Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы

[336]

Активные методы обучения представляют технологию, направленную на формирование и развитие самодостаточной творческой личности.

Активный метод познания — это процесс и результат активного действия познающего. Важнейшими условиями активизации методов и форм обучения считаются учет уровня развития интересов учащихся, их сотрудничество между собой и с учителем, внесение элементов игровой деятельности в учебный процесс. Активные методы обучения позволяют личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением для формирования личности.

Парадигма, как общепринятая и освещенная традицией, научная теория, содержащая систему категорий, фактов и методов постановки и решения проблем, наряду с облегчением общего подхода к решению научных проблем, несколько мешает восприятию новых идей, т. к. накладывает рамки, ограничения на научный поиск в неизведанных, нетрадиционных направлениях, т. е. препятствует проявлению чувства нового. Педагогические парадигмы сдерживают разработку проблем педагогического творчества как в науке, так и в воспитании творческих способностей личности в учебной деятельности. В наше время наблюдается тенденция к замене парадигмы «человека знающего» (т. е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Глобальное образование как современная педагогическая парадигма, нацелено на восприятие человека как уникальной целостной личности, [337] развивающейся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Творчество — ценнейший элемент, составная часть содержания образования, имеет прямое отношение к средствам образования, воспитания и, главное, развития.

Для философии как «науки о всеобщих закономерностях», особенно в свете смены педагогической парадигмы, наибольший интерес представляют закономерности мышления человека в аспекте технологии развития творческого мышления, и, в этом ракурсе, собственно процесс творческого познания. Общие категории научного мышления, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, наблюдение и эксперимент и т.д., используются во всех науках, но определилась интересная закономерность. Чем шире и глубже (можно сказать, историчнее) знания о какой-либо науке, тем более частными, конкретными методами познания пользуются в ней (например, спектр физических, химических и т.д. методов). И, соответственно, чем новее наука, тем более общие методы познания в ней используются (например, метод гипотез, метод идеализации и абстракции и т. д.).

Педагогика использует все (!) методы познания: от частных (в т. ч. медико-биологических методов, социально-психологических и т.д.), через общенаучные (сравнение, в т.ч. с иностранными методиками, наблюдение и эксперимент и т.д.), к наиболее общим (диалектический метод, методы идеализации и абстракции, переход от абстрактного к конкретному, метод гипотез и т. д.). Причем последние методы используют пока с осторожностью, неторопливо, как бы нащупывая под собой почву. Т.е. педагогика — это научная система, постоянно меняющаяся в зависимости от потребностей общества, и ей присущи элементы и факторы развития, свойственные всем искусственным системам.

Новые, зачастую множественные и нестандартные сочетания сфер и сред будущей жизни нового поколения накладывают уже сегодня определенные требования к педагогике. Разброс новых потребностей, целей и идеалов (или отсутствие тех или иных) у детей и молодежи на фоне информационного шума в окружающем мире и разброса в стартовых показателях умственного развития, здоровья, физической подготовки, социального обеспечения и психологической поддержки в семьях не только не оставляют в этом сомнений, но и заставляют общество задуматься о будущем и педагогики, [338] и педагогов, и родителей. Нужны новые педагогические технологии. Чтобы педагогической науке не отставать и не находиться постоянно в состоянии перехода к новой педагогической парадигме, уже сейчас требуются новые педагогические технологии, причем с прогностическим прицелом.

Педагогическая технология — это технология, направленная на процесс познания (в т.ч., передачи знания) и дальнейшее совершенствование маленького и взрослого человека, как объекта своей деятельности. Здесь можно найти общее с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач). ТРИЗ — это сразу метод, средство и инструмент совершенствования.

ТРИЗ как метод познания и средство совершенствования, отражает такие философские категории как:

  • всеобщие законы (единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания, переход количества в качество);
  • законы развития искусственных систем (закон полноты частей системы, закон неравномерного развития частей системы, закон увеличения степени идеальности, закон согласования частей системы, закон перехода с макро- на микроуровень, закон перехода системы в надсистему, закон повышения динамичности системы и др.);
  • системные методы исследования;
  • функционально-стоимостный анализ, синтез и сравнение систем;
  • причинно-следственную связь (структурную и функциональную) в объектах и явлениях.

