Формирование условий взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов развивающегося воспитательного пространства муниципального района

[378]

Нынешний этап российского образования характеризуется признанием гуманистического мировоззрения. В последние десятилетия появилось множество подходов к пониманию современного гуманизма. Признание гуманистического мировоззрения в государстве позволило изменить взгляд на сущность процесса образования и воспитания. Фундаментальной задачей педагогики, как теоретической, так и практической, становится возрождение смыслообразующей роли воспитания в жизни каждого человека и всего российского общества. Гуманизация воспитания, вернув приоритет воспитания в образовательный процесс, сегодня влияет на развитие и общества, и каждой личности.

Воспитание в контексте современных концепций является отражением субъект-субъектных отношений учителя, ученика, родителя. Родителю дано право выбора образовательного учреждения, религиозного воспитания, право на определение содержания и способов домашнего воспитания.

Образование и воспитание в современных условиях основано на развитии со-трудничества, со-творчества взрослых и детей, в которых доминирует равный обмен личным опытом. Модели образования и воспитания ориентированы на развитие личности ребенка, педагога, родителя.

Отечественная педагогика имеет ряд фундаментальных концепций воспитания, представленных такими исследователями, как: О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова — и другими. В последние годы активно разрабатываются модели образования и воспитания, которые ориентированы на развитие личности ребенка, педагога и даже родителя. При этом особое внимание уделяется активной позиции педагога, от которой, прежде всего, зависит решение проблем воспитания в современной школе.

Одним из механизмов развития ребенка является формирование воспитательного пространства. Сегодня очевиден возрастающий интерес к проблеме, связанной с формированием и развитием различных пространств. В теории и практике можно встретить описание образовательного пространства, воспитательного, игрового и проч.
[379]

Мы рассматриваем воспитательное пространство как место, в котором индивидуальными и групповыми субъектами воспитания осуществляется специальная деятельность, а также формируются множественные связи и отношения, создающие условия для развития любой личности: ребенка, педагога, родителя. Многообразие форм и методов, формирующих пространство, в свою очередь, позволяет каждому человеку, входящему в пространство, независимо от его возраста, культурного уровня и прочих условий помочь в его саморазвитии и становлении. Очевидно, что с развитием воспитательного пространства расширяется поле выбора пути развития для каждой личности. Для создания подобных условий необходимо использование всех возможностей социальной, культурной, образовательной и прочих сред. Интегрирование различных подпространств и создает целостное, саморегулируемое, саморазвивающееся образование — воспитательное пространство.

Процесс формирования воспитательного пространства, таким образом, имеет интеграционную основу.

Проблема интеграции, в сущности, не нова для педагогики и других наук, для культуры, образования, жизни. Очевидно, что на рубеже тысячелетий в мире начинают преобладать тенденции к интеграции всех сфер науки и жизни.

В педагогике об интеграции как научном понятии активно заговорили в последние десятилетия, однако интеграционные тенденции (в области межпредметной интеграции), как отмечено в педагогической литературе, прослеживаются с 20-х гг. ХХ века.

Известно введение проблемно-комплексного обучения на межпредметной основе в трудовых школах (20-ые гг.). Основной принцип организации обучения — «Метод жизненных комплексов». Комплексный метод предполагал интеграцию знаний из разных предметных областей вокруг какой-либо жизненно значимой для ребенка идеи. В 30-ые гг. трудовая школа оказалась исключена из традиций образования. А интеграция сохранилась только во внеклассной работе: кружках, секциях, в работе технических и юннатских станций, где дети и взрослые «извлекали» знания из разных предметов для объединения их в детском творчестве.

В 50-ые гг. выходит закон об укреплении связи школы с жизнью, который открывает новый этап межпредметных связей — связь традиционных предметов с профессионально-техническими знаниями, производственным обучением.

В 70-ые гг завоевали популярность идеи формирования у школьников целостного мировоззрения. Получают развитие системные, дидактические связи между школьными предметами.
[380]

Наконец, в 80-ые гг. понятие межпредметных связей уступило понятию интеграции. Начинается целое движение по созданию интегрированных программ, курсов, проч. Интеграция способствовала формированию у ребенка глубинных связей между различными знаниями, расширяла потенциальные возможности ребенка.

Интересным явлением 90-х гг. является создание учебно-научных комплексов, основанных на интеграции науки и образования в системе непрерывного образования. Они способствовали расширению образовательных услуг в средних школах, сочетанию фундаментального образования в гибкой системой факультативов, исследовательской деятельности, которые способствовали не только формированию надпредметных навыков школьников и развитию критического мышления, но и воспитанию будущих молодых исследователей — ученых, творческих мастеров своего дела.

В последние десятилетия своих сторонников находит концепция устойчивого развития образования, основанная на интеграции науки, культуры, образования. Эти идеи популярны в нашей стране. В процессе многовекового взаимодействия народов России сформировалась уникальная российская цивилизация, синтезировавшая основные черты многих мировых цивилизаций: византийской, арабской, славянской, тюркской, угорской, финской, арктической и других. Исторически российская цивилизация сложилась как добровольный союз народов, присоединявшихся к России и сохранявших свои обычаи и традиции. Она внесла, в свою очередь, большой вклад в развитие материальной и духовной культуры мировой цивилизации. В истории мировой цивилизации российская цивилизация отмечена единством науки, образования, культуры.

