Формы и методы работы с биографией подростков в учебно-воспитательном процессе

[340]

Подростковый возраст — завершающий период детства, в течение которого решаются задачи личностного, социального и профессионального самоопределения. В этот период формируются жизненные ценности, происходит осознание своих интересов, способностей, возможностей, формируются общие взгляды на жизнь. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. Именно в таких условиях находятся сегодняшние подростки и юноши из-за чрезвычайно быстрого изменения стиля жизни, идеологии, общественной системы ценностей.

В этих условиях возрастает роль педагога, педагогическая деятельность которого направлена не только на обогащение личности знаниями, но и на воспитание Человека, создание условий для реализации творческого потенциала и самостоятельного определения своей судьбы. Помощь педагога заключается не только в активном, формирующем воздействии на сознание и психику детей, но также в создании условий для активизации процессов жизненного самоопределения школьников.

Под жизненным самоопределением мы понимаем процесс биографического развития личности, который проявляется в оценке и осмыслении человеком отдельных разрозненных биографических эпизодов, объединение их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира. Биографическое мышление активно формируются в подростковом возрасте, когда подростки пытаются определить свое будущее, разработать жизненные планы и стратегии их осуществления. Осознание и коррекция субъективной картины жизненного пути, активизация у школьников способностей к самоопределению возможны в учебном процессе на основе работы с биографиями. Биография является важным предметом и средством педагогического взаимодействия.

Однако проблемы использования биографии в воспитании и коррекции личности не получили должного отражения [341] в педагогической литературе. Поэтому важно определить то влияние, какое оказывает биография на внутренний мир человека, его отношение к себе и к другим людям.

Интерес к биографиям и автобиографиям как педагогическому средству в воспитании детей возникает в русской педагогике в конце девятнадцатого века. Задача развития личности, воспитания Человека становится определяющей в русской педагогике конца XIX — начала XX века. В связи с развитием экспериментальной психологии в научный оборот педагогики вводятся различные методы и методики. Наряду с такими методами, как эксперимент, тесты, наблюдение, в педагогической практике широко использовались воспоминания взрослых о своих детских переживаниях, автобиографические произведения, основанные на воспоминаниях детства (Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков). Данный подход обусловлен тем фактом, что «отдельная личность может быть правильно понята только тогда, когда известна история ее развития в первые годы… Не зная, как дитя было поставлено в первые годы своей жизни, мы не сумеем понять, как из него вышла такая, а не другая личность» (3, 230).

В.П. Вахтеров широко использовал в своей педагогической практике биографии и автобиографии. Сопоставляя данные и факты детских лет с данными других возрастных периодов, он имел возможность определить влияние детства на умственное и нравственное развитие человека. «В биографиях мы находим не только действия, но очень часто и мотивы этих действий и внешние условия, вызвавшие те или иные стремления, чувства и представления, определяющие данное действие или направление деятельности» (1, 350). Он использует в педагогическом процессе как жизнеописания знаменитых людей, поскольку некоторые человеческие свойства в них выражены ярче, так и биографии людей обыкновенных, используя для этого анкетирование.

Биографии и воспоминания других людей использовались в педагогическом процессе как метод не только познания и изучения личности ребенка, но и формирования ее. К.Н. Вентцель использовал для этой цели журнал «Летописи Дома Свободного ребенка», где дети сами или при участии взрослых записывали свои воспоминания, краткий очерк своей жизни до поступления в учреждение. Он отмечал, что чем моложе дети, тем больше их надо знакомить с историей под видом тех или других художественных рассказов из жизни человечества, сказок, легенд, либо воспоминаний взрослых о тех событиях, которые им пришлось пережить (2).

Интерес к педагогической концепции К.Н. Вентцеля обусловлен тем, что в ней представлена оригинальная модель нравственного развития и воспитания личности ребенка. Он отмечал, что подлинное [342] развитие осуществляется не извне, а путем самостоятельной творческой работы, развития «внутреннего человека». Поэтому в основу обучения нравственности должен быть положен принцип исследования человеком целей своей жизни. Анализ жизненных целей должен осуществляться детьми на основе переработки своего практического опыта.

В педагогической концепции особое внимание уделено развитию способностей к целеполаганию и прогнозированию жизненного пути. Развитие способностей к целеполаганию осуществляется на основе сравнения жизненных целей, их гармонизации. Осознание и осмысление частных жизненных целей способствует также охвату тех целей, которые отдалены во временной перспективе. По-прежнему актуальны такие методы работы с жизненными целями, как запись фактов жизни, самоотчеты, определение связей между различными целями, а также между целями и средствами их достижения.

В педагогическом процессе можно выделить следующие функции биографии как средства воспитания: обучающая, регуляторная, ценностно-смысловая, проектировочная, психотерапевтическая.

