Когда речь идет о влиянии знания на материальное производство, то отмечают связь образования и роста производительности труда. Это важный аспект, ибо он свидетельствует о том, что накопление образования как общественного, гражданского блага, его воспроизводство, приобретает свой социально-экономический смысл прежде всего в том отношении, что знание реализуется как величайшая производительная сила. Поэтому одна из особенностей накопления образования в условиях гражданского общества в том и состоит, что образовательное развитие человека, осуществленное в свободное время, в свою очередь, как «величайшая производительная сила» обратно воздействует на производительную силу труда.
Если в общественном секторе знание, достигнутое посредством образования, выступает возможной производительной силой, то знание, потребляемое в непосредственном процессе материального производства, функционирует уже как действительная производительная сила. Таким образом, осуществляется уже не просто производство производительных сил в форме знания, а производство, накопление и воспроизводство духовных производительных сил в виде действительных непосредственных органов человеческой практики.
[172]
Накопление и реализация образования в материальном производстве является обязательным условием развития гражданского общества. Единство двух видов производительных сил труда — материальных и духовных — обеспечивается их главным носителем — человеком, его важнейшими свойствами.
Часто полагают, что знание, превращаясь в определяющий фактор производства, отодвигает на задний план и капитал, и рабочую силу. Это обосновывается революцией в управлении, переходом от общего знания к его специализированным отраслям, преодолением столь характерного для «экономического общества разделения знаний и умений» 1. На самом деле это противопоставление знаний и умения деле является превращенной формой рассмотрения противоположности между умственным и физическим трудом, которое рационально может быть понято лишь в контексте общественного разделения труда. Вместе с общественным разделением труда общественно разделяется и сам человек. Не существуют веских оснований утверждать, что противоположность между работниками умственного и физического труда преодолена. Другое дело, что знание, ум и мысль являются также функцией не только отдельного, но и совокупного работника, представленной в процессе материального производства.
Степень накопления образования и реализации его социальной силы в условиях производительного потребления связана с превращением образования в умственную деятельность непосредственных производителей и инженерно-технического персонала и зависит как от удельного веса умственного труда непосредственных производителей, так и от эффективности умственного труда научно-технического и инженерного состава.
В то время, когда производственная деятельность рабочих начинает накопление образования, объективные потребности материального производства в практическом приложении знаний приводят к расширению границ производительного труда. Это касается и научно-технического персонала: его труд становится производительным. Выполнение им духовных функций производственных процессов в условиях автоматизации и информатизации производства является ныне составным звеном процесса производства, его нормального технологического цикла.
В процессе накопления образования, во-первых, осуществляется переход отдельных видов материального производства от ручного труда к сложному труду (механизированному, автоматизированному, [173] информатизированному, роботизированному), который представляет собой более высокую форму производительного труда; во-вторых, умственный труд, составляя необходимое условие функционирования производственного процесса наряду с физическим трудом и сочетаясь с ним, овеществляется в продукте материального производства. Замена ручного труда более сложными и высокими формами производительного труда сопровождается тенденцией, выражающейся в том, что часть функций труда инженерно-технических работников переходит в сферу компетенции труда физического, а еще одна часть его функций с возрастанием на производстве механизации и автоматизации, роботизации и информатизации заменяется работой машин. Накопление образования означает, что физический, ручной труд по обслуживанию машин и примитивных орудий труда становится излишним, осуществляется его экономия. Человек становится рядом с процессом производства вместо того, чтобы быть его агентом. Создание продукта материального производства все в большей степени начинает зависеть от сложившегося научно-образовательного комплекса, от применения знания в условиях материального производства.
Признание накопления образования до уровня реализации его результатов в качестве духовной производительной силы не означает, что работники системы образования являются производительными работниками. В своей собственной сфере образование, созидая, существует вне формы реализации в производительных силах; оно существует как идеальное знание, которое использует в иных, т. е. в непроизводственных, видах деятельности.
Материализация знания и использование сил природы высвобождают капитал и наемных работников, что так или иначе приводит к расширению границ производства, созданию его новых отраслей.
Превращение знания в духовную непосредственную производительную силу все более проявляется и в его воздействии на технику и через нее на себя саму. Осмысление этого факта легло в основу многих теорий, например, постиндустриального общества.
