • [1] Панамарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы // Социологические исследования. 1994. №12.С.66; Руткевич М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы // Там же. С.53
  • [2] Подсчитано по: Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области за 70 лет. Л., 1987. С. 101; ЦГА СПб., ф. 5016, оп. 6, д. 956, л. 3; д. 1019, л. 64; д. 1028, л. 18; Текущий архив Департамента профтехобразования Санкт-Петербурга
  • [3] Подсчитано по: Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области за 70 лет. Л., 1987. С. 149; ЦГА СПб., ф. 5016, оп. 6, д. 956, л. 3; д. 1019, л. 10; д. 1028, л.19; Текущий архив Департамента профтехобразования Санкт-Петербурга
  • [4] Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М., 1991. С.32
  • [5] Рабочая трибуна. 1995. 22 ноября

Добавить комментарий