Обучающая функция биографии заключается в иллюстрировании человеческой жизни, характеристике отдельных этапов и событий жизненного пути. Знакомясь с биографиями, человек приобретает уникальный опыт поведения в различных жизненных ситуациях. Обращаясь к биографии, он имеет возможность увидеть развитие в динамике, рассмотреть жизнь в более широком контексте, познать законы и механизмы становления индивида в определенной среде. Популярность художественных произведений (романов), кинофильмов, имеющих биографическую тематику, связана с возможностью человека замечать, выделять и осознавать факты и события в собственной жизни и жизни других людей, корректировать и компенсировать недостающие знания.

Регуляторная функция биографии связана с процессами конструирования и реконструирования человеком своего жизненного пути. Если обучающая функция биографии акцентирует внимание на познании биографии других и самопознании, то регуляторная — на самоизменении личности. Процессы конструирования жизненной истории осуществляются с раннего детства.

В детском возрасте на основе знакомства с мифами и сказками, идентификации с их героями и персонажами у ребенка формируется первоначальная схема жизни, содержащая самые первые представления о мире и поведении человека. Образы мира и практик человека, которые еще носят смутный и неотрефлексированный характер, в дальнейшем прорабатываются и уточняются в игровых действиях, поисковой, познавательной активности, в наблюдении детей.
[343]

В подростковом возрасте актуальной становится проблема выбора жизненного пути. Молодые люди испытывают острую потребность в осознании происходящих в их жизни событий и в управлении ими. Знакомясь с биографиями других людей, подростки и юноши имеют возможность осознать направление своей жизни, понять ее важнейшие темы и сконструировать свою биографию. Именно в этот период в их жизни особое место занимают автобиографические анкеты и дневники, которые можно рассматривать как формы познания и управления собственной жизнью.

Ценностно-смысловой аспект биографии проявляется в стремлении человека понять свою жизнь в более широком контексте. Отношение человека к своей судьбе, к призванию как антропологическая характеристика существования находит свое преломление в интересе к биографиям. Изучение биографий позволяет осмыслить человеческую жизнь в истории, связать разрозненные эпизоды и события жизни в единое целое, понять уникальность своей жизненной истории. Развитие способности человека к осознанию и осмыслению своей жизни, определению призвания и смысла существования может рассматриваться как важнейшая задача педагогики. Реализация данной задачи возможна на основе знакомства с биографиями, постижения ценностей и смыслов, обуславливающих жизненные выборы и поступки человека в различные периоды его жизни. В процессе ознакомления с жизненными историями развивается рефлексия, проясняются жизненные смыслы, расширяется смысловое пространство личности.

Проектировочная функция биографии находит отражение в стремлении индивида к прогнозированию и проектированию жизненного пути. Особенно актуальна эта задача в подростковом и юношеском возрасте, когда формируется ориентация на будущее, создается проект будущей жизни. Интерес к биографии возникает как возможность увидеть свою жизнь в определенной перспективе, в целостности. Жизнь другого человека является своего рода моделью, относительно которой проектируется своя жизнь. Подросток примеряет различные биографии к себе, соотносит их со своими событиями, фактами биографии. Проектирование жизни в подростковом возрасте происходит стихийно, в зависимости от влияния различных факторов. В ближайшем социальном окружении выделяются «значимые Другие», биографии и события жизни которых являются предметом пристального внимания и освоения. Поэтому педагогическая задача в работе с биографиями в подростковом возрасте заключается в том, чтобы организовать процессы конструирования собственной биографии на основе изучения биографий как участников группы, так и выдающихся личностей.
[344]

На основе идентификации с биографиями активизируются процессы принятия себя, самоценности своего «Я», ориентировки в смыслах и ценностях человеческой жизни. Благодаря этому достигается психотерапевтический эффект, так как человек имеет возможность переживать, осознавать и воспринимать состояния себя и других, управлять собственными переживаниями, анализировать их, формировать навыки активного отношения к своей жизни.

Биографическое развитие подростков в педагогическом процессе может быть обеспечено на трех уровнях: в процессе п??еподавания гуманитарных предметов, во внеурочной деятельности и в социально-клубной работе.

В процессе преподавания гуманитарных предметов акцентируется внимание на привлечении средств для создания эмоциональной и событийной насыщенности урока (эффекты неожиданности, таинства и загадочности), создании условий для проживания тех или иных событий, формировании умений фиксации и интерпретации событий, происходящих в жизни группы и отдельного человека.

Особое внимание уделяется активному использованию биографического материала в учебном процессе, знакомству школьников с биографическими фактами жизни литературных и исторических героев, ролью этих фактов в профессиональном и личностном становлении.

Для активизации биографического мышления подростков могут быть также использованы такие формы занятий, как урок-фантазия, урок-тренинг, урок-игра, урок-путешествие, урок-дискуссия.

На уроках-фантазиях школьники моделируют свою будущую жизнь, создают различные ее варианты. Попытка вообразить будущие жизненные цели создает условия для определения многих потребностей и желаний, которые до этого момента были не осознаваемы. Основная цель урока — развитие творческой фантазии, воображения на основе (материале) жизненных проблем возраста, анализа биографий своей и сверстников. Эффективность урока возрастает, если школьники пытаются разработать стратегию и пути достижения личностных целей, соотнести свои проекты с переживанием настоящего.

