Независимость китайской женщины - освобождение от самой себя

[159]

Если говорить об освобождении китайской женщин во времена феодализма и капитализма, я бы сказала, что это, прежде всего освобождение от режима, а в социалистическом Китае, во время реформ и открытости внешнему миру, самое главное — это освобождение женщин от самой себя. Постараемся объяснить, что это такое. Сейчас созданы все предпосылки для освобождения женщин в социальной сфере, которые закреплены законодательно.

Во-первых, остановимся на политическом аспекте. Создание нового Китая и утверждение социалистического режима создали предпосылки для политического освобождения женщин Китая. Новое государственное устройство стоит на защите интересов и прав всех трудящихся, в том числе и женщин. Что касается женских организаций, то, как только был создан Китай, организовали всекитайскую федерацию женщин при ЦК КПК, а сейчас есть и комитет женщин и детей при Госсовете. Все это гарантирует права женщинам и защищает их от всевозможного посягательства.

Во-вторых, рассмотрим положение женщин с точки зрения закона. Китайская женщина пользуется равноправием с мужчинами во всех сферах материальной и духовной жизни. В случае материнства у женщин имеются особые права.

В-третьих, это социально-культурологический аспект. Общественное мнение и средства массовой информации стоят за правду, выступают за справедливость, всякая дискриминация и тирания женщин обязательно осуждаются. А успехи женщин во всех областях общественной жизни обязательно отмечаются, не менее, чем у мужчин.

Одним словом, сейчас в Китае, с точки зрения общей обстановки, женщина практически не подвергается дискриминации. Но по существу вопрос об освобождении находится не во внешнем, а во внутреннем мире в самой женщине: в осознании всех этих предпосылок и в умении пользоваться ими. Поэтому, можно сказать, что вопрос о независимости китайской женщины заключается в том, чтобы она сама от себя освободилась.

Здесь независимость заключается в следующих моментах:
[160]

Первое — это экономическая независимость. Это значит, женщина должна иметь работу, а сама женщина должна постепенно в работе обогащать и повышать уровень культуры, знания и опыта, укреплять свою самостоятельность, укреплять уверенность в себе и самоуважение. Экономическая независимость — это основа самоуважения, самостоятельности и уверенности. Они постепенно растут при независимой экономике. Это как в периферийных странах: если отсутствует независимая экономика, то такие страны могут предоставить только сырьевые ресурсы развитым странам. Но, с другой стороны, самоуважение, самостоятельность и уверенность способствует экономической независимости.

Второе — это идеологическое сознание женщин, как пережитки отношения старого общества к женскому вопросу. Женщина должна противостоять этим устаревшим взглядам и избавляться от их оков. Здесь самое важное — это осознанный подход ко всему. Особенно эти пережитки проявляются в ключевые моменты жизни женщин, например, в молодости, во время любви и материнства они по-разному мешают женщине. Если анализировать теоретически, то можно выделить три стороны: физиологическую, психологическую и социальную. Если женщина относится к ним слепо неосознанно, то они мешают экономической независимости, не говоря уже и о самоуважении, самостоятельности и уверенности.

Третье: женщина должна стоять лицом к действительности, к современному обществу, сознательно преодолеть себя, максимально проявлять инициативу, активность и творчество, с одной стороны, а с другой — у женщин должна преобладать активная жизненная позиция, на всю жизнь и на определенный период.

Можно сказать, что после создания нового Китая, особенно во время реформ и открытости внешнему миру, подавляющее большинство китайских женщин вышла из дома в общество. В разных сферах имеются их выдающиеся представители. Общая их черта такова: они жаждут экономической независимости, у них сильно развито чувство самостоятельности и уверенности, они полностью опираются на собственные силы. Сейчас таких женщин что-то около или немногим более составляет 30%.

По последним данным ООН, положение китайской женщины, включая сравнительную продолжительность жизни мужчин и женщин, уровень грамотности взрослых мужчин и женщин, коэффициент охвата общим школьным образованием и т.д., относительно хорошее. Сравним: показатель стран с низкими доходами составляем 0,5094, показатель стран со средними доходами 0,773, а показатель стран с высокими [161] доходами составляет 0,946. Показатель Китая составляет 0,706, равен мировому среднему показателю. Еще один показатель права полов. Этот показатель состоит из трех пропорций: 1) представительство женщин в парламенте; 2) их представительство среди управляющих; 3) их представительство в профессионально-технической области. Этот показатель у стран с низкими доходами составляет 14,9%, показатель у стран со средними доходами 9,9%, а показатель стран с высокими доходами 16,3%, показатель Китая составляет 21,8%, то есть является самым высоким.

Однако следует заметить, что наше общество вышло из недр полуфеодального и полуколониального общества, а до этого было несколько тысячелетий феодализма. И поэтому старые идеологические следы, в том числе и пережитки по женскому вопросу нельзя недооценивать. Поэтому, есть серьезные основания полагать, что освобождение женщин это дело не одного дня.

Прежде всего, с точки зрения социологии: феодальное общество просуществовало очень длительное время, более двух тысяч лет. А характерная черта этого общества — абсолютизм. В феодальном Китае этот абсолютизм проявлялся в подчинении и мператора богу, чиновников императору, отца чиновникам, сына отцу, жены мужу, а после смерти мужа, матери сыну. В этой системе подчинения женщина находилась на самой низкой ступени. Она помимо подчинения императору, чиновникам, отцу, мужу, подчинялась даже сыну. В эпоху феодализма, по сути, женщина была рабыней, ее судьба была в руках других. Малейшее неподчинение рассматривалось как тягчайшее преступление. Личность женщин жестоко подавлялась, поэтому не могло быть и речи об инициативе и творчестве.

Сейчас идеология абсолютистского подчинения в известной степени существует в отдельных глухих деревнях, где, например, поступление девочки в школу, брак девушки, в том числе и работа женщин зависят от решения старшего поколения, или мужа; а в отдельных городах и более развитых деревнях это абсолютистское подчинение превратилась в опору на мужа, на родителей, родственников и на общественные отношения. Такие две формы старой идеологии по сравнению со старым феодальным временем, хотя видоизменились, а само абсолютистское подчинение как-то облегчилось. Но с точки зрения независимости женщин, суть дела осталась неизменной, женщина все еще не опирается на собственные силы, на свою инициативу и свое творчество, а в других случаях ее судьба, в известном смысле, по-прежнему находится в руках других. А это тоже влияет на активность и целеустремленность [162] женщин, и контрастирует с требованием быстро развивающейся рыночной экономики.

Далее, в свете культурологии, в течение ряда династий в феодальном обществе, пропагандировали, поощряли подчинение и преданность. Преданность государству — это правильно. Но это подчинение и преданность предполагали в себе и другое содержание: преданность и подчинение чиновников императору, сына отцу, жены мужу. В искусствах и литературах все это пропагандировалось и поощрялось, считалось признаком высокой нравственности, независимо от того, кого касалось это подчинение. В такой культурной атмосфере примером для женщин является верная, жертвенная и добродетельная супруга и мать. Не только в художественных произведениях, но и в народных сказках и деревенских правилах такой пример тоже рассматривали как образец. Благодаря поощрению государства, правящих классов, пропаганде в художественных произведениях, и тому, что воспевали народные сказки и деревенские правила, таким образом, в сознании людей из поколения в поколение, складывалась модель, которой должна была следовать женщина. Такая модель или сознание до сих пор существует в плоти и крови всего общества.

Ныне такое сознание проявляется по-разному: у одних городских женщин конкурентоспособное сознание развито более слабо, их мечта о будущем такова: найти более удобную, более легкую работу, ухаживать за детьми, за мужем и за семьей; у других женщин, мужья которых много зарабатывают, только одно желание — быть домохозяйкой; у третьих, популярна такая концепция: лучше не та, кто отлично учится и кто хорошо работает, а та, кто вышла замуж за богатого.

Это говорит о том, что присматривать за мужем и воспитывать детей, быть верной супругой и добродетельной матерью еще остается в восприятии некоторых людей, особенно женщин.

Кроме того, пережитки в женском вопросе имеют физиологические и психологические элементы.

С точки зрения физиологии, женщина внешне физически слаба по сравнению с мужчиной, разница и во внутреннем строении тела. Например, по данным современных исследований, строение мозга у мужчин и женщин также отличается, и поэтому мужчина умеет мыслить абстрактно, а у женщин эта способность — менее развита. По-моему, это сложилось в результате разделения труда в течение нескольких тысячелетий.

Именно физиологическая разница в течение длительного времени привела к психологическим различиям. Прежде всего, это слабость и нерешительность. Это проявляется в работе, в учебе во время неудачи. [163] В вузах некоторые девушки-аспиранты очень талантливые, но они совсем меняются, терпя неудачу в любви. Одни из них не смогли оправиться от этого; другие полностью переключились на наряды; третьи вступают в связь, с кем угодно. Неудача в любви тяжело ударила по их уверенности, они начали сомневаться в себе. Все, что они делали после, было только для того, чтобы получить признание и утверждение в глазах мужчин.

