Инновации и образование

Отчет о работе секции «Культуротворческая школа»

[527]

Работа секции началась с доклада А.П. Валицкой, в котором были кратко обозначены основные принципы и направления деятельности культуротворческой школы: прежде всего, личностная ориентированность образования, в основе которого лежит представление о становящейся личности, далее, поэтапная организация образовательного процесса в соответствии с логикой становления личности (от освоения языков культуры к формированию я-сознания через построение целостной картины мира), наконец, определение содержания образования в перспективе целостного образовательного пространства (естественнонаучный, социогуманитарный, художественно-эстетический «блоки»). В целом культуротворческая модель характеризуется не как локальный тип учебного заведения, но как универсальная система принципов построения образовательного процесса нового типа.

Последующие выступления докладчиков косвенным образом подтвердили этот тезис. Практикующие педагоги и теоретики образования, независимо от степени их знакомства с авторской моделью культуротворческой школы, обнаружили в своей деятельности принципы, близкие принципам личностно-ориентированного построения образовательного процесса.

В докладе В.Ф. Горбачевского «Механизмы творчества: воображение плюс интуиция» была предпринята попытка развести понятия воображения и интуиции, традиционно используемые для обозначения иррациональных, или творческих, механизмов учебного процесса. Дискуссию вызвал тезис докладчика о предпочтительности тенденций специализации перед универсализацией в образовательном процессе, отчасти противоречивший «творчески ориентированному» пафосу доклада.

И.С. Тышкевич в своем докладе «Связная речь и развитие детского творчества» обозначила актуальные проблемы деятельности коррекционного педагога. Докладчиком была отмечена связь, существующая между общим психофизиологическим, в частности речевым, развитием ребенка и его творческим потенциалом. В ходе дискуссии была отмечена неправомерность жесткой зависимости между соматическим здоровьем ребенка и его социальной адаптивностью (тезис о предрасположенности к девиантному поведению физически нездоровых детей).

Кульминацией заседания стал доклад преподавателя Новополоцкой музыкальной школы М.В. Гореликовой «Творчество и решение [528] задач духовного развития личности». Ею было отмечено противоречие современной системы образования между высоким уровнем потребности детей в знании и низким уровнем мотивированности ученического труда. Духовные запросы ребенка связаны с онтологически присущим человеку стремлением к творчеству, низкая мотивация — с несоответствующей этому запросу формальной системой оценок, с подменой «живого дела» внешними достижениями, грубыми формами стимулирования активности. Выход из кризиса видится в смещении акцента на внутреннюю содержательность действия, производимого совместными усилиями учителя и ученика, в преодолении узкой специализации в пользу цельности и красоты, разрыва рационального и эмоционального — в пользу одухотворенного мышления, мыследеятельности, информационных объемов — в пользу смысла и ценности.

С.В. ХристофоровПедагогическая компетентность учителя»), по сути, выступил апологетом формальных критериев эффективности образовательного процесса, отвергнутых в качестве таковых предыдущим докладчиком. Понятие «компетентности» («профессионализма»), представленное (в том числе графически, в диаграммах и схемах) рядом признаков: таких, как отчетливое представление о цели деятельности и способах действия (методах), знание предмета, — положено им в основу педагогической деятельности. В полном смысле в современном образовании воскресает представление о «предметнике» — знатоке своего дела, обогащенном (или отягощенном?) педагогическими, психологическими, физиологическими и (даже!) культурологическими знаниями о своем «ближайшем» предмете — ребенке.

Заседание секции было завершено красочной шуточно-утопической картиной блестящего будущего отечественного образования в условиях социальной справедливости, вселенской любви и неомраченной гармонии грядущего бесконфликтного общества (И.И. Шепелина).

Добавить комментарий