[200]
Современное общество претерпевает большие изменения. Очень важная тенденция в современной культуре — установка на развитие индивидуальности. Тогда как в патриархальном обществе прошлого, как отмечает И.С. Кон 1, отдельный индивид был немыслим и не воспринимал себя вне социально-групповой принадлежности.
Эта общемировая тенденция влияет и на радикальное изменение традиционной системы половой стратификации. Происходит явное ослабление поляризации мужских и женских ролей, распределение труда теряет былую жесткость и нормативность, меняется содержание понятий «женственность» и «мужественность». Расширение сферы личной свободы не только открывает перед обществом новые возможности, но и создает новые проблемы.
Акцент на индивидуальности предъявляет свои требования и к принятию решений на уровне власти. Все большее значение приобретает гендерный анализ принимаемых решений.
Гендерный анализ — важная часть универсального социально-экономического анализа государственной политики, который учитывает социальные и экономические различия между мужчинами и женщинами на каждом этапе разработки политики с целью выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на мужчин и женщин; обеспечение равнозначных результатов для мужчин и женщин, мальчиков и девочек при проведении и планировании различных мер.
Подход к идее равенства как одинаковому обращению со всеми исходит из убеждения, что люди все равны и справедливо одинаковое отношение ко всем. Однако такой взгляд нивелирует различные физические, социальные, экономические характеристики и жизненный опыт мужчин и женщин.
Равенство означает обеспечение всем людям, независимо от их пола или национальности одинаковых возможностей доступа к позитивным результатам проводимого политического курса.
[201]
Как показали проведенные нами экспертные интервью с руководителями исполнительной и законодательной властей, в нашем регионе необходимы обучающие программы по вопросам гендерного анализа с целью конструктивного использования гендерного распределения рабочих мест и более эффективного использования потенциала, которым обладают мужчины и женщины для развития производства и создания наиболее благоприятной обстановки на рабочих местах.
Целью пилотажного исследования «Учет гендерных интересов при принятии решений», проведенного исследователями НовГУ по заказу ОРД «Женский Парламент», было:
- выявление факторов, влияющих на учет гендерных интересов при принятии решений,
- выявление установок населения, препятствующих им выражать свои групповые (гендерные) интересы.
Задачи:
- выявление частоты, препятствий, особенностей использования гендерной статистики в работе исполнительных и законодательных органов
- выявление представлений работников властных структур о:
- важности использования гендерной статистики
- о факторах, влияющих на учет интересов женщин в обществе,
- факторах, влияющих на демографическую ситуацию.
- об активности и возможностях женщин в общественных организациях
- способах донесения проблем населения до властных структур
- о необходимости и возможностях гендерного подхода
- важности использования гендерной статистики
- сравнение представлений о гендерном подходе представителей законодательной и исполнительной власти, представителей социальной и не социальной сфер.
- разработка практических рекомендаций для реализации гендерного подхода в принятии решений.
- ознакомление представителей власти с гендерным подходом при принятии решений (через подготовку информационных материалов и раздачи их после интервью).
Основные гипотезы
Представителям власти и населения по большей части свойственна патриархатная картина мира (в общественных и семейных отношениях должно существовать жесткое разделение женских и мужских ролей; взгляд, согласно которому мужчине принадлежит ведущая, активная роль, а женщине — подчиненная, пассивная; осуждение нетипичного для данного взгляда модели поведения женщины, в котором [202] доминируют ориентации на самореализацию вне семьи, на карьеру, профессиональные достижения; представление о том, что патриархатная модель общества и семьи естественна, обусловлена биологическими различиями полов; предпочтение семейных отношений, при которых мужчина является главой семьи, лидером, вносит основной вклад в семейный бюджет; убеждение, что ценностные структуры сознания женщин и мужчин различны: семья и любовь — главные ценности в сознании первых, работа и самореализация вне семьи — в сознании вторых 2.
Чем выше уровень власти, тем чаще преобладает во взглядах руководителей экономический детерминизм («наладим экономику, тогда все улучшится и в социальной сфере»)
Семья как социальный институт не готова к происходящим изменениям, к новым социально-экономическим отношениям.
Объектом первой части нашего исследования стали 30 представителей властных структур, представляющих Областную и городскую Думу, исполнительную областную и городскую власть, из них 11 женщин и 19 мужчин.
Содержательно в выборке преобладают мужчины, поскольку они составляют большинство верхних уровней власти, принимающих основные решения. В выборке также преобладают представители городской исполнительной власти, поскольку акцент работы сделан на муниципальном уровне. В выборке соблюдено соотношение представителей социальной и не социальной сфер, различных уровней управления (начальники отделов, руководители управлений, председатели комитетов).