Далее, у женщин чувственность выражена ярче, чем у мужчин. Женщинам легче взволновать. Политически консервативные, обычно они видят только локальные, и то, что рядом, перед глазами, а далекие, перспективные и общественные дела их мало привлекают. Поэтому, когда они сталкиваются в работе и жизни с трудностями, то чаще всего, не пытаются анализировать затруднения, искать выход из них, а обращаются к другим за сочувствием и поддержкой.

Такое поведение, то есть просить у других сочувствия и помощи, может привести к трем последствиям: первое, если сочувствие и помощь совпадают с желанием просящего, и преодолены трудности и препятствия, — возможность обретения истинного пути; второе, если сочувствие и помощь совпадают не в полной мере с желанием просящего, т.е. возможно между ними дистанция, это приводит к пути не по собственному желанию, или по пути нежелательному для просящего; третье — возможно вопреки желанию, и отсюда возможно сбиться с правильного пути, испортить жизнь.

Именно эти психологические элементы, например, слабость и чувственность и т. д., приводят к тому, что многие девушки, которые были отличницами, талантливыми и перспективными во время учебы, а после того, как они вышли замуж, как родили ребенка, значительно изменились. Обычно считается, что женщина работают хуже, чем мужчины, как говорится, лишь бы как-нибудь, ни к чему не стремясь. Поэтому, когда некоторые учреждения и предприятия приглашают на работу, то отказываются от женщин. Кроме того, в отдельных глухих деревнях ценят мужчину и недооценивают женщину, рассматривая женщину лишь как машину для рождения и воспитания детей, если женщина рождает мальчика, ее уважают, если женщина рождает девочку к ней относятся с пренебрежением.

А в действительности же, разница между мужчиной и женщиной, касающаяся как умственных способностей, так и других, не настолько велика, как это принято считать. Разница в представлениях людей между мужчиной и женщиной, на самом деле искусственно преувеличена и расширена из-за психологических факторов.
[164]

Из вышеизложенного следует, что пережитки по женскому вопросу еще остаются достаточно серьезными на уровне общественного сознания не только с точки зрения социологии и культурологии, но и с точки зрения психологии. В этом смысле можно сказать, что на самом деле, женщина еще не освобождена, я имею в виду идеологическое и психологическое освобождение, у женщин нет и настоящей независимости в полном смысле этого слова. Причины сводятся к трем факторам: во-первых, такое сознание сложилось в результате экономического развития и соответствующего ему социального разделения труда и вытекающего отсюда общественного режима. То, что складывалось в общественном сознании в течение длительного времени, нельзя так быстро перестроить, как нам хочется. И именно, сейчас у нас в стране для такого преодоления нужна развитая социалистическая рыночная экономика. Хотя такая же экономика сейчас у нас еще находятся в самом начале развития, но она будет развита, и создает все благоприятные предпосылки для преодоления старых стереотипов в женском вопросе.

Во-вторых, социум, особенно женщина, не отдают себе трезвый отчет о разнообразных пережитках по женскому вопросу, и сознательно не противостоят им.

В-третьих (это уже касается цели жизни), если у женщин имеются активный взгляд на жизнь, мудрый взгляд на ценности и прогрессивное мировоззрение, можно преодолеть психологическую, ставшую уже социальной слабость, чувственность и привычку быть слабой и зависимой. Конкретно говоря, надо иметь отдаленную цель жизни на будущее, и конкретную цель для каждого (отдельного) этапа жизни. Потому что, женщина, по сравнению с мужчиной, особенно встречается с неодинаковыми проблемами в разных этапах жизни. В их решении играет огромную роль именно жизненный смысл, или цель жизни, которую должна ставить перед собой женщина.

Осознание цели жизни воплощается во взгляде на жизнь, во взгляде на ценности и в мировоззрении, а взгляд на жизнь, взгляд на ценности и мировоззрение делают цель жизни более стойкой и яркой. Они, т.е. цель жизни и взгляд на жизнь, взгляд на ценности, мировоззрение, взаимно содействуют друг другу. Я не говорю, что у всех китайских женщин нет цели жизни, нет активного взгляда на жизнь, нет научного взгляда на ценности, нет прогрессивного мировоззрения, но определенная часть женщин не отличается целеустремленностью, так как не осознает свой жизненной идеи.