Конечно, чем больше населения участвует в образовательной деятельности и науке, тем более разветвленной является социальная структура общества. Однако нельзя не видеть и другой тенденции: «Нам говорят, что некоторые рабочие места станут более технологичными и сложными, тогда как численность уборщиц и тех, кто нажимает кнопки, растет» 2. Рост использования автоматического оборудования приводит к сдвигам в профессиональном и отраслевом распределении рабочей силы, однако, по мнению В. Леонтьева, «увеличивающееся производство [174] средств производств… замедляет сдвиг занятости из сферы производства в сферу услуг» 3.
Не информационные технологии определяют систему социально-классовых отношений, а наоборот, они сами выступают показателем общественных отношений, определяются ими. Нельзя отменять двоякое воздействие на знание и его производительное потребление господствующих форм производственных отношений. Недаром признается: «Техника — фактор порабощения человека… Она могла бы быть… фактором его освобождения» 4. Хотя полагают, что автоматизация и информатизация способны в настоящих условиях сменить ориентацию техники, признается, что сама по себе техническая мутация и информатизация техники не вызовут никакого изменения в положении неимущих масс 5. Нельзя отрицать влияние экономического строя, его производственных отношений на образование и науку, знание, нельзя и романтизировать роль последних.
Необходимость и возможность, сфера и масштабы накопления знания в материальном производстве по самой своей сути определяются заменой ручного труда силой машин. Примеры В. Леонтьева 6 дают основания подтвердить этот вывод. Аналогичные примеры имеются и в отечественной литературе 7. Существуют в ней и более глобальные расчеты. Например, производимая в 2000 году в мире электроэнергия способна была заменить в течение года труд 70 млрд. человек, занятых производством двигательной энергии на основе использования мускульной силы. Это число более чем в десять раз превышает общую численность населения земного шара 8.
Масштабы производительного потребления накопленных результатов образовательной деятельности определяются не только заменой ручного труда, но и комбинированным характером самого производственного процесса. Этот процесс разрешается посредством специализированного знания, полученного в результате профессионального образования. В свою очередь, применение специализированного знания [175] и его овеществленной силы связывает расчлененные между собой различные фазы производства, содействует его эффективности. Эта связь перестает зависеть сугубо от непосредственных производителей и вторгается в компетенцию накопления и производительного потребления знания.
Указанная закономерность сопровождается не просто автоматизацией и компьютеризацией материального производства, которые влияют на замену ручного труда трудом создаваемых роботов и других машин и позволяют ликвидировать утомительный и монотонный, рутинный труд, но и передачей функций наблюдения и контроля, а также и управления разработанным для этого приборам и специальному оборудованию.
Техника и компьютеры, информатика в своих прикладных формах, таким образом, замещают и умственный труд 9. Автоматизация работы офисов больших и малых фирм замещает соответствующие виды деятельности вспомогательного персонала, научно технических работников, клерков разного уровня и управленцев 10.
Все это есть выражение действительных закономерностей накопления образования в гражданском обществе, которые свидетельствуют, что социальная сила образования задействует прошлый труд и высвобождает труд живой, повышая производительную силу труда и эффективность материального производства. В экономии, высвобождении труда состоит социальный смысл, сущность этого накопления. Накопление материальных благ невозможно выразить рабочим временем, ибо по мере развития образования все более выявляется неэквивалентность между рабочим временем, затраченным на производство совокупного продукта, и полезностью образования, которая реализуется в факторах этого производства.
- [1] Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 67-100.
- [2] Леонтьев В. Межотраслевая экономика. М., 1996. С. 334.
- [3] Там же. С. 348.
- [4] Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 148.
- [5] Там же. С. 149.
- [6] Леонтьев В. Межотраслевая экономика. С. 391.
- [7] См.: Долгов В.Г. Управление научно-техническим прогрессом. Л., 1989; Дюдяев Н.Ф. Промышленные роботы и экономия живого труда: потребительностоимостной анализ. Саранск, 1991.
- [8] Байнев В.Ф. Научно-технический прогресс и энергосбережение: потребительностоимостной анализ эффективности производства электроэнергии. Саранск, 1998. С. 50-51.
- [9] Леонтьев В. Будущее влияние автоматизации на работающих // Леонтьев В. Межотраслевая экономика. С. 393.
- [10] Леонтьев В. Межотраслевая экономика. С. 395-429.
Добавить комментарий