Основными методами первой части исследования стали — анализ документов и статистики, полуформализованное интервью с экспертами, количественная и качественная обработка данных. Для второй части исследования (работа с населением) был выбран метод фокус-групп (женщины: безработные, одинокие, представители общественных и политических организаций, смешанная группа, молодежь, мужчины — смешанная группа).
Основные выводы
Важной частью гендерного анализа при принятии решений является гендерная статистика — наиболее важный инструмент, позволяющий учитывать особенности мужчин и женщин как специфических [203] социально-демографических групп при разработке оптимальной социально-экономической политики.
Анализ документов и интервью с экспертами комитета статистики показали, что
- гендерную статистику возможно увидеть лишь при запросе «сверху», ее создают лишь, если есть федеральный указ или запрос местной администрации или по коммерческим ценам купить. Не вся социальная статистика собирается в комитете статистики.
- В 1998 году был создан статистический сборник «Мужчины и женщины Новгородской области» (20 экземпляров), но ни один опрошенный нами представитель власти, в том числе в социальной сфере, ничего определенного не мог сказать нам по поводу этого сборника, в том числе и в комиссии по «улучшению положения женщин».
- Согласно данным опроса представителей власти, гендерная статистика в основном используется редко — 40% или не используется — 30%. Только треть опрошенных использует ее часто и регулярно.
- Ряд показателей гендерной статистики руководители оценили как важные (более 50% опрошенных) для разработки концепции социально-экономического развития. Учет различий в образовании мужчин и женщин только 43% опрошенных посчитали важным.
В целом наибольшие различия в положении мужчин и женщин руководители видят в сфере занятости (востребованности мужчин и женщин на рынке труда, возможности трудоустройства), что отметили все опрошенные женщины и большинство мужчин.
Однако мужчины на первое место по степени различий ставят семью (распределение ролей в семье, степень участия в хозяйственно-бытовой деятельности и воспитании детей)и на второе — сферу занятости.
Большая часть опрошенных мужчин-руководителей (57,9%) считают, что существующие различия в положении мужчин и женщин не следует устранять, тогда как более 60% женщин высказались за их устранение. Инициатива по устранению различий по мнению большинства респондентов должна идти с федерального уровня.
Как и предполагалось, большая часть опрошенных мужчин придерживается патриархатной картины мира, указывая на физиологическую предопределенность и естественность существующих различий в положении мужчин и женщин. Ниже представлены дословные высказывания наших респондентов:
- «я не вижу различий в положении мужчин и женщин — законодательно эти различия не установлены; должна быть большая включенность женщин в домашнюю работу- это так должно быть» (муж.)
[204]
- «Вы мне никогда не докажете, что гендерная политика может влиять на социально-экономическое развитие; если жена мне суп не приготовила — на работе какое-то феминистское собрание было, извините, такую женщину надо гнать из дома» (муж.)
- «А вот распределение ролей в семье очень четкое — домашние заботы, воспитание детей — женщины занимаются» (муж.)
- «Женщина в первую очередь должна быть привлекательной, а мужчина — состоявшимся» (муж.)
- «Женщины сами виноваты в том, что мужчины смотрят на них как на потребителей. Женщины сами уронили свой статус — особенно молодые — они позволяют так к ним относиться. Они принизили свой уровень как женщины-матери, хранительницы очага, гаранта стабильности. Они слишком буквально поняли равенство мужчины и женщины — равенство в безответственности» (муж.)
- «если женщина по природе своей хранительница очага, то когда она костер поддерживает — мужики за мамонтами пошли. Это и у животных так — это от природы наше изначальное» (муж.).
13,3% опрошенных руководителей считает, что интересы женщин полностью учитываются властями при принятии решений.
46,7% опрошенных считает, что частично учитываются,
20% отметили, что совсем не учитываются
16,7% респондентов считает, что не должны учитываться.
Ответы мужчин руководителей и женщин руководителей различаются — 45,5 % опрошенных женщин отметили, что интересы женщин «совсем не учитываются».
Ни одна женщина не сказала, что интересы «полностью учитываюся», тогда как среди мужчин это отметили 21% опрошенных. Только мужчины-руководители ответили, «что интересы женщин не должны учитываться«. Один руководитель по этому поводу сказал — «я думаю, это несколько искусственная проблема».
Другой респондент был возмущен тем, что поднимаются только проблемы женщин: «Женщина поднимает свои проблемы до государственного уровня, мы все время говорим — «права женщин, отсутствие женщин в управлении…» Почему мы все время женские вопросы поднимаем и не