Учебные заведения — школы, лицеи, гимназии, университеты и прочие — играют важнейшую роль в жизнедеятельности общества. Они занимают ключевое место в процессе вторичной социализации людей. Наряду с передачей знаний, умений и навыков подрастающим поколениям они формируют также определенные ценностные ориентации. Формирование этих ориентаций становится все более актуальным в последнее время в связи с обострением многих молодежных проблем (наркомания, преступность, физическое и духовное здоровье). Не в последнюю очередь названные проблемы обусловлены ущербностью [430] ценностного мира современной молодежи и, следовательно, сбоями в процессе формирования ее ценностей. В настоящей статье делается попытка рассмотреть роль коммуникации в формировании ценностей человека и выявить возможные пути повышения эффективности этого процесса в воспитательных и учебных заведениях (с учетом анализа существующего символического пространства в обществе).
Понятие «ценность» понимается ниже в том смысле, которое в свое время дал Аристотель понятию «благо». Он полагал, что благо это «то ради, чего все делается», поясняя далее на примерах, что «для врачевания — здоровье, для военачалия — победа, для строительства дом и т. д., а для всякого поступка и сознательного выбора — это цель, потому что именно ради нее все делают все остальное». Аристотель ввел также важное представление о двух классах ценностей, рассуждая о благах средствах (например, богатство или здоровье) и о благах совершенных, конечных, которые являются целями сами по себе (например, счастье). Американский аксиолог М. Рокич в наше время обозначил эти ценности как инструментальные и терминальные [7, 49].
Разделение ценностей на инструментальные и терминальные является очень важным моментом. Потому что в отличие от инструментальных терминальные ценности не имеют своего конкретного символического выражения и могут принимать любую форму. Формирование образа терминальных ценностей происходит, скорее всего, в процессе коммуникации, а коммуникация, с точки зрения представителей символического интеракционизма, возможна благодаря символам. Родоначальник символического интеракционизма, Джордж Мид, считал, что личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции) его участниками [1, 16]. Он полагал, что человек осваивает окружающий мир через коммуникацию с другими людьми, которая осуществляется при помощи знаков, жестов и значимых символов.
Простейшие естественные знаки — это смысловые стимулы, которые вызывают инстинктивные реакции. Под жестами Мид понимал позицию, социальную установку, которая в социальном отношении действует на другого индивида как специфический раздражитель. В процессе коммуникации человек способен задерживать свои реакции на жесты другого. Задержка реакций происходит в процессе мышления. Мышление означает, что человек обращает свое внимание на смысл, содержащийся в этом жесте. Происходит символизация — обобщение ситуации до определенного, содержащегося в ней смысла. При использовании символов люди указывают на смысл вещей. Символы впитывают [431] смысл вещей и объектов, которые им обладают. Таким образом, символы находятся за пределами какой-то конкретной ситуации и содержат общий смысл.
Это позволяет человеку придумать несколько интерпретаций ситуации и выбрать соответствующую реакцию. Однако это закладывает определенный риск во взаимопонимание людей, ведь если жесты животных обычно обеспечивают адекватные реакции, то у людей часто случаются ошибочные интерпретации символов.
Возникает вопрос, как возможна коммуникация, если каждый может понимать социальную ситуацию по-разному? По мнению Мида, эту проблему разрешают значимые символы — знаки и символы, которые вызывают у другого индивида то же самое представление о присущих им значениях, что и у первого, а тем самым порождают у обоих одинаковую реакцию [1, 19]. Именно благодаря значимым символам и возникает мышление, а язык представляет собой систему таких символов и является развитой формой коммуникации. В языке накапливается коллективный опыт общества. Он является носителем интерсубъективного знания и снабжает нас схемами истолкования ситуаций, которые мы переживаем.
Символы по своей сути являются индексами, обозначениями всех составляющих окружающего мира. В этой связи ценности тоже имеют символическое выражение. Символы являются лицом, или образом, ценностей. Однако если стол имеет свой собственный образ, так как имеет физическую форму, то ценности, как и любые другие абстрактные понятия, не имеют свой собственной формы. Поэтому им приходится заимствовать ее у других физических объектов. Из-за отсутствия своего собственного физического выражения абстрактные понятия могут иметь несколько образов. Ведь если для одного человека слово «здоровье» будет представляться в виде больницы или смеющегося малыша, то для другого в лице министра здравоохранения. Тем не менее, довольно часто для многих людей символом какого-либо социального феномена может служить и один единственный символ. Так, например, свастика надолго останется символом фашизма. Нестабильность и неоднозначность символического выражения некоторых ценностей может приводить к негативным последствиям. Ведь для манипуляции людьми в основном используются символы, которые не имеют четкого значения. Если слово, которое тоже является символом, обладает четко определенным смыслом, то изображение свастики будет иметь значительную эмоциональную нагруженность и весьма расплывчатый смысл. Именно эта нечеткость и расплывчатость и играет главную роль в подмене настоящих ценностей фальшивыми. Отсутствие четкости [432] символического выражения терминальных ценностей закладывает возможность сознательного создания образа этих ценностей, в том числе и некорректного.
Символическое пространство современного общества сильно изменилось за последнее столетие. Многие социологи сейчас говорят о его виртуализации. В прежние времена символические значения окружающего мира люди получали из непосредственного опыта. Поэтому подменить или изменить образ какой-либо ценности было трудно. Однако с постепенной виртуализацией люди стали осваивать реальность при помощи средств массовой информации, без собственного участия в процессе познания. Это заложило большую возможность манипулирования и управления людьми, чем прежде, ведь человек без собственного опыта с большей вероятностью усвоит некорректные символические значения, и будет действовать по предписанному алгоритму во вред самому себе. Существующие на сегодняшний день проблемы российского общества — критическая демографическая ситуация, высокий уровень наркотизации населения, алкоголизм, криминальная обстановка — могут быть отчасти последствиями деятельности средств массовой информации, а точнее, распространяемых ими сообщений. К примеру, можно рассмотреть, как создаются сообщения, несущие некорректные символические значения.
