- Рабочие определения
- Сравнение некоторых численных данных по среднему слою в ФРГ (новые и старые федеральные земли) и в России
- Ремесленники
- ФРГ (старые федеральные земли, 127 профессий)
- ФРГ (новые федеральные земли, 127 профессий)
- Россия (1995 г.)
- Свободные профессии
- ФРГ (старые и новые федеральные земли)
- Россия (1995 г.)
- Торговля
- ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1996 г.)
- Россия (1995 г.)
- Образование
- ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1996 г.)
- Россия
- Наука и исследования
- ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1995 г.)
- Россия
- Административная служба
- ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1995 г.)
- Россия
- Пенсионеры
- ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1995 г.)
- Россия
- Малые и средние предприятия
- ФРГ (старые и новые федеральные земли)
- ФРГ (старые федеральные земли)
- ФРГ (новые федеральные земли)
- Россия
- Причины в целом более медленного развития среднего класса в России
- Среда, формирующая представителей среднего класса, — новые федеральные земли:
- Результаты формирования среднего класса или среднего слоя в новых федеральных землях:
- Оптимальные условия формирования среднего класса или среднего слоя в новых федеральных землях:
- Неполноценная среда для формирования среднего класса или среднего слоя в России:
- Дефициты развития среднего класса или среднего слоя в России в сравнении с восточной Германией
- 1. Государственно-административные барьеры:
- 2. Финансовые преграды:
- 3. Проблемы приватизации:
- 4. Проблемы лоббирования:
- 5. Проблемы образования:
- 6. Правовые проблемы:
- 7. Социальные проблемы:
- Некоторые выводы
- Литература
В научном отношении доклад опирается на следующие исследования:
- Проект фонда Панасоник по исследованию смены элит нижнего и среднего звена, проводившемуся по методикам качественного анализа в Саксонии и промышленном регионе Кемниц.
- Ряд проектов Немецкого общества научных исследований по анализу экономических и социальных преобразований в новых федеральных землях ФРГ, которыми руководил автор доклада.
- Ряд проектов Европейского Сообщества по сравнению социального диалога в период экономических и социальных преобразований в реформирующихся государствах центральной и восточной Европы.
[77]
Рабочие определения
В качестве рабочего определения понятия под термином средний класс или средний слой будем понимать следующее:
Средний класс или средний слой составляют помимо других предприниматели малого и среднего бизнеса, хорошо оплачиваемая интеллигенция, хорошо зарабатывающие представители свободных профессий, хорошо зарабатывающие административные служащие среднего и верхнего звена (государственные и муниципальные) и хорошо обеспеченные пенсионеры, которые в прошлом относились к вышеперечисленным группам.
Средний класс или средний слой проживает, в основном, в своей стране, обладает соответствующей высокой покупательной способностью, которая здесь и реализуется. При нормальных условиях он не склонен к политическому экстремизму и вкладывает деньги, как правило, в своей стране (мелкие предприятия, дома, капиталовложения). Он способствует поступательному развитию и является стабилизирующим элементом существующего демократического общества. Он являются важным гарантом демократического развития и существования новых демократических систем ценностных ориентиров.
[78]
Сравнение некоторых численных данных по среднему слою в ФРГ (новые и старые федеральные земли) и в России
Ремесленники
ФРГ (старые федеральные земли, 127 профессий)
6,2 млн. человек, работающих на 445 000 предприятиях, среднее количество работающих 14 человек — 9% трудоспособного населения.
ФРГ (новые федеральные земли, 127 профессий)
1,4 млн. человек, работающих на 118 000 предприятиях, среднее количество работающих 12 человек — 9% трудоспособного населения (1996 г.)
Состояние на 1990 г. — 0,238 млн. работающих, что означает, что количество занятых в ремесленной сфере за 6 лет в новых землях ФРГ практически увеличилось в 6 раз и достигло уровня старых федеральных земель.
Россия (1995 г.)
Около 0,4 млн. человек, менее 1% работающих.
Свободные профессии
Среди них представители медицинских специальностей (врачи, стоматологи, аптекари, физиотерапевты и т. п.), представители юриспруденции [79] и юрисконсульты (адвокаты, нотариусы, налоговые консультанты), имеющие частную практику, независимые деятели искусств, журналисты, педагоги, переводчики и т. п.
