Идея диалога религий и цивилизаций в философии Фетхуллаха Гюлена и её реализация

[23]

УДК 130.2

Аннотация: В статье рассматривается такой аспект учения турецкого богослова и общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена как диалог религий и цивилизаций. Автор выделяет теоретическое основание диалога и сравнивает его с практической деятельностью последователей Гюлена. На основании анализа деятельности движения Фетхуллаха Гюлена российскими учёными автор приходит к выводу о политической природе идеи диалога религий и цивилизаций.

Ключевые слова: ислам, «Хизмет», Фетхуллах Гюлен, турецкие школы, Центральная Азия, Турция.

Фетхуллах Гюлен – современный мусульманский общественный деятель, мыслитель и публицист. В его книгах и проповедях центральное место занимает идея «диалога религий и цивилизаций». Эта идея лежит в основе не только теоретической, но и практической деятельности проповедника, она вдохновляет его последователей, объединенных в общественное движение «Хизмет» (тур. «служение»).

Идеи Фетхуллаха Гюлена распространяются в основном посредством учебных заведений и различных фондов. Так, по данным на 2013 г., около 30 лицеев и один университет действовали в Казахстане, около 10 лицеев и один университет – в Кыргызстане, около 10 школ – в Таджикистане, и один лицей и один университет – в Туркменистане [5].

Эти учебные заведения являются полностью светскими, исламский компонент присутствовал в них изначально лишь во внеурочное время, а на сегодняшний день школы и вовсе отходят от какой бы то ни было религиозной пропаганды. Декларируемой целью этих школ является формирование такого мышления, в котором совмещались бы духовность и универсальные ценности свободы и защиты прав человека [5].

Однако в России это движение было запрещено Верховным судом РФ в 2008 г., как ответвление турецкой секты «Нурджулар». По мнению представителей прокуратуры Татарстана, распространение идеологии этой секты наносит вред ду[24]шевному здоровью граждан и представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации [4].

Почему же деятельность одной организации получает столь различные трактовки?

Попробуем найти ответ на этот вопрос, рассматривая такой аспект учения Ф.Гюлена как диалог религий и цивилизаций.

Необходимо отметить, что цивилизацию Гюлен, по всей видимости, понимает как «культурную общность наивысшего ранга» [3, с. 35]. Это определение С.Хантингтона. Сам Гюлен определения цивилизации не дает, но постоянно противопоставляет свою концепцию «диалога цивилизаций» теории «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона.

Целью диалога между разными вероисповеданиями Фетхуллах Гюлен называет «осуществление духовного единства и согласия, а также поддержание универсальности веры» [2, с. 47]. Он утверждает: «Между религиями существует много общих положений для установления диалога». Общность мировых религий, по Гюлену, вытекает из признания единства человечества.

Корень же всех противоречий Фетхуллах Гюлен видит в господстве материалистического мировоззрения, которое, по его словам, «нарушает равновесие между человечеством и природой, а также между людьми» [2, с. 47]. Он указывает на устойчивость ислама по отношению к идеологиям материализма и важность его роли в современном мире, в том числе и с точки зрения представителей других религий. Что касается исторической ретроспективы, проповедь Мухаммеда Гюлен воспринимает как особого рода миссию в пост-христианском мире, называя ислам религией чистой веры, свободной от догматических нагромождений. Эта свобода рассматривается им как новая ступень прогресса религии в целом.

На основании этого можно сделать вывод, что Фетхуллах Гюлен говорит о некой общей сущности всех вероисповеданий – религии, которая строится на одинаковых для всех принципах любви, взаимного уважения, терпения, всепрощения, милосердия, мира, братства и свободы.

Однако многие исследователи в нашей стране под прогрессивными идеями толерантности религий и цивилизаций склонны видеть успешно действующий инструмент «мягкой силы» внешней политики Турции [1, с. 6].

Так В.А.Аватков пишет о том, что образовательные учреждения Гюлена много делают для формирования новой подсистемы международных отношений – тюркского мира. Посредством своих лицеев его последователи создают агентуру влияния пантюркизма, которая в перспективе будет формировать «турецкое лобби».

Не случайно поэтому из России в 2002-2004 гг. было выдворено более 20 граждан Турции, связанных с движением Гюлена [1, с. 8], а само движение было запрещено в РФ в 2008 г.

При этом эффективное влияние на молодежь осуществляется не путём прямого воздействия религиозной или политической пропаганды, а при помощи вовлечения молодых людей в научно-образовательные и культурные проекты [25]Турции [1, с. 10].

Российский религиовед В.В.Иванов в своей статье пишет о том, что целью организации Фетхуллаха Гюлена изначально было создание в Турции государства, основывающегося на шариате. Именно поэтому в 1971 г. Гюлен был осужден турецкими властями на три года тюрьмы. В 1997 г. турецкие военные, отстранив от власти происламское правительство Нежметдина Эрбакана, развернули судебное преследование исламистов, поэтому Гюлен был вынужден уехать в США. Он обосновался в Пенсильвании, где при прямой поддержке американских спецслужб начала действовать штаб-квартира его секты [4].

В этой же статье В.В.Иванов подробно описывает механизм вовлечения новых адептов в секту Гюлена. Он классифицирует её как тоталитарное религиозное движение деструктивного характера, члены которого руководствуются принципом «такии» – «благоразумным скрыванием» своей веры.

Таким образом, идея диалога религий и цивилизаций на практике оказывается приемлемым для западного общества обрамлением панисламизма и пантюркизма. Спорным остаётся вопрос о том, насколько внешнеполитические цели Турецкой Республики действительно соотносятся с деятельностью Движения Фетхуллаха Гюлена, но это предмет отдельного исследования.

The idea of dialogue among religions and civilizations in Fethullah Gülen’s philosophy and its implementation


Olga Dobrotina

Abstract: In the article a dialog between religions and civilizations reviewed as one of the aspects of Fethullah Gülen’s theory. An author finds the theoretical foundation of dialog and compares it with practical activity of Gülen’s followers. On the basis of Russian researchers’ analysis of Gülen’s Movement activity the author arrives to a conclusion of political nature of the idea of dialog between religions and civilizations.

Keywords: Islam, the Gülen Movement, Fethullah Gülen, Turkish schools, Central Asia, Turkey.

Список литературы
  • [1] 1. Аватков В.А., Бадранов А.Ш. «Мягкая сила» Турции во внутренней политике России // Право и управление. XXI. 2013, № 2 (27). С. 5-11.
  • [2] 2. Толерантность религий и цивилизаций. Взгляды Фетхуллаха Гюлена / Сост. В.А.Ставицкий, С.И.Табасаранцев. М., 2012.
  • [3] 3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994, № 1. С. 33-48. Интернет-источники
  • [4] 4. Иванов В.В. Движение Фетхуллаха Гюлена: экстремистская организация маскируется под сторонников «диалога между цивилизациями» // Апологет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apologet.in.ua/apologetika/totalitarnye-sekty/nurdzhular/4017-dvizhenie[26]fetchullacha-gyulena-ehkstremistskaya-organizatsiya-maskiruetsya-pod-storonnikov-dialogamezhdutsivilizatsiyami.html (Дата обращения: 04.03.2016)
  • [5] 5. Саид Нурси и Фетхуллах Гюлен в Центральной Азии: влияние на религию и образование после распада СССР / Интервью с Байрамом Балджи // ИА Фергана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fergananews.com/article.php?id=7598 (Дата обращения: 04.03.2016

© О.В.Добротина, 2016

Добавить комментарий