Проблема самоидентификации «среднего класса»

[57]

Настоящий доклад выполнен по материалам, полученным в результате работы по программе «Лидер — 2004» МОПО «Средний класс». Работа заключалось в социологическом опросе при распространении пилотного выпуска газеты «Российский средний класс». По репрезентативной выборке, пропорционально представляющей основные группы взрослого населения Санкт-Петербурга, на дому дважды было опрошено 1500 респондентов. Главная цель исследования — изучение возможностей и механизмов самоорганизации [58] среднего класса в условиях современного Санкт-Петербурга. Цели опроса:

  1. Выяснение соотношения лексических значений понятия «средний класс», используемого в речевом обиходе населения Санкт-Петербурга, с одной стороны, и современного научного словоупотребления, с другой.
  2. Выяснение возможностей изменений трактовки в массовом восприятии понятия «средний класс».
  3. Выяснение эмоциональной окраски восприятия понятия «средний класс» для разных социальных групп.
  4. Выяснения возможностей отождествления себя со «средним классом» в массовом сознании.
  5. Выяснение возможностей корреляции в самоидентификации основных социальных групп населения Санкт-Петербурга в связи с практической реализацией программ МОПО «Средний класс».

На первом этапе (при доставке газеты) респондентам были заданы следующие вопросы:

  • Что такое, по-вашему, «средний класс» в современной России;
  • «Относите ли вы себя к среднему классу»;
  • «Будет ли содействовать вашим интересам объединение представителей среднего класса для решения своих повседневных проблем».

На втором этапе (при вторичном обходе) интервьюеры выясняли, как повлияло знакомство с материалами газеты на ответы респондентов. [59] Результаты оказались следующими.

  • 62% опрошенных отождествляют понятие «средний класс» с понятием «среднеобеспеченный» слой населения, сложившимся в условиях СССР 60-70-х годов (в основном респонденты старших возрастных категорий: от 40 лет).
  • 12% опрошенных ориентируются на представление о «среднем классе», почерпнутом из новейших средств массовой информации;
  • 20% опрошенных вообще не готовы решить определить свою принадлежность к какому бы то ни было социальному слою;
  • 6% опрошенных отказываются от ответа;
  • отождествить себя со «старым», «советским» средним классом готовы 57% опрошенных;
  • к «новому» среднему классу готовы себя причислить всего 6% опрошенных;
  • позитивно и скорее позитивно возможность идентификации со средним классом оценивают 34% опрошенных;
  • негативно и скорее негативно к возможности такой идентификации относятся 16% опрошенных;
  • остальные — 50% взаимосвязи со средним классом не рассматривают в оценочных критериях;
  • «переход» в категорию среднего класса как позитивную для себя возможность рассматривают до 43% опрошенных;

[60]
  • готовы предпринимать определенные действия и прилагать усилия для такого перехода — 2%;
  • считают перспективным объединение представителей среднего класса для решения экономических, социальных и политических проблем 11% опрошенных (большинство из возрастной группы от 18 до 40 лет);
  • не видят смысла в таком объединении — 43%;
  • затрудняются с ответом на этот вопрос — 50%;
  • отказываются отвечать — 6%;
  • готовы принять участие в работе общественной организации 6%.

На основании проделанной работы мы приходим к выводу о том, что социальные процессы, ведущие к формированию современного среднего класса в Санкт-Петербурге, проходят начальную стадию, при которой общие тенденции пока не определились. Общественное осознание этих процессов значительно запаздывает.

Все сказанное позволяет выдвинуть гипотезу о том, что значительная часть населения ориентирована на стереотипы сознания и поведения, выработанные на опыте жизни в условиях государственного патернализма и к самоорганизации в новых условиях не готова.

Для такой самоорганизации условия могут появиться еще не скоро, а любые программы, направленные на ускорение процесса самоидентификации среднего класса еще долго будут требовать значительных расходов.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий