Исторический город в современной науке и региональном образовании

[197]

1. Выраженный региональный вектор модернизированной государственной политики России, рождение новой идеологии регионализма и особенности формирования современных региональных культур в обновленном геополитическом пространстве страны вызывают необходимость системного изучения развития российской городской цивилизации в целом, ее региональной специфики в особенности и роли «исторических столиц» с их культурной памятью в частности. В работах ученых-регионалистов последних лет (Г.С. Лебедев, Л.М. Мосолова, И.Я. Левяш, О.А. Лиходей, Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев) акцентируется внимание на значимости исторического принципа в моделировании культурных стратегий развития регионов России. При этом региональный опыт исторических городов оказывается особенно актуальным для изучения региона как этнокультурной целостности в ее исторических модификациях.

2. Обращение к историко-культурному континууму диктует необходимость различать город как феномен эпохальной, национальной, региональной культур. Наблюдения за более чем тысячелетним развитием города в истории отечественной культуры (И.В. Кондаков, В.А. Булкин, Г.С. Лебедев, В.Н. Седых) показывают, что историческая динамика русской и российской культуры и государственности во многом предопределена ее городскими интенциями и урбанистическими устремлениями. Каждый этап русского урбанизма с VIII по XVIII вв. — это качественный подъем в развитии модели интеркультурных отношений окружающего пространства Евразии, опыта межэтнического общения, который столетиями нарабатывался в регионах, и собственно города, изначально мультиэтничного феномена.

3. При всем многообразии и разнохарактерности проявлений города в истории культур и цивилизаций, его временные и региональные особенности могут осуществиться лишь в реальном конкретно-историческом (как единственно возможном) воплощении. Как «устойчивое ядро» региональной культуры, исторический город часто выступает историко-культурной зоной, сформировавшей целостное пространство каждого отдельного региона в единстве всех регионально-этнических составляющих и их матери- [198]
альных, духовных и художественных проявлений. Создание целостного ценностно-смыслового пространства культурной истории каждого отдельного города могло бы представить многие «периферийные» города России, как Устюг Великий, Иркутск, Тобольск, Барнаул, Омск — исторически значимыми, во многом «знаковыми» для русской культуры региональными центрами.

4. Исторический город — это не только природно-ландшафтное пространство с органично вписанными в него архитектурными ансамблями, музеями и архивами, хранящими артефакты региональной и отечественной культур, но и население города, его ценностные установки в отношении к среде города. Говоря о месте каждого региона в общероссийской культуре, прежде всего необходимо сделать акцент на этом последнем факторе, поставив первоочередной задачей воспитание поколения, чей строй мыслей, чувствования, поведения и отношения будет подготовлен к восприятию своего города не как провинции, но как национального достояния. Необходимо на региональном уровне формировать комплекс систематических знаний и представлений, традиций и ценностных ориентаций, который может быть назван системой культурной компетентности личности по отношению к окружающей исторической городской среде.

5. Насущной задачей культурной политики города и региона должно явиться приобщение горожан к интересу и знанию истории культуры родного города, их духовное и интеллектуальное обогащение через региональный исторический опыт, а ее основным инструментарием могут выступить наука, образование, просветительство, воспитание, СМИ — институты, формирующие ценностно-нормативную иерархию общества. Современная региональная культурная политика должна быть направлена на налаживание научного и образовательного обеспечения вышеизложенных задач, на целенаправленную подготовку кадров специалистов-регионалистов, а также на осмысленную, профессиональную корректировку общего содержания региональной истории культуры.

6. Культура города, трактуемая как ценность, норма, традиция, неразрывно связана с национальным типом культуры, национальным менталитетом. Региональные тексты многих российских городов достаточно содержательны, чтобы через историю города формировать целостное представление о культуре региона и истории культуры Отечества в целом. Поэтому необходимо активно внедрять региональный компонент государственного образовательного стандарта в систему школьного и вузовского обучения и обеспечить его учебно-методическую и программную базу. История культуры города и региона должна стать обязательным школьным и вузовским предметом. Целесообразно при этом построить данный курс в соответствии с культурологической моделью образовательного процесса.
[199]

7. Традиционное — историко-краеведческое — представление о культуре исторического города, в основу которого положены суммативно-дифференцированный, описательно-фактографический принципы и исследования частных наук, не может претендовать на системную целостность. В связи с этим представляется актуальным обобщить историографический опыт российских городов в методологическом контексте современной культурологической парадигмы региональных исследований. Многоаспектное целостное осмысление феномена исторического города в культуре может быть осуществлено с использованием методов системно-синергетического подхода, принципов историзма и целостности. Культурологический подход предполагает интегрирующее познание окружающего человека и сотворенного им мира культуры, диалог составляющих его материальных, духовных и художественных уровней и, соответственно, концентрацию частных исследовательских аспектов до уровня системного обобщения. Региональное исследование, представленное в культурологической проекции, должно послужить основанием к выделению нового историографического направления, в котором исторический город будет рассмотрен как многосторонне-целостный феномен общероссийской культуры.

Добавить комментарий