ФРГ (старые и новые федеральные земли)
580 000 (1996 г.), 1,5 млн. работающих и более 10% нуждающихся в обучении.
Россия (1995 г.)
Нет данных, но, очевидно, намного меньше.
Торговля
ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1996 г.)
620 000 предприятий с числом работающих около 5 млн. человек — около 12% трудоспособного населения, из которых более половины предприятий с количеством занятых не более 2 человек, и на девяти из десяти предприятий работают не более 10 сотрудников, несмотря на тенденцию к концентрации.
Россия (1995 г.)
Около 156 000 предприятий с количеством работающих около 3,2 млн. человек.
Образование
ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1996 г.)
0,772 млн. хорошо оплачиваемых учителей на 12,2 млн. учащихся.
Россия
Нет данных — но, как и все госслужащие, как правило, недостаточно хорошо оплачиваемые.
Наука и исследования
ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1995 г.)
0,475 млн. хорошо оплачиваемых сотрудников, на работу которых было выделено 79 млрд. нем. марок. Таким образом, ФРГ — после Японии, США и Франции — заняла 4 место в мире по затратам на науку и исследования на душу населения.
Из них, правда, только около 10% в новых федеральных землях.
Россия
Нет данных — но, как и все госслужащие, как правило, недостаточно хорошо оплачиваемые, кроме того в научных центрах месяцами не выплачивается зарплата.
Административная служба
ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1995 г.)
Всего около 6 млн. работающих, из них 4,8 млн. человек в старых и 1,28 млн. человек в новых федеральных землях. 40,2% составили чиновники, судьи и военнослужащие; 42,7% служащие и 17,1% рабочие. Из них 1,55 млн. работали на федеральном уровне, 1,97 млн. на земельном уровне и 1,35 млн. [81] на муниципальном уровне управления. Они, как правило, хорошо зарабатывают, пользуются многими привилегиями, как например, особая защищенность от увольнения, отпуск и др. социальные преимущества.
Россия
Число служащих на государственном, региональном и муниципальном уровнях заметно увеличилось, так как возникли новые управления, как например, финансовое управление, управление по труду и занятости. Зарплата довольно низкая и нерегулярная. Точных численных данных, к сожалению, не удалось получить.
Пенсионеры
ФРГ (старые и новые федеральные земли — 1995 г.)
Пенсии граждан ФРГ, проработавших 45 лет, составляют около 70% их среднего заработка нетто. При этом восточногерманские пенсии практически достигли уровня западногерманских. При этом около 19,2% заработка брутто выплачивается на страхование по старости. Почти 20% граждан ФРГ старше 60 лет, и из них многие пенсионеры, большую часть которых также следует отнести к среднему классу. Их доля среди избирателей существенна.
[82]
Россия
Пенсии даже некогда хорошо обеспеченных пенсионеров существенно обесценились. К тому же их нерегулярно выплачивают. Поэтому российских пенсионеров вряд ли можно отнести к среднему классу.
Малые и средние предприятия
ФРГ (старые и новые федеральные земли)
53% валового национального продукта производится на малых и средних предприятиях.
ФРГ (старые федеральные земли)
76% занятых в частном секторе экономики работают на таких предприятиях.
ФРГ (новые федеральные земли)
84% занятых в частном секторе экономики работают на таких предприятиях.
Россия
В 1995 г. было всего 865 000 предприятий с количеством работающих 9,5 млн. человек, что составляло около 14,5% активного населения. Из них 10% составляли промышленные предприятия, 9,7% — предприятия строительной отрасли, 40,5% — предприятия торговли и общественного питания, 15,4% — коммерческие предприятия [83] общего профиля, 8,7% — научные структуры и 15,7% — прочие предприятия. В 1998 г. было 868 000 предприятий с количеством работающих 6,2 млн. человек. Из них 15,7% составляли промышленные предприятия, 15,8% — предприятия строительной отрасли, 44,5% — предприятия торговли и общественного питания, 4% — коммерческие предприятия общего профиля, 23,6 — прочие предприятия. Мы видим, что количественного этих предприятий не увеличилось, число их сотрудников не выросло. Более того, количество работающих на этих предприятиях уменьшилось на 3,3 млн. человек. Это означает, что эти предприятия в основном не имели возможности стабилизироваться. Занятость на них, несмотря на небольшие оклады, в среднем ниже, чем в новых федеральных землях. И если исходить из того, что активное население составляет 72,8 млн. человек, то только 1,2% основали новое предприятие. Этот показатель в сопоставлении с численностью активного населения в десять раз ниже, чем, например, в новой федеральной земле Саксония. Объясняется такое положение дел как недостаточным финансированием, так и слабым экономическим развитием в целом.
