Проблема образованности в теории и практике образования состоит в постоянно воспроизводящемся противоречии между объемом накопленного человечеством знания и индивидуальными личностными способностями и потребностями в их усвоении и использовании.
Сегодня формируются новые каноны культурности и образованности, которые станут ориентирами в стратегических поисках технологий образования и организационных моделей образовательных учреждений. Поэтому правомерен вопрос о содержании понятия «образованный человек» в ХХI веке. Императив культурности может определяться по-разному, например, так: «Культурность человека понимается как стремление к реализации высших ценностей и идеалов» 1.
В качестве сквозных характеристик культурного («образованного») человека называются: понимание мира, знание мира и себя в нем, умение или творение, готовность к дальнейшему развитию 2.
[178]
Эти же авторы приводят и интересную систематизацию определяющих характеристик взрослого культурного человека (студента):
- Терпимость, или толерантность.
- Адекватность человека среде и ситуации.
- Культура нормативного поведения и социального взаимодействия.
- Культура интеллектуальной и предметной деятельности.
- Культура саморегуляции и личностного самоопределения.
- Общецивилизационная культура.
- Социальная ответственность 3.
Кажется бесспорным, что понятие «культурный человек» не тождественно существующему понятию «человек образованный». «Образование есть прежде всего и по преимуществу именно подготовка к участию в социальной жизни» 4. «Образованность» — составная часть общей личностной культуры. Норма образованности определяется обществом стихийно, но ее критерии могут быть сформулированы и описаны. Образованность Евгения Онегина не вызывала сомнений: «Чего Вам боле? Свет решил, что он умен и очень мил!», хотя, фактически, его образование сводилось к знанию иностранного языка, современных ему технологий общения и определенных навыков (танцы, стрельба, езда верхом). Знание экономической теории и наличие книг в деревенском доме считались уже признаками очень культурного человека. Каноны образованности пушкинского времени — это: необходимо знать то, что знают люди вашего круга. Если мы рассмотрим Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», то увидим, что каноны образованности изменились. Он учился специальным наукам, и поэтому считается образованным человеком. Однако, так же, как Шерлок Холмс, он думает, что не все знания необходимы, и не все науки достойны того, чтобы быть изученными. Вместе с изменением понятия «образованности» меняется и понятие «невежества». Характерно, [179] что содержание как образованности, так и невежества в большей степени относится к гуманитарным наукам и коммуникативным техникам, чем к специальному знанию. Ч. Сноу в своей книге «Две культуры» остроумно заметил, что человек, не знающий Шекспира, считается невеждой, а человек, не знающий законов термодинамики, по этой «номинации» осуждаться обществом не будет.
Личность по своей природе пластична и изменчива, ее развитие представляет собой сложный процесс единства виртуального и объективного. Для блага личности и общества необходимы особые знания, свойства, навыки и умения, которые сами собой не появляются, а требуют особых усилий по их формированию. «Прививка культуры природному дичку-человеку осуществляется в ходе образования и благодаря ему. Необходимость образования предопределена невозможностью культурной преемственности по механизмам биологического наследования» 5. Образование дополняет стихийную, или естественную социализацию (осуществляемую практическим показом в семье и подражанием в процессе повседневного бытия) сообщением и усвоением концентрированного, специально отобранного знания с целью преодолеть узость кровнородственного сознания и подчинить его интересам более широкой общности — этноса, государства и т.п.
В образовательном процессе слиты образование, просвещение, обучение и воспитание. Если образование еще может быть ограничено информационно, пространственно и во временнoм отношении, то просвещение и обучение принципиально не ограничены ничем. Образованный человек просвещается сам и просвещает других.
Каждая эпоха определяет содержание образованности в свойственных для нее понятиях. Например, древние греки обладали представлениями о Космосе и взаимодействии в нем смертного человека и бессмертных Богов. Сегодня социально ответственная личность имеет свой взгляд на ноосферную реальность. Происходит формирование новой системы ценностей: ценности здоровья, [180] благополучия в семье, профессионализма, корпоративности, гармоничного сочетания личного и общественного.
Образованность не может быть одинаковой или застывшей постоянной. Современный человек живет стандартами минимума и максимума образованности. Минимум может быть определен в качестве границы образованности и невежества: минимум общественно необходимого обязательного образования, минимум образованности для получения профессии, минимум образованности для определенного слоя (страта, сословия, класса).
Более или менее завершен процесс интеграции критериев образованности мужчин и женщин. В этом смысле многолетняя борьба женщин за свои права увенчалась успехом. Не существует ни профессионального, ни бытового знания, которое было бы необходимо только мужчинам или только женщинам. Образованный мужчина и образованная женщина должны соответствовать универсальным канонам образованности.
Однако все больше дифференцируются возрастные этапы образованности. В любом возрасте и на любой стадии образования существуют «отличники» и «двоечники». Поэтому можно формировать идеальные модели минимума и максимума образованности культурного человека применительно к разным этапам его взросления:
- I этап (3 года — 17 лет): обучение социально необходимому минимуму знаний (семья — дошкольные учреждения — школа).
- II этап (17лет — 22 года): обучение профессии, социально необходимому минимуму специальных знаний и умений (специальные учебные заведения).
- III этап (после 22 лет): удовлетворение собственных информационных потребностей и выработка знаний и умений оценивать себя: свои способности, свои возможности, свои достоинства и недостатки.
В многочисленных исследованиях ценностных и мировоззренческих ориентаций российской молодежи делаются попытки систематизации этих ориентаций по различным критериям, например, типологизация ценностных ориентаций современной молодежи по трем составляющим социальной жизни человека: межличностному [181] общению, развлекательно-рекреационным контактам и общественной деятельности 6.
Возможна некая систематизация содержания образованности прежде всего в соответствии с целями или смыслами образования:
- обязательный минимум знаний, необходимый для жизнедеятельности;
- минимум специального образования, необходимый для профессиональной деятельности;
- минимум общей культуры и эрудиции, необходимый для успешной коммуникации и личностного роста.
Образованность в современном понимании включает в себя:
- Знания и умения, необходимые для деятельности в конкретной области (например, следует разграничить фундаментальное и профессиональное знания: первые необходимы для выработки мировоззрения и методологии, вторые — для получения профессии).
- Объемы гуманитарных и естественнонаучных знаний, позволяющих интегрировать культуру современного образованного человека.
- Знание информационных технологий и иностранных языков, что, с одной стороны, представляет собой некий возврат к канонам образованности, существовавшим в дореволюционной России, а с другой — символизирует переход в ХХI век.
- Медицинские знания, необходимые человеку для сохранения своего физического здоровья, и психологические знания, способствующие наиболее комфортному существованию личности в окружающем ее социуме.
- Знание практик общения и самопознания.
К норме образованности относится и знание о знании и способах приумножения знания.
Итак, можно выделить:
- знания и умения специальные, ориентирующие, жизненные, которые обеспечивают профессию, адаптацию и комфорт;
[182]
- знания и навыки в сфере техник и технологий, которые обеспечивают получение информации, эффективность коммуникаций, глубину самопознания.
Очевидно, что к концу ХХ века происходит изменение содержания образовательного минимума и максимума. Основные тенденции изменений сводятся к следующим:
- Усиливается значение общекультурной основы и высшего (причем университетского) образования.
- Научное знание в системе культуры современного человека дифференцируется на собственно знание научных достижений, законов, открытий; профессиональное научное знание и фактическое знание — эрудицию. Значение эрудиции для соответствия идеалам образованности даже возрастает, поскольку в профессиональной сфере господствует узкая специализация.
- Появились новые стандарты технической образованности, универсальные для «гуманитариев» и «технарей»: навыки и умения обращаться с машинами, владение современными информационными технологиями.
- По-новому ценятся знания, умения и навыки особого рода — этикет, дизайн, технологии общения, хиромантия, астрология, экстрасенсорные способности.
Для современного молодого образованного человека изменилось соотношение знания, полученного из специальных информационных источников и знания, проистекающего из повседневного опыта. Аксиома апперцепции констатирует зависимость всех последующих восприятий от содержания и структуры предшествующего опыта. Отсюда вытекают два следствия: 1) одинакового восприятия быть не может; 2) если нет опыта, восприятие «неправильное» или отличается от ситуации, когда какой-то опыт есть. Молодой человек получает знания, например, ухода за ребенком или техники секса, из информационных источников и вне, и до своего личного опыта. Отсюда следует изменение установок, ценностей и мотиваций по отношению к сложным реальным ситуациям.
Таким образом, автор выделяет: ступень обязательного образования, ступень контролируемого самообразования, ступень альтернативного [183] переобучения. Возвращаясь к идее образовательного времени, можно сделать заключение о конечности любого образовательного цикла и бесконечности образования как процесса.
Проблема становления новых канонов образованности связана с общей идеей нового образа человека, характеризующегося наличием у него глубоких профессиональных знаний и навыков, его обученностью конкретным знаниям и навыкам, готовностью к неоднократной смене профессиональной деятельности, способностью к переобучению. Перед современной высшей школой стоят две педагогические задачи: сформировать молодого человека, способного изменять себя и окружающую социальную реальность; научить его принимать эту реальность и быть успешным внутри ее.
С середины ХХ века возникает и развивается мировая концепция непрерывного образования. Постановку вопроса о непрерывном образовании можно считать появлением нового канона образованного человека современного общества. Эта концепция имеет двоякий, даже троякий смысл:
- Образованный человек — тот, кто учится всю жизнь.
- Настоящий профессионал переучивается всю жизнь.
- Обязанность общества — учить человека всю жизнь.
Если рассматривать образовательный жизненный цикл в таком аспекте, то он претерпевает значительную трансформацию. Если раньше считалось, что существует дошкольное, школьное, высшее и специальное образование, то теперь можно говорить: о первой стадии образования, которая регулируется обществом и государством и имеет своим результатом включение личности в активную социальную жизнь; о второй стадии образования, которая обеспечивается существующей системой и имеет своим результатом личностный выбор профессии и социально-экономического уклада жизни; о третьей стадии, которая определяется личностным выбором и имеет своим результатом изменение указанных параметров. Эти стадии, безусловно, совпадают с возрастными этапами становления личности и демонстрируют изменение отношений субъектов образовательного процесса. На первой стадии образование оказывается социальной обязанностью личности и выступает социально-правовым стартовым капиталом. На второй стадии общество и [184] личность, заинтересованные друг в друге, используют институт образования для регулирования взаимоотношений. На третьей стадии личность и система образования окончательно вступают в партнерские отношения.
Непрерывное образование может рассматриваться как общественная обязанность, поскольку любые услуги, получаемые личностью от социума, должны сопровождаться дополнительными усилиями со стороны самого человека.
Образованный человек образовывает себя сам. Особое значение приобретают обыденное знание, знание повседневности, а также ориентационное знание — способность ориентироваться в мире. «Образование есть прежде всего предупреждение о ловушках, пропастях, опасностях жизни, в частности об опасностях иллюзий и заблуждений, есть система профилактики ошибок и катастроф» 7. Источниками формирования знаний такого рода оказываются средства, предоставляемые современным информационным обществом. Отсюда две задачи человека образованного: 1) сформировать собственные информационные потребности и познавательные способности для получения позитивной информации из этих источников; 2) выработать защитные механизмы против информационной агрессии средств массовой информации.
Образованность всегда понимается как ценностно-ориентированное знание. Скажем, античная система образования строилась на идеях рациональности и гражданственности, на развитии личности, на знании как добродетели. Основой педагогики была полисная идеология, поэтому в центр образовательного процесса ставилось искусство красноречия и правильного сочетания слов (риторика, грамматика, логика, философия). В Греции в рамках «пайдейи», или «заботы о себе», искусство правильной речи считалось весьма важным: ведь даже принятие государственных решений зависело от того, насколько убедительно и аргументировано мог свободный грек
[185]
выразить свое о них мнение на агоре — площади, где решения обсуждались и принимались. Неудивительно, что забота о слове, культивирование искусства речи и письма стали необходимостью для образованных людей. Античные стандарты образованности включали в себя не только знание знания, но и постоянную тренировку духа, речи и тела.
В любую эпоху к минимуму информационного насыщения всегда прибавлялся некий культурный компонент (например, знание Закона Божьего, или знание языка цветов). Сюда можно еще добавить и социальный компонент — целенаправленное воспитание знаний и умений демонстрировать социально одобряемые качества. Если для древних греков это была активная гражданская позиция, то в эпоху христианского средневековья формируется личность, ориентированная на культуру стыда, то есть на общественное мнение и самоконтроль.
Современный подход к образованию есть отношение к нему как к важнейшей «социокультурной технологии, во многом определяющей тип социальной организации общества и его интеллектуальный уровень», призванной решить следующие задачи:
- формирование и проектирование через систему образования новых форм жизни;
- формирование общих интеллектуально-волевых процессов;
- воспроизводство национально-ориентированной интеллигенции;
- образование в мегаполисе — формирование менталитета и культуры интеллигенции мегаполиса 8.
