Социальное качество образования

[394]

Современный этап перманентного реформирования российского образования в официальных документах определяется как этап модернизации. Программа реформирования столичного образования, например, так и называется: «Модернизация московского образования». Модернизировать что-либо значит «изменять соответственно требованиям современности».

Требования современности есть прежде всего требования развития социального целого, частью которого является сфера образования. Направление и ускорение развития части и целого могут не совпадать, что ведёт к возникновению между ними противоречия, разрешению которого способствует подчинённость их законам развития системы. Итак, социальное целое и сфера образования одновременно взаимодействуют по законам части и целого, элемента и системы. Так как возможности влияния системы носят мировой (глобальный) характер, а целого и части — региональный, то противоречия их взаимодействия разрешаются в пользу системы. Компромиссом в их борьбе может быть то, что обусловливает активность каждой из сторон — самостоятельность. Искусство управления социальными процессами (реформами), следовательно, заключается в определении оптимальной для имеющихся условий степени самостоятельности взаимодействующих сторон. Величина самостоятельности каждой из сторон отношения (целого и части, системы и элемента) может служить показателем его социального качества. Само же отношение, как его определял Гегель, есть единство самостоятельностей сторон. Если самостоятельность одной из сторон ничтожно мала, то отношение уступает место связи, имеет место [395] не взаимодействие субъектов, а воздействие субъекта на объект. Очевидно, отношение и связь обладают различным социальным качеством.

Итак, нам известен один из критериев социального качества общественных отношений, любого их вида, — самостоятельность сторон. Общественно значимая деятельность имеет свой критерий социального качества. Для субъекта деятельности он выражается единством её цели и смысла, для объекта — единством цели и значения. Постижение смысла деятельности есть вид социальной рефлексии. Таким образом, рефлексия единства цели и смысла деятельности позволяет оценивать социальное качество деятельности, то есть является его критерием. Следует заметить, что основой противоречия единства цели и смысла является их одновременная принадлежность части и целому, подчинение как законам их взаимодействия, так и законам развития системы.

Знание критериев социального качества общественных отношений и деятельности позволяет анализировать любые общественные процессы, их социальное качество. В данном случае нас интересует социальное качество реформирования образования. Влияние системных закономерностей развития сферы образования в процессе её реформирования отражают государственные документы, определяющие политику и стратегию управления образованием: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования». Региональные (городские) программы также подчинены действию системных закономерностей развития; «волю» части целого представляют отдельные элементы системы: дошкольные учреждения, школы, вузы. Отстаивать свои интересы им помогает принадлежность к целому — району или округу, городу или государству. Но развитие целого (района, города) определяется не только законами (документами) системы образования; у целого свои интересы, в осуществлении которых оно относится к части как средству. Различие интересов части и целого не исключает единства условий их существования (политических, экономических, экологических), а следовательно, совпадения целей деятельности. В современных условиях общим направлением развития отдельных сфер общества является либерализация.

Суть либерализации, согласно Национальной доктрине образования, может быть представлена формулой: «демократизация, индивидуализация, конкуренция». Следует заметить, что данная формула применяется не к отдельному индивиду, а к системе образования как к целому. При изменении характера единства частей целого необходимо учитывать изменение степени самостоятельности как частей, так и целого, уменьшение величины которой создаёт угрозу их уничтожения. Примером действия данной закономерности является распад Советского Союза.
[396]

Новая социальная реальность, в которой находится школьник, содержит аналогичную угрозу. СМИ, телевидение, реклама, маркетинг, паблик рилейшнз стремятся создать из человека потребителя, то есть ограничить его самостоятельность. Потребитель — символ нашего времени. Мы видим столкновение двух идеалов образования: самостоятельной творческой индивидуальности и послушного («хорошего») потребителя. Первый идеал формируется школой, второй — социальной средой. Осознание данного противоречия современного российского образования является условием его разрешения.

Поиск путей решения ведётся представителями разных областей знания: науки, религии, искусства, философии. Каждый из них прокладывает свою дорогу к цели, не опираясь на плечо соседа, иногда даже препятствуя ему. Значительный вклад в решение данной задачи внесли С.Г. Кара-Мурза («Манипуляция сознанием»), Г.Г. Почепцов («Психологические войны»), Ю.В. Щербатых («Искусство обмана»), Издательский Дом «БАХРАХ-М» («Реклама: внушение и манипуляция» / Редактор–составитель Д.Я. Райгородский) и другие представители научного знания. Результаты философского осмысления проблемы представлены в работах Д.И. Дубровского, Б.Н. Бессонова, П.С. Гуревича. Способы решения проблемы путём воспитания духовной культуры школьника исследуют Ю.А. Огородников, Н.П. Пищулин («Философия образования»). Таким образом, представители различных областей знания заняты сегодня решением одной проблемы — проблемы социального качества образования. Обществу далеко не безразличен результат её решения, определяющий социальный выбор выпускника школы, его социальную позицию.

Возникает вопрос о роли школы, представителей педагогической науки, руководителей сферы образования в решении проблемы социального качества образования. Ответ на него может быть дан в результате исследования всех элементов системы образования в интересующем нас аспекте. Одно из его направлений — анализ социального качества школьных учебников. Проведённый нами соответствующий анализ учебника по предмету «Обществознание» (руководитель авторского коллектива д. п. н., проф., академик РАО Л.Н. Боголюбов; в 2001 году вышло шестое издание учебника) не позволяет говорить о позитивном решении проблемы. Одна из причин неудовлетворительного качества учебника — в уровне применяемой авторами методологии.

В данной статье мы не затрагиваем другие направления исследования проблемы социального качества образования, ограничиваясь характеристикой её сути и довольствуясь привлечением к ней внимания научной и философской общественности.

Комментарии

Социальное качество образования

Аватар пользователя неизвестный автор
неизвестный автор
пятница, 03.11.2006 12:11

Поднята проблема наиважнейшая. Мы педагоги должны содействать становлению человека- творца. Потребление-это только средство для достижения самостаятельности.

Добавить комментарий