Урок-путешествие представляет собой последовательное прохождение ряда этапов: хронологических, событийных, психологических. С самого начала определяется исходный пункт, от которого начинается путешествие. Это могут быть события, внутренние состояния, временные отрезки жизни индивида, которые затем раскроются в различных временных планах: прошлом, настоящем, будущем. Движение осуществляется от прошлого к будущему и наоборот. На уроке основное внимание уделяется фиксации состояния, чувства, события в сознании для его детального анализа. Цель урока — научить школьников [345] видеть связи одного события с другим, находить причины, обуславливающие сегодняшнюю жизнь, определять линии, идущие из прошлого или будущего.

На уроке-игре центральное место отводится организации игрового фона, игрового взаимодействия. Через «примерку» определенных ролей, стилей жизни школьники учатся решать проблемные, жизненные задачи, приобретать опыт взаимодействия в определенных ролях, видения других людей из различных жизненных позиций. Кроме того, игра создает на уроке положительный эмоциональный фон и способствует преодолению механизмов защитного поведения. Учитель выступает лишь инициатором игрового взаимодействия, занимается распределением ролей, созданием рабочей группы, знакомит с правилами игры. Затем работа класса строится по принципу саморазвивающейся системы, где школьники сами задают способы решения жизненных задач и возможные стратегии взаимодействия.

Урок-тренинг ориентирован на развитие способностей и качеств, необходимых для достижения личностных целей. Основное внимание уделяется развитию рефлексии, навыкам самопроектирования, обучению приемам и методам работы с самим собой. Тренинг проводится либо всем классом с последующей дискуссией и обсуждением полученных результатов, либо индивидуально.

Каждый урок направлен на работу с собственным жизненным опытом: на его осознание, структурирование и творческое использование в повседневной жизни. Осознание опыта осуществляется через приемы инверсии прошлого в будущее и, наоборот, через соотнесение жизненных целей с теми возможностями и способностями, которыми обладает индивид. Кроме того, существенное значение уделяется разработке личностных планов, в которых жизненные цели приобретают определенную структуру. Изменение структуры целей зачастую приводит к тому, что индивид по-новому видит ситуацию собственного развития, перед ним открываются новые перспективы.

В организационном плане на уроке используются самые различные формы взаимодействия: индивидуальные, в парах, в группе. Педагог организует работу на уроке таким образом, чтобы активность исходила от самих учащихся. Поэтому в организации урока основное внимание должно уделяться тому, чтобы перейти от управления уроком со стороны педагога к самоуправлению (самоорганизации). Урок должен заканчиваться подведением итогов, которое осуществляют сами учащиеся.

Вариативность форм проведения занятий обусловлена потребностями школьников и спецификой учебного материала. На уроках могут быть использованы приемы структурирования жизненного [346] и биографического опыта подростков: прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе; прием опережающей проекции преподавания; прием временной, пространственной, содержательной синхронизаций образовательных проекций; прием творческого моделирования идеальных образовательных проекций.

На внеурочных занятиях осуществляется работа по развитию навыков самопознания, самоанализа, самоактуализации школьников в различных видах деятельности. Занятия проводятся в форме встреч с интересными людьми, знакомства со сложными и интересными жизненными судьбами, сильными характерами, многообразием жизненных стилей.

Внеурочные мероприятия могут создать неформальное общение и послужить основой для последующего свободного рассказывания жизненных историй и обмена разнообразным жизненным опытом. Цель занятий заключается не только в актуализации жизненного опыта, но и в его обобщении, выделении смысловых точек и в интеграции в целостную картину жизненного пути.

На занятиях целесообразно использовать различные техники, активизирующие биографические процессы у подростков:

  • написание дневников, в которых школьники фиксируют события, происходящие в жизни, описывают чувства и состояния, которые были вызваны этими событиями, дают характеристику всему происходящему;
  • моделирование биографии;
  • каузометрия;
  • событийный анализ, рефлепрактика.

В данном случае может быть использован метод рефлексивных контрастов, который позволяет создать рефлексивно-инновационные практики (рефлепрактики), направленные на развитие творческой уникальности человека. В содержательном плане метод рефлексивных контрастов позволяет участникам сравнивать реальный исследуемый феномен с его возможными противоположными вариантами проявления. Для этого могут быть использованы уникальные методики рефлепрактики: «Контрасты творческой судьбы», «Контрасты школьной жизни».

Среди условий, оказывающих влияние на биографическое развитие подростков, одно из ведущих мест занимает клубная работа. Клуб является фактором индивидуализации личности, проектирования и самореализации своего «Я». В рамках клуба образуется субкультура, создаются условия для культурной адаптации и личностного роста. Задача руководителя клуба — управление групповой динамикой и направленностью [347] развития, организация биографического пространства развития. Тогда история клуба может стать частью личной биографии.

Рассмотренные формы и методы работы с биографией не исчерпывают всего многообразия подходов к этой проблеме. Проблема жизнетворчества в различные периоды жизни нуждается в дальнейшем исследовании.

Литература


  1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.
  2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М.: А.П.О., 1993.
  3. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: МПСИ, 1999.

Добавить комментарий