Эти данные свидетельствуют о том, что средний класс или средний слой в России развивался значительно медленнее, чем в новых федеральных землях. Важные составляющие среды для его формирования, такие как административная служба, наука и исследования, образовательный сектор и пенсионеры, [84] почти полностью выпали. Таким образом, в количественном отношении намного меньше тех, кто поддерживает демократический порядок, а социальная составляющая экономического поступательного развития менее выражена.
Какие факторы отрицательно повлияли на процесс развития существующего среднего класса или среднего слоя в России в дальнейшем, после кризиса лета 1998 г., мы не знаем. У нас не было об этом цифровых данных. Однако можно предполагать, что они были весьма существенны.
Причины в целом более медленного развития среднего класса в России
Причины в целом более медленного развития среднего класса или среднего слоя в России выявляются опять-таки в сравнении с восточной Германией:
Существуют очевидные отличия в условиях формирования представителей среднего класса или среднего слоя в новых федеральных землях и в России.
Среда, формирующая представителей среднего класса, — новые федеральные земли:
- Успешные основатели нового бизнеса в менее заметных отраслях — сфера услуг, строительная сфера. В одной только Саксонии в период с 1990 по 1995 гг. было основано в общей сложности 381 907 новых предприятий, а закрыто 176 056, что составляет по отношению к 3,076 млн. населения в трудоспособном возрасте 12,4% тех, кто более или менее
[85]
успешно попытался основать новое малое или среднее предприятие.
- Возвращение с территории старых федеральных земель с капиталом и ноу-хау.
- Менеджмент BUY–Out (MBO) — приватизаторы
- Всего в восточной Германии в период с 1990 по 1996 гг. было приватизировано 13 815 промышленных предприятий, из них около 1/3 через МВО-МВI приватизацию. Ошибочная приватизация была исправлена, благодаря тому, что происходящее не скрывалось и было доступно наблюдению, а также благодаря демократическому контролю через средства массовой информации, благодаря Советам предприятий, судам и общественности, а также отчасти благодаря изъятиям, дополнительной санации и новой приватизации. Согласно закону о приоритетах при инвестировании, режим наибольшего благоприятствования касался новых инвестиций и создания рабочих мест.
- Кроме того, 11 000 мелких торговых предприятий и предприятий общественного питания было приватизировано по МВО-приватизации или отечественными покупателями, это касалось, например, и 2035 аптек, 900 книжных магазинов, а также 700 домов отдыха профсоюзов.
- 3 300 крупных торговых предприятий и ресторанов, а также 263 отеля были приобретены и возрождены в основном крупными, обладающими значительным капиталом отечественными и иностранными покупателями, которые должны были их модернизировать и гарантировать рабочие места.
- Всего в восточной Германии в период с 1990 по 1996 гг. было приватизировано 13 815 промышленных предприятий, из них около 1/3 через МВО-МВI приватизацию. Ошибочная приватизация была исправлена, благодаря тому, что происходящее не скрывалось и было доступно наблюдению, а также благодаря демократическому контролю через средства массовой информации, благодаря Советам предприятий, судам и общественности, а также отчасти благодаря изъятиям, дополнительной санации и новой приватизации. Согласно закону о приоритетах при инвестировании, режим наибольшего благоприятствования касался новых инвестиций и создания рабочих мест.
[86]
Все меры были поддержаны проведением активной политики на рынке труда (обучение новым специальностям, общества занятости, меры по обеспечению занятости, преждевременный выход на пенсию), а также множеством видов помощи вновь образующимся предприятиям.
- Реприватизаторы (внуки, дети или оставшиеся в восточной Германии до национализации 1972 г.)