Нельзя не отметить, что среди этих факторов самые главные — это два последних при условиях Китая. Потому что они касаются не только [165] социума, но и субъективности самой женщины. Для преодоления привычки быть слабой и зависимой, женщина должна отдавать себе трезвый отчет в этих пережитках, сознательно противостоять им и избавляться от них, потому что этого требует две ситуации.

Во-первых, этого требует объективная обстановка экономического развития страны. Новый век — это век знания и экономики, век быстро развивающейся науки и техники, век гармонии между человеком и природой, век возможного продолжающегося развития, век единства строгой научности и гуманитарности. В этом веке наша страна осуществит переход от планового к полному рыночному хозяйству. Суть этого перехода такова: регулируются важные стороны всего хозяйства в больших масштабах, т.е. число традиционных промышленных и сельскохозяйственных производств не умножается, а их структура регулируется в массовых масштабах. Такое регулирование ставит перед всеми членами общества, в том числе и перед женщинами, вопрос о том, как должен измениться в этих условиях стиль работы. Что значит изменение стиля работы? Это значит переход с нормирования на ненормированность. Это неизбежная тенденция экономического развития. Как исторический процесс, объективная тенденция не зависит от субъекта «Я»: хочешь или нет, все равно придется приспособиться к новому трудовому ритму, или останется без работы. Не рынок приспосабливается к женщине, а она должна проспособиться к рынку, к новому стилю работы. Китайская женщина составляет 48% всего населения страны. И поэтому, усиление ее инициативы, активности, экономической, идеологической, психологической независимости во многом именно от того зависит, сможет ли Китай перейти от плановой к полной рыночной экономики.

Однако, здесь есть два момента, которые следует подчеркнуть. Прежде всего, это приспособление может быть инициативным и пассивным. С точки зрения теории, инициативное — это подготовленное, целеустремленное, плановое приспособление к реальности; а пассивное — это неподготовленное, слепое, неплановое. Что же касается практики, то результаты будут разными: первое — результативное, второе — малорезультативное или безрезультатное.

Причем, если большинство китайских женщин инициативно приспособятся к объективной обстановке; если за прошедшие 50 лет после создания нового Китая уже более или менее 30% китайских женщин обрели чувство экономической независимости, уверенности в себе, самостоятельности и самоуважения, то можно ожидать, что через еще 50 лет, т.е. к середине XXI века, то есть к 100-ей годовщине нового Китая, [166] равноправие китайской женщины с мужчинами станет не только теоретическим, но и практически реальным. Я в этом уверена.

Во-вторых, психологическая, идеологическая, духовная и экономическая независимость женщин необходимы для брака, семьи и счастья самой женщин.

Сначала о браке. Считается, что брак — явление бескорыстного порядка, ему нужны отдача и жертва, которые являются основой любви. Чем глубже любовь, тем сильнее желание любимому делать то, на что он надеется. Но любимые с обеих сторон не должны забывать о себе, терять себя в так называемой отдаче. Особенно женщина. Она легко о себе забывает. В одной древней легенде говорится о том, как один мужчина лишился зрения. Тогда его красивая неразумная жена отдала любимому свои красивые глаза. Снова увидевший свет, муж был беспредельно благодарен жене, дал клятву еще крепче любить жену, пока моря не высохнут и камни не сгниют. Но шло время, с каждым днем, муж все замечал, что он никак не может сдерживать свою клятву, он был как бы светом для своей слепой жены. Они мало общаются с внешним миром, а опасаются того, как бы не потерялась любовь мужа, жена постоянно напоминает мужу, что именно она пожертвовала собой, отдала ему все, что у него есть сейчас. Но это подавляем мужа, и ему надоело слушать это. И ему теперь даже не хочется смотреть на слепую жену, бывшую красавицу. В конце концов, он оставил свою жену. Это древнее сказание щемит человеческую душу. Но значение независимости женщин раскрываемое в этой легенде вечно: любовь не держится только на отдаче саможертвовании. Это доказано сотнями аргументов и фактов об изменах в браке в современном Китае. Это с одной стороны, а с другой — браку нужны мораль и ответственность. Но брак не держится только на морали и ответственности. Если у женщин нет экономической независимости, а на мужчин нельзя положиться, то где можно найти нужную мораль и ответственность? У кого искать справедливость? Тогда на чем может держаться брак?

