Педагогическая среда современного российского города как пространство гражданского образования

[343]

Гражданское общество в современной России вряд ли появится до тех пор, пока влачащая полубедное существование армия «бюджетников»-учителей и большая часть вузовских работников, сотрудники сферы культуры и др., не станут средним классом», о необходимости которого», пользуясь известным ленинским выражением, так модно сегодня говорить. Это означает, в том числе, что вышеназванной категории российских граждан предстоит эволюция из роли бедных людей, несущих «факел знания», «свет просвещения» и т. д. в роль горожанина, «бюргера», ощущающего определенную независимость от государства. Такая независимость дается счетом в банке, обладанием недвижимостью с высокой рыночной стоимостью, владением средствами производства, определенным символическим капиталом, пользуясь терминологией Бурдье. Однако если рассматривать сотрудников сферы образования, культуры и др., важен не просто «символический капитал» (диплом о высшем образовании, звание кандидата наук) и т. д. Эти атрибуты не делают сами по себе массу преподавателей, например, общественностью, с мнением которой вынуждено считаться государство, в лице которого оно готово видеть партнера, «третий сектор», а не безгласных бюджетников, которые, в отличие от шахтеров, касками и другим инвентарем стучать вблизи правительственных зданий не будут. Общественностью бюджетника может сделать лишь опыт общественной, т. е. гражданской деятельности. Эта деятельность может носить протестный характер (например, учителя против низкой [344] зарплаты и т. д.) или иметь характер диалога с местным сообществом по решению актуальных для него проблем (например, учителя за здоровый образ жизни и т. д.) Способность к позитивному взаимодействию с местным сообществом предполагает стратегическое мышление, т. е. способность увидеть актуальные проблемы и стратегические перспективы развития местного сообщества и свою роль в этих процессах. В этом случае речь идет о готовности к социальному партнерству с различными ветвями власти, бизнесом и др. субъектами социальной деятельности в интересах стратегического развития своей жизненной среды-района, муниципального образования и т. д. Насколько готов сегодняшний бюджетник, придавленный грузом своих проблем, к такому проектированию своего жизненного пути? Ответ очевиден: в массе своей не готов. Поэтому огромная роль в гражданском воспитании «своего» населения принадлежит местной власти и уже существующим общественным объединениям. Хорошим «поводом» для вовлечения населения в процесс гражданского становления в роли «общественности» является создание Стратегического плана развития МО, т. к. одной из ведущих целей создания такого плана как раз выступает появление модели частно-общественного партнерства. Поэтому, как показывает опыт создания Стратегических планов в современных российских городах, важным направлением этой деятельности является создание специальной системы общественного участия. Ниже приведены основные компоненты этой системы, разработанной в МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», которая показала свою высокую эффективность при создании Стратегических планов в различных городах в современной России.

Цель функционирования системы общественного участия при разработке и реализации стратегического плана — актуализация социального потенциала города через раскрытие, ориентацию и согласование возможностей горожан по развитию города.

Ведущими характеристиками системы общественного участия выступают:

  • Наличие ясной цели общественного участия в стратегическом планировании;
  • «Обратная связь» населения и руководства города;
  • Альтернативность представленных позиций и мнений различных социальных групп;

[345]
  • Участие общественности уже на ранних стадиях подготовки решений, затрагивающих интересы горожан;
  • Включенность максимального числа представителей различных социальных групп горожан в процесс стратегического планирования;
  • Предоставление достаточной информации и обучение горожан в ходе процесса стратегического планирования;
  • Открытость и контролируемость процесса стратегического планирования для всех социальных групп горожан;
  • Использование качественной методической базы для организации процесса общественного участия и контроля за его результатами.

Эффективными формами организации общественного участия являются:

  • Программы целевого информирования общественности,
  • «Горячий» телефон, общественные приемные,
  • Опросы, фокус-группы,
  • Общественные слушания,
  • Рабочие и тематические группы по подготовке рекомендаций,
  • Общественное представительство в городских советах по принятию решений,
  • Интерактивные ТВ и радиодебаты,
  • Гражданский референдум,
  • Голосование по различным вопросам через СМИ,
  • Обучение граждан,
  • Техническая поддержка общественного участия.

Реализация каждой из этих форм предполагает организацию диалога различных групп горожан, власти, представителей бизнеса, СМИ, общественных организаций, молодежных объединений и отдельных граждан.

Успешность организации такого диалога возможна при соблюдении определенных правил:

  • Единая понятийная база, как основа общего языка общения (стратегия, стратегический план, миссия города, цель, точки роста, флагманские проекты, мониторинг результативности).
  • Признание права каждой из сторон в диалоге на собственную точку зрения.
  • Вариативность и динамизм целей и процесса организации диалога.

[346]
  • Завершенность каждого этапа диалога в форме документа, постановления, проекта, программы, позволяющая переходить к решению следующей проблемы.

В целом процесс диалога различных групп населения в ходе стратегического планирования создает основу для доверия друг к другу, развития инициативы и самостоятельности каждой из сторон и готовность к согласованию своих планов в едином стратегическом плане развития города.

Необходимым условием эффективности общественного участия в процессе стратегического планирования является наличие специалистов (модераторов) по организации такого взаимодействия.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий