Сегодня категории «образование» и «воспитание» трактуются неоднозначно в философии, психологии, и даже в педагогике. В своем подходе к воспитанию мы, продолжая традиции научной школы Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, считаем «воспитание» более широким понятием, чем «образование». Воспитание, с нашей точки зрения, включает и обучение (дидактическую систему), и систему воспитательной работы, и те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями.
Под воспитанием мы понимаем «мягкое управление процессом становления и развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого условий» (Х.Й. Лийметс). Среди механизмов развития личности ребенка мы выделили как приоритетные для себя — воспитательную систему и воспитательное пространство. Идея воспитательного пространства является развитием идеи воспитательной системы.
Воспитательное пространство мы рассматриваем как «динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в среде пребывания взрослых и детей, способную выступать интегрированным условием личностного развития человека» (Д.В. Григорьев).
Одной из методологических проблем является отношение науки и практики. Наш подход к этой проблеме — наука вместе с практикой.
[353]
Василеостровский район работает в настоящее время над реализацией экспериментальной модели воспитательного пространства района мегаполиса, имеет статус «Федеральной экспериментальной площадки» (Экспертное заключение Совета сети ФЭП МО РФ, института образовательной политики «Эврика» №179 от 27.10.2000 г.).
На начальном этапе эксперимента был проведен анализ состояния системы воспитания в районе, пилотажный эксперимент по распределению функций между отдельными учреждениями района с целью получения новых результатов их совместной деятельности в формирующемся воспитательном пространстве района, а также апробация механизмов взаимодействия всех методических служб, имеющих отношение к вопросам воспитания.
Для работы над созданием целостного воспитательного пространства района были определены приоритетные направления деятельности воспитательной службы в рамках реализации программы, которые мы назвали следующим образом:
- «Открытие» — «воспитание» одаренности.
- «Гражданин и патриот».
- Просветительство. Музейная педагогика.
- Экология личности.
- Детско-юношеское движение.
Организация и контроль выполнения программы района были возложены на Научно-методический центр ГОУ ВО и Отдел по образованию и культуре Территориального управления Василеостровского Административного района СПб. При этом Научно-методический центр — анализирует и корректирует ход выполнения программы, осуществляет научное, методическое и информационное обеспечение, Отдел по образованию и культуре — координирует взаимодействие всех ОУ и УК района.
Как итог первоначального этапа проведения эксперимента, отмечено становление района как саморазвивающейся и самообновляющейся системы, обладающей свойством диффузии индивидуальных и коллективных педагогических инноваций, изменяющей не только себя, но и свое окружение.
Одним из признаков является тенденция к изменению управления — управленческой поддержке инновационных процессов, формировании матричной модели управления районной системой воспитания (рис.1).
[354]
Прослеживается тенденция к развитию совместной программно-целевой и проектной деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры, имеющих не только районное, но и федеральное подчинение (рис. 2, 3).
Матричное управление целостным воспитательным пространством района, используя мягкие, опосредованные методы, создало условия для развития субъектности педагогов, педагогических форм управления. К таким условиям мы отнесли: педагогизацию всех социокультурных сфер, координацию их деятельности в решении проблем воспитания, образования, проблем их собственного развития средствами образования, развитие внутрисистемных (школа-ВУЗ, школа-УДО, проч.) и межсистемных (образование и культура, образование и здоровье и др.) связей образования в интересах развития личности ребенка, педагога, родителя.
Можно отметить, что сегодня в районе активно развивается система педагогического управления посредством творческих микрогрупп педагогов, участвующих в инновационной деятельности: локальные экспериментальные площадки, педагогические мастерские, творческие лаборатории, проектные группы, временные творческие объединения, проблемные творческие группы, педагогические студии, парки культуры, проч.
Результатом их деятельности является расширение источников школьного образования, сближение образования и культуры, формирование нового опыта отношений в профессиональных и детско-взрослых сообществах, наконец, изменение содержания образования и детей, и взрослых.
Уже сегодня результаты эксперимента свидетельствует о возможности существования в едином пространстве города микрорегионов, инфраструктура которых самодостаточна и учитывает социально-экономические, демографические, культурные особенности микрорегиона и его населения, характер образовательной ситуации, в пределах которых возможно формирование воспитательного пространства. При этом управление становится фактором развития целостного воспитательного пространства и обеспечивает поиск его нового качества.
Добавить комментарий