Наука — движущая сила научно-технического прогресса. Она влияет на развитие общества через систему образования.

Наука и культура органически связаны, но являются частью современной культуры. Только в культурном контексте можно понять пути развития науки.

Образование же делает культурную функцию в этом единстве ведущей.

Синтез науки и образования в контексте культуры ведет к становлению нового качества образования. Образование ХХI века становится социокультурным феноменом.

Известно, что образование генетически связано с самим понятием культуры, происходящим от латинского слова cultura, означающего «возделывание, усовершенствование», «уход, заботу о чем-либо». В античной философии понятие культуры отождествлялось с понятием [381] образования, являлось единым, неразрывным целым; по мнению Платона, образование несет изменение личности. В современном понимании образования как социокультурного феномена речь идет формировании человека. Таким образом, данный подход возвращает образованию его истинную, целостную функцию — воспитания человека.

Совместная социокультурная и научно-практическая деятельность участников педагогического процесса, направленная на поиск методологии и практики образования с целью развития их творческого потенциала, ведет к интеграции педагогической науки и практики. Она выступает как средство согласования позиций педагогов-ученых и педагогов-практиков, выявляет приоритеты и потребности субъектов образования и их соответствие стандартам, определяет поле совместного творческого проектирования с целью решения возможных проблем и противоречий в образовательной практике, в интеграции науки и практики.

Одним из вопросов, лежащих в поле активного совместного проектирования субъектов науки и практики является национально-региональный компонент образовательных стандартов и воспитания. Он более всего отражает функционирование и развитие природы и социума отдельно взятой территориальной области, имеет интеграционную основу. В нем более всего отражена сегодня целостность образования и воспитания, единство обычаев и традиций региона, народа, какой-либо местности.

Интеграционную основу имеет и современное реформирующееся образование для педагогов, которое можно рассматривать также как научно-исследовательскую и социокультурную интеграцию в направлениях: создания поликультурной среды, выявления инновационных технологий, установления параметров экспертной оценки качества образования.

Дальнейшее развитие интеграции способно формировать качественно новую систему образования и воспитания — интеграционное пространство (образовательное, воспитательное).

Она будет способствовать развитию интеграционной деятельности различных учреждений, созданию профессиональных, детско-взрослых сообществ; а также созданию единых органов управления коллективами учреждений, осуществляющих интеграционную деятельность, ликвидируя тем самым барьеры их ведомственной разобщенности.

Обратимся к сущности явления интеграции. Слово «интеграция» (от лат. integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый) имеет два значения. Во-первых, это понятие, обозначающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое. Во-вторых, это процесс сближения [382] и связи каких-нибудь частей, элементов, объединение их в единое целое, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Таким образом, можно сказать, что интеграция — процесс и результат этого процесса, а сущность интеграции заключается во все усиливающейся взаимосвязи, взаимодействии всех компонентов единого целого с целью восстановления этого единства. Вместе с тем, являясь полифункциональным понятием, интеграция в различных ситуациях может играть различную роль — состояния взаимосвязи и процесса. Среди форм взаимосвязи интеграция является конечной и самой высокоорганизованной.

Философия приписывает интеграции статус внутреннего резерва, потенциала развития некой целостности.

На основании анализа значения слова «интеграция» можно сказать, что явление интеграции, с одной стороны, характеризует процесс формирования и развития воспитательного пространства, а с другой стороны, результат интеграции по сути своей аналогичен целям деятельности всей современной системы образования.

Условия взаимодействия различных систем и развития интеграционных процессов в воспитательном пространстве муниципального района:

  1. Общие условия для всех систем
    • Наличие единой стратегии в районе.
    • Формирование единого информационного поля.
    • Осознание каждым индивидуальным и групповым субъектом своего места в воспитательном пространстве района.

  2. Образование
    • Единые концептуальные подходы к формированию воспитательной системы школы и организации учебной деятельности.
    • Культурологический, исследовательский подход к преподаванию в ОУ точных наук.
    • Готовность коллектива к проектной деятельности.
    • Создание межшкольных творческих педагогических коллективов.
    • Наличие у ВТК некоторых функций управления образовательной системой района (педагогическое управление).
    • Наличие в ОУ, районе системы дополнительного образования.
    • Нацеленность УДО на сотрудничество с ОУ и координацию их деятельности в рамках единой стратегии.
    • Наличие системы повышения педагогического мастерства через индивидуальное и коллективное творчество.

  3. Социум
    • Воспитание праздником. [383]
    • Актуальность проектов для всех категорий жителей района.
    • Создание Попечительских коллективов.
    • Активная позиция родителей детей и школьников в развитии образовательной системы района, оптимальной жизнедеятельности района в целом.

  4. Культура
    • Открытость УК, музеев к сотрудничеству.
    • Создание условий для проявления творческого мастерства детей и взрослых в жизнедеятельности района.
    • Формирование творческих центров на базе УК.
    • Проявление интегрирующей функции музеев и других УК.

Добавить комментарий