Сначала исследуется ценностная ориентация целевой аудитории. Выбирается несколько базовых ценностей. Затем создается новое лицо этих базовых ценностей. К примеру, если у молодежи одной из приоритетных ценностей является свобода, то задачей рекламщиков алкогольной индустрии становится создание свободы в виде банки с пивом. Свобода — понятие очень абстрактное, и молодежь часто не понимает, что свобода «от чего-то» подразумевает свободу «для чего-то». Поэтому можно придать свободе образ не только банки с пивом, но и чего-нибудь гораздо худшего.
В целом, средства массовой информации, в особенности телевидение, при помощи некорректной информации, которую они распространяют, вырабатывают некорректные образы ценностей. Итогом рекламирования алкоголя являются разводы — разрушение семей, потеря родителей детьми и пр. Нанесение ущерба обществу на микроуровне вытекает в негативные тенденции на макроуровне. Большинство современных демократических государств имеют рыночную экономику, и реклама играет очень важную роль. Поэтому рекламирование тех или иных товаров, чье использование не приносит ущерб обществу, не следует подвергать ограничениям. Например, жевательной резинки или стирального порошка. Однако когда речь заходит о товарах, направленных [433] на уничтожение здоровья людей, то стоит подумать о некотором общественном контроле.
Несмотря на то, что средства массовой информации имеют определенные преимущества перед другими источниками информации из-за масштабности охвата и обладают огромным влиянием на молодежь, можно и нужно проводить ценностное воспитание в учебных и воспитательных учреждениях. Следует включить в систему образования ряд мер, направленных на искоренение некорректных символов. Для борьбы с некорректными символами можно действовать в следующих направлениях. Во-первых, проводить анализ новых символов, появляющихся в символическом пространстве, чтобы оценивать их влияние на общественное здоровье. Необходимо оценивать возможный результат их влияния не только на короткие отрезки времени, но и на длительные. Вначале воздействие рекламы, содержащей некорректные символы, направлено на формирование ложных потребностей молодых людей, и только впоследствии, уже выработав необходимые алгоритмы поведения, реклама начинает стимулировать потребление алкоголя больными людьми.
| |
| |
«Я верю в совесть, разум, честь
любых властей земных. Я верю, что русалки есть, и верю в домовых». |
Во-вторых, необходимо проводить информационные компании, направленные на уничтожение сложившихся некорректных жизненных стереотипов, которые регулируют поведение многих людей в обществе.
Образ человека, употребляющего алкоголь, нужно привести к образу антигероя по правилам паблик рилейшнз.
В таблице 1 (см. выше) приведены формулы, по которым происходит снижение образа кого-либо или чего-либо, где в качестве Х может выступать целевая аудитория, а под Y понимается объект, образ, которого необходимо снизить. Данная и следующая таблицы созданы на основе книги Викентьева (см.: 4, 164-166, а также 153, 156 и 157).
Следует особо заметить, что демонстрация алкоголика или наркомана как зависимого человека, как марионетку в чужих руках, является очень эффективным средством. Особенно в связи с тем, что для многих молодых людей основными ценностями являются свобода и независимость.
Если в паблик рилейшнз эти формулы могут быть использованы для создания неблагоприятного имиджа нормального человека, то в отношении алкоголиков, наркоманов и прочих девиантных групп ничего [435] придумывать не надо, необходимо лишь показать все их негативные стороны во всей красе.
| |
| |
|
[436]
В-третьих, следует создать имидж человека, который должен стать образцом подражания для молодых людей, ведь при разрушении одних стереотипов поведения нужно предлагать альтернативные.
В качестве альтернативы времяпровождению в барах и ночных клубах можно предложить занятия спортом или что-то другое. Для разрушения алкоголических стереотипов поведения следует создать образ героя — здорового и уверенного человека, твердо стоящего на ногах и знающего, что он хочет. Его образ будет рекламировать и внедрять альтернативные стереотипы поведения. В данном случае можно опять обратиться к знаниям, накопленным в паблик рилейшнз.
Формулы возвышения объекта, приведенные в таблице 2, отражают механизм создания положительного образа кого-либо или чего-либо. Кроме Х (целевой аудитории) и Y (объекта снижения), здесь появляется Z — объект, образ которого повышается.
Подводя итоги, можно сказать, что действия в этих трех направлениях — недопущение появления новых некорректных символов, уничтожение существующих некорректных стереотипов поведения и создание здоровых альтернативных способов поведения, скорее всего, приведут к оздоровлению общества в целом и помогут решить или ослабить многие существующие социальные проблемы.
Система образования является ключевым моментом в социализации человека, и ценностные ориентации будущих поколений во многом зависят от нее. Включение ряда мероприятий для создания благоприятного символического пространства в учебных заведениях может оказать очень позитивное влияние на молодежь, а в дальнейшем и на будущее страны.
Литература
- Абельс Хайнц. Интеракция, идентификация, презентация. СПб.: Алетейя, 1999.
- Блэк С. PR: Международная практика. М., 1997.
- Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
- Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. СПб., 1998.
- Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. СПб., 1996.
- Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. 528 с.
- Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пособие. СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2001. 380 с.
Добавить комментарий