- Оставшиеся на административной службе хорошо оплачиваемые служащие и чиновники (напр., учителя, сотрудники вузов, медицинские работники, госаппарат, муниципальные работники).
- Переехавшие с территории старых федеральных земель, с их ноу-хау в свободных профессиях и предприятиях, а также в области административной службе (университеты, юриспруденция, полиция, армия, медицина и т. п.) в структурах аппарата и в политике.
[87]
- Свободные профессии (восточные немцы и переехавшие западные немцы).
- Восточногерманские пенсионеры, которые в основном имеют такое же положение.
Результаты формирования среднего класса или среднего слоя в новых федеральных землях:
За 10 лет в восточной Германии уже образовалось новое поколение среднего класса или среднего слоя (свободные профессии, научные работники, наследники семейных предприятий, сыновья владельцев, работающие в фирмах, служащие администрации).
В основном развитие в восточной Германии свидетельствует о том, что уже сейчас располагают современной инфраструктурой и самыми современными крупными предприятиями, вокруг которых группируются мелкие и средние предприятия, живущие отчасти за счет крупных (поставщики комплектующих, предприятия сервиса, предприятия снабжения, предприятия сферы услуг, предприятия по обеспечению чистоты), которых привлекли преимуществами при инвестировании, количество которых критикует европейское сообщество, хотя восточная Германия [88] объявлена зоной первостепенной важности (т. е. зоной самого активного финансирования из средств европейских социальных фондов и самых больших возможностей финансового стимулирования).
Оптимальные условия формирования среднего класса или среднего слоя в новых федеральных землях:
- Стимулирование со стороны государства (специальные кредиты банка возрождения, налоговые льготы при новых инвестициях, инвестиционные надбавки, конституционные и законодательные гарантии собственности и безопасности, а также безопасность инвестиций, особые списания для тех, кто начинает новый бизнес, привлекают также и западных немцев, и иностранцев, государственное стимулирование строительства частных домов, реконструкции домов и инфраструктуры путем предоставления налоговых льгот.
- Надбавки к инвестициям, удешевляющие их до 30% (включая возврат ндс).
- Общественное признание достижений среднего класса или среднего слоя — например, присуждение титула «саксонский предприниматель года» и т. п.
[89]
- Квалифицированное обучение ремесленных мастеров и ремесленных подмастерьев, среднего медицинского персонала.
- Свободный доступ к вузовскому образованию для всех (свободные профессии — архитекторы, юристы, инженеры, творческие профессии, медики и т. п., отчасти несмотря на существование Numerus Clausus (листа ожидания), конституционные гарантии того, что абитуриенты могут учиться в вузе), бесплатное обучение в вузе.
- Свободное получение разрешения на частную практику, особое урегулирование для врачей, нотариусов и др.
- Активное лоббирование союзами интересов своих членов и поддержка этого системой палат.
- Службы занятости поддерживают теперь основателей новых предприятий из числа безработных специальными финансовыми средствами.
- Крупные переводы средств с запада на восток, например, 140 млрд. нем. марок в 1996 г. на «восстановление востока», включая те, что шли на нужды пенсионной и социальной систем и системы управления, среди прочего — второй рынок труда (ABM, ABS — рабочие места, финансируемые из общественных фондов, обучение), чтобы повысить шансы включиться вновь в первичный рынок труда, а теперь также
[90]
и шансы на самостоятельность — из безработных получаются успешные предприниматели.
- Подъем на востоке, несмотря на идеологические моменты (более высокий уровень безработицы в восточной Германии), в основном происходит благодаря среднему классу (напр., ремесленничество развито уже на том же уровне, что и в западной части Германии).
- Работоспособные средние и крупные предприятия в сельском хозяйстве, т. к. необратима земельная реформа и есть хорошие условия для структурных изменений и приватизации сельскохозяйственных производственных товариществ (LPG).
- Быстрое выравнивание пенсий восточногерманских пенсионеров до уровня западногерманских.
Неполноценная среда для формирования среднего класса или среднего слоя в России:
- Успешные основатели нового бизнеса в ранее недостаточно развитых отраслях, таких как, например, сфера услуг или торговля, частные научные исследования или технологические разработки, ремесленничество.
- Свободные профессии (адвокаты, врачи, аптекари, архитекторы, маклеры и др.).