Мы используем инструментарий ТРИЗ как один из факторов (движущую силу) новой педагогической технологии развития творческого мышления, углубляющий и расширяющий рамки процесса познания, в т. ч. и в педагогике. Специфически видоизмененная методика изучения ТРИЗ становится средством развития системного, диалектического, технологического, образного и образно-вербального мышления, безусловно необходимых для формирования творческой личности. Т. е. можно говорить о технологическом подходе к становлению и развитию творческого мышления личности.

Тогда, например, формирование «мировоззрения холизма» в формуле «Человек и Мир» можно назвать педагогической целью; формирование интегрированных систем знаний в формулах «Человек и Природа», «Человек и Общество», «Человек и Человек» (и их подсистем «человек — художественный образ», «человек — техника», [339] «человек — знаковая система» и т.д.) можно назвать педагогической задачей; а технологию развития творческого мышления с формулой «креативная личность» — достойным и наиболее эффективным средством реализации вышеуказанных педагогических цели и задачи. Дело в том, что интегрированная система знаний не может быть одинаковой для всех учеников и «спущенной сверху», поскольку ведущие способы познания информации у людей разные. Это обстоятельство приводит к мысли, что рабочая пара «учитель — ученик» должна обладать обоюдным свойством творческой переработки суммы информации для индивидуального процесса познания.

Имеет смысл также обратить внимание на диалектическую двойственность отношений в формулах обучения:

  • «Человек в Мире (внешний план) и весь Мир в Человеке (внутренний план)»;
  • «Человек в Природе (напр. среда выживания) и Природа в Человеке (напр. антропологический срез)»;
  • «Человек в Обществе (воспитание, образование, в т. ч. профессиональное, нормы морали, способность к общению и т. п.) и Общество в Человеке (мировая культура, история и т. д.)»;
  • «Человек (личность, «Я») в другом Человеке и другой «Он» во Мне, тоже Человеке (любовь и дружба, конфликты и их разрешение и т. д».).

Обе пары отношений будут обслуживаться разными предметными сферами, но в мировоззрении ученика они должны слиться в цельное понимание своего бытия.

В смене педагогических парадигм есть определенная закономерность: каждая последующая, отрицая по определенным категориям предыдущую, использует постулаты и/или опыт более старых, но не парадигм, а педагогических изысканий отдельных выдающихся личностей или творчески работавших коллективов единомышленников. Современные учителя, тонко чувствуя переходный процесс в педагогике и как в науке, и как в практике (снизу — изменяющиеся социально-политические и демографические условия, сверху — экономический прессинг и политика переподготовки кадров под изменение содержания образования), находятся в состоянии неустойчивого выбора.

Для активных методов обучения характерно:

  • отношение учителя к ученику как к себе равному;
  • не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» [340]
    знания учеником методом критического отношения к существующим сведениям, информации и т. п. и самостоятельного решения творческих задач;
  • плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

Учитель стремится создать условия, которые каждому учащемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения. При активных методах обучения сочетаются работа в парах, в группах, с индивидуальной работой.

Современный отечественный метод творческой активизации учебной деятельности, использующий Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера, развитый и дополненный его учениками-педагогами, вобрал в себя все самое ценное из предыдущего отечественного опыта. Он нацелен на развитие творческого воображения и мышления для решения нестандартных, творческих задач и использует инструментарий ТРИЗ как средство активного метода обучения при развитии креативности учащихся. Например, метод используется в межвузовском научно-образовательном центре МГИУ, в некоторых школах Санкт-Петербурга проводятся занятия по «Развитию творческого воображения», «Развитию творческого мышления», «Технологии творчества и изобретательству», использующих методику ТРИЗ. Созданы и реализуются авторские программы по обучению ТРИЗ как учителей, так и учащихся в разных планах их учебно-педагогической деятельности (в т. ч. методика и технология введения элементов ТРИЗ в различные предметы).

Похожие тексты: 

Добавить комментарий