Прежде всего, современный брак опирается на общие идеалы, на обмен мыслями и чувствами друг с другом, на взаимопонимание, на умение прощать друг друга и на наслаждение друг другом. И важнее всего, пожалуй, это общие идеалы и обмен мыслями и чувствами друг с другом. Только путем обмена можно понять и принять друг друга со всеми достоинствами и недостатками. Общие идеалы и обмен — это главное условие остальных составляющих браков. В известном смысле можно сказать, что брак без общих идеалов и обмена мыслями и чувствами друг с другом — это тупик. В каком смысле тупик? Вернее, два его [167] варианта: или, что жизнь вместе, но кое-как; или развод. В жизни того и другого немало.

Далее, брак опирается на независимость обеих сторон. Независимость проявляется в экономике, во взгляде, в духовности и в достоинстве. Здесь мы имеем в виду независимость женщин.

Теперь о семье. По данным исследований мужчин, имеющих современные взгляды, в общем, большинство мужчин с пониманием относятся к независимости женщин. Поэтому, если смотреть на вопрос с точки зрения перспективы, то чем менее зависима женщина, более самостоятельна, тем лучше и для семьи. Это с одной стороны. Но с другой стороны, если рассматривать вопрос с точки зрения социальной психологии мужчин, то мужчина хочет брать на себя большую ответственность и в семьи, и в обществе, а это не так легко. Поэтому, обычно он ищет покоя, отдыха в семье; в случае успехов, ему нужно ободрять, а в случае неудач и затруднений, не только нужно утешить, но и вместе с ним анализировать причины неудач, извлекать уроки из них и искать выход из затруднений; чаще всего мужу хочется поделиться мнениями и чувствами с женой. Все это требует от женщин многого. В такой семье жена не только воспитана, культурна, но и независима и самостоятельна. Муж и жена в такой семье опираются друг на друга, поддерживают друг друга. При поддержке друг друга муж и жена как две ноги у человека, каждая из них сама по себе не может удерживать половину тела, можно сказать, что семья без такой поддержки, взаимопонимания несовершенна и неполноценна. Конечно, две ноги, как и два глаза, и две руки у человека, возможно неодинаковы, чуть-чуть отличаются, но в принципе это не влияет на то, чтобы они выполняли свою функцию и играли свою роль, которые им предназначены.

Наконец, о воспитании детей. В известном смысле независимость и самостоятельность женщин необходимы и для воспитания детей. Современные дети живут в эпоху быстро развивающейся рыночной экономики, в эпоху огромного количества знаний и информации, особенно, сейчас, когда Китай переходит от традиционного общества к современному, при том каждой семье разрешается иметь только одного ребенка, дети любознательны, все хотят знать. Дома, они хотят быть равноправными собеседниками родителей, делиться своими мнениями, размышлениями с ними. А мать, с точки зрения роли, которую она играет дома, важна не только для того, чтобы дети были здоровыми, стали взрослыми, но и для того, чтобы они интеллектуально развивались и из них вышли порядочные люди. А если мать только ухаживает за детьми, не беседует с ними, мало проводит время с ними, то это для подрастающего [168] поколения, к большому сожалению, и можно даже сказать, невосполнимая потеря для детей. А общение требует от матери того, чтобы она постоянно обновляла свои знания, интересовалась всем, что происходит вокруг, и при этом сохраняла независимость, самостоятельность и достоинство. Это с одной стороны, а с другой, такие качества матери, как наследственные черты, обязательно передаются из поколения в поколение, подрастающее поколение обязательно изменится под влиянием таких качеств.

Одним словом, независимость женщин, это ключ к достижению счастья самой женщины. Конечно, люди с разным мировоззрением, разными взглядами на жизнь, разными взглядами на ценности и с разными жизненными целями относятся к пониманию счастья. Но я полагаю, что настоящее счастье женщин заключается в ее независимости. В такой независимости женщина обретает ценности и смысл жизни. Потому что, независимость женщин нужна не только экономическому развитию общества, но и браку, воспитанию детей, а значит и свое счастье.

В общем, подлинное освобождение женщин предполагает не только экономическую независимость, но и психологическое, идеологическое и духовное освобождение, и то, что женщина должна опираться на собственные силы и усилия, выявлять свои возможности, проявлять свою инициативу. Я уверена в том, что стоит только так сделать, и женщина сможет добиться того, чего она хочет. Только тогда может идти речь о том, что женщина освободится от себя самой.

Добавить комментарий