[91]
Другие составляющие среды формирования отпадают из-за того, что имеющаяся социальная структура иная, что нет соответствующих экономических и социальных условий, а также вследствие того, что социально-экономическая политика слабо ориентирована на формирование этого среднего класса или среднего слоя. Кроме того, нет или почти нет случаев возвращения из-за границы с капиталом и ноу-хау, после кризиса лета 1998 г. средний класс или средний слой вновь пережил серьезную волну упадка.
Дефициты развития среднего класса или среднего слоя в России в сравнении с восточной Германией
1. Государственно-административные барьеры:
- Недостаточное стимулирование со стороны государства, быстрое сокращение числа возможных вариантов посредством налогообложения, небезопасность инвестирования и преграды для иностранных инвесторов, вокруг которых могли бы объединяться и развиваться российские малые и средние предприятия.
- Плохая поддержка тем, кто основывает новый бизнес, и инвесторам со стороны плохо оплачиваемой, нередко подозрительной и коррумпированной администрации — например, медленная процедура получения разрешений и согласований — за все нужно платить, но даже факт оплаты ничего не гарантирует.
[92]
- Общая скверная ситуация с оплатой в административной сфере вследствие того, что чрезвычайно раздуты штаты, и пуста государственная казна, так что работающие в этой сфере не могут быть отнесены к экономически благополучным представителям среднего слоя.
2. Финансовые преграды:
- Препятствия в виде риска банковского краха для иностранных коммерческих банков, которые могли бы обеспечить эффективную систему банковских и кредитных институтов, а также препятствовать спекуляциям, приводящим к банкротству.
- Зачастую более сильное лоббирование и финансовая поддержка неблагополучным крупным предприятиям, чем малым и средним предприятиям (см., например, президенты союзов предпринимателей)
- Нет эффективного содействия инвестированию, и нет возможности получения выгодных кредитов для малых и средних предприятий, а также наличие в высшей степени высоких процентов по кредитам и больших налогов.
3. Проблемы приватизации:
- Нет реприватизации;
- Нет действенной МВО-приватизации с рисками как концептуальной составляющей привлекательности в процессе
[93]
выживания для предприятий, и нет гарантии кредитов недвижимостью собственников;
- Не оцениваются покупатели или инвесторы при приватизации, отсутствует демократический контроль (например, в восточной Германии в процессе реприватизации и приватизации действовал закон о приоритетах при инвестировании, направленный на рабочие места и инвестирование в реконструкцию).
4. Проблемы лоббирования:
- Отсутствие инфраструктуры дееспособных опытных лоббирующих организаций и профессиональных объединений, а также региональных организаций с демократическими традициями для представителей свободных профессий и малых и средних предприятий (например, Федеральный союз врачей, палаты архитекторов, палаты ремесленников, объединение поставщиков комплектующих для автомобильного производства и др.).
- Большая поддержка, оказываемая тем, кто выиграл на криминальной ваучерной приватизации, или высшим эшелонам политической мафии, а также аппаратчикам.
5. Проблемы образования:
- Доступ к квалифицированному университетскому образованию для молодых людей в высшей степени затруднен и все чаще возможен только за плату.
[94]
- Падение качества образования и в связи с низкими зарплатами учителей и профессуры.
- Нет хорошего профессиональнотехнического обучения и на мастера по профессии — низкое качество.
6. Правовые проблемы:
- Недостаточные юридические гарантии, кроме того, противоречивость правовой системы, а также недостаточно развитое правовое сознание
- Нет государственных гарантий собственности, капиталовложений, нет ясности в вопросе о земле — все это не дает гарантий кредитов.
7. Социальные проблемы:
- Коммунистическое наследство — к каждому, кто больше имеет, испытывают недоверие, — нет политического и морального признания достижений нового среднего класса или среднего слоя.
- В отношении новой собственности и благосостояния не делается различий между источниками их возникновения: будь то результат успешного предпринимательства, или же собственность, полученная путем криминальной приватизации, или же благодаря попустительству и протекционизму высших эшелонов политической власти.
- Богатство так называемых «новых русских», а также криминальные случаи нередко приравнивают к тому, чего добивается своим упорным трудом дееспособный
[95]
и стремящийся к успеху новый средний класс или средний слой, и морально оценивают негативно.
Некоторые выводы
Вместо того чтобы уделять основное внимание поддержке отчасти развалившихся крупных предприятий, в России следовало бы изменить их структуру и предпринять санацию, а также выделить и приватизировать эффективные части предприятий, относящиеся к основному производству. Через их эффективную МВО-приватизацию, а также привлекая иностранных МВI –МВО-покупателей, можно стимулировать формирование среднего класса или среднего слоя.
Одновременно следовало бы задуматься о стабилизации малых и средних предприятий, создавая привлекательные условия для инвестиций, облегчая налоговое бремя для того, чтобы они могли развиваться, а также о выгодных стабилизационных и инновационных кредитах.
Так называемая ваучерная приватизация не привела к образованию среднего класса или среднего слоя, готового рисковать, принимать решения. В ходе продолжения приватизации следовало бы искать новые модели, подлежащие демократическому и общественному контролю. При этом следовало бы стимулировать как эффективную МВО-приватизацию, так и привлекать иностранных МВI–МВО-покупателей, чтобы поддержать формирование [96] среднего класса или среднего слоя эффективным решением вопросов собственности.
Следовало бы политически и морально высоко оценивать этих так «много и тяжело работающих и рискующих» предпринимателей. Особое внимание следовало бы обратить на то, чтобы хорошо образованной молодежи здесь были открыты перспективы для экономической самостоятельности и развития собственного бизнеса. Тем самым молодежь не будет подпадать под воздействие экстремистских взглядов, а будет поддерживать дальнейшее развитие демократического порядка.
Благодаря эффективному изменению структуры административной службы, научных и исследовательских учреждений и системы образования (оценка вузовских преподавателей и научных работников, ориентация на эффективность, более высокая и регулярная оплата труда лучших специалистов, а также создание перспектив для подрастающей смены) можно было бы и в этих сферах создать перспективы для постепенной интеграции части работающих здесь людей в средний класс или средний слой.
Систему образования следовало бы срочно реформировать и сделать более эффективной, а также ориентировать ее на сегодняшние потребности (это касается также и обучения на мастера и квалифицированного рабочего). Таким образом, средний класс или средний слой получит пополнение как в лице хорошо оплачиваемых преподавателей, так и — в перспективе — [97] в лице тех новых дееспособных предпринимателей, которых хорошо выучили.
Представители среднего класса или среднего слоя должны активнее развивать свою деятельность по лоббированию через свои союзы и объединения, а также обязывая в период выборов политиков участвовать в деятельной поддержке.
Таким образом, на основе существующих собственных внутренних резервов появились бы некоторые дополнительные факторы, способствующие формированию среднего класса или среднего слоя, существенные для стабилизации демократического развития и постепенного экономического подъема.
Литература
- Kenter M., Kroker R.: Stand, Entwicklung udn Bedeutung des unternehmerischen Mittelstandes in Russland, Systemtransformation Nr.5, Deutscher Institutsverlag, Koeln, 1995
- Belitz H. u. a.: Aufbau des industriellen Mittelstandes in den neuen Bundeslaendern, Beitraege zur Strukturforschung des Deutschen Instituts fuer Wirtschaftsforschung Nr.156/1995, Verlag Duncker& Humblot, Berlin 1995
- Клебанова И.И., Ходачкева А.М.: Малое предпринимательство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург 1998
- Tatsachen ueber Deutschland, Societaetsverlag Frankfurt/M. 1996
- Бруи Б.П., Курилина Е.В., Варшавская Н.Е., Чумарина В.Ш.: О развитии демографических процессов в Российской федерации в 1998 г., Вопросы статистики 10/1999, стр.30 и сл.
- Волков А.Г.: Население и рабочая сила в Российской федерации — тенденции и перспективы, Вопросы статистики 10/1999, стр.39 и сл.
- Мазурова Г.В.: Малые предприятия России в 1998 году, Вопросы статистики 8/1999, стр.3 и сл.
- Gruhler W.: Succesful management in German small and medium sized enterprises — possibilities of traduction into economies in transformation, Paper presented at the conference «New forms of management, privatisation and participation», at State University St. Petersburg, Faculty of Management 19./20. July 1999
Добавить комментарий