Та же идея актуализируется в отношении регионального уровня образования. Территория становится субъектом проектирования и программирования своего развития, в том числе с помощью территориальной системы образования и через проектирование культурных и образовательных процессов в рамках региона. Система высшего профессионального образования в России в своем стратегическом развитии должна основываться на модели образованного молодого человека следующего тысячелетия, которая при этом может включать в себя три интегрированных направления:
[186]
- Формирование социально активных студентов — граждан России.
- Развитие у студента общей культуры российского интеллигента.
- Профессионально-трудовое воспитание студентов 9
Образованность как результат университетского образования представляет собой единство профессиональной компетенции и общей культуры. Структура образованности понимается как социально определенный и социально необходимый минимум знаний, позволяющий:
- Иметь общие представления об объективной реальности и субъективный уровень эрудиции;
- Овладеть специальными знаниями и субъективно обеспечивать уровень профессиональной компетенции;
- Сформировать субъективные познавательные информационные потребности, обуславливающие уровень личностной культуры.
Образованный молодой человек ХХI века должен формироваться в диалектическом единстве полной свободы и тотального контроля. Система образования может быть перевернута в соответствии с психологией юношества и менталитетом студента. Потребность в практических прикладных знаниях, обеспечивающих социализацию личности, социальную и профессиональную адаптацию, материальный комфорт и благополучие, должна по времени предшествовать общекультурной, фундаментальной и теоретической подготовкам, потому что потребность в обобщении, абстракции, в поиске высших смыслов и символов рождается из жизненной практики, а не из резонерства преподавателей и руководителей.
Современный цивилизованный человек — человек образованный. Что это значит? Прежде всего, он имеет образование, соответствующее его роду деятельности, то есть у него — образованность честолюбивого профессионала, который учился не для того, чтобы провести время в колледже, институте, университете, а для того, чтобы стать кем бы то ни было. Кроме того, он образован технически. [187] Поскольку европейская и американская цивилизация представляет собой информационное общество, то члену этого общества навыки и умения обращения с соответствующей техникой присущи от рождения, он учится им одновременно с общей социализацией. Отличие европейской и американской образованности от российской — и в объеме правовой образованности граждан. Таким образом, в универсальный образ цивилизованного человека Запада образованность входит некоей составляющей, главным содержанием которой выступают профессиональная компетентность, владение современными информационными технологиями и знание законов.
Если в менталитете социума и молодежи доминирование модуса «иметь» сменится доминированием модуса «быть», то общественная значимость личности будет измеряться в том числе уровнем и содержанием ее образования. А это означает возвращение к высшему университетскому образованию как жизненно необходимой ценности. Каноны образованности в ХХI веке перестают быть жестко привязанными к возрасту, социальному статусу, профессии, образу жизни. Быть образованным означает, в том числе, и быть свободным в выборе траектории образования и свободу изменения профессиональной составляющей высшего образования. С другой — образованность все больше включает в себя знания и практики самоконтроля, самосовершенствования, самопонимания. Образованный молодой человек — это личность, способная к изменению своих социальных и профессиональных ролей благодаря полученным в образовательных учреждениях знаниям. Это личность, владеющая практиками самопознания, самоконтроля и самосовершенствования. Это личность, признающая власть общественного контроля и реализующая свою потребность в свободе в гибкой системе социальных практик.
- [1] Ноосферная парадигма образования: От лицея к университету. Мат-лы лицейско-университет. науч.-метод. конф. Иваново, 23-25 апр. 1997 г. Иваново, 1997. C. 38-39.
- [2] См.: Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта // Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кравченко Т.А., Морозова Н.А. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. C. 33.
- [3] См.: Там же. С. 59.
- [4] Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 1998. С. 257.
- [5] Педагогическая антропология. — Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Издательство УРАО, 1998. Педагог. Антр. С. 19.
- [6] См.: Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН. М., 1998. Т. 68. № 6. С. 504-509.
- [7] Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики образования: очерк проблем и методов их решения. М.: Издательство Российского открытого ун-а, 1994. С. 15.
- [8] См.: Рубцов В.В., Громыко Ю.В. Программа Столичное образование: Цели, задачи, возможности // Magister. М., 1995. № 1. С. 33-38.
- [9] Основы концепции и программы воспитания студентов вузов: Метод. пособие / Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. С. 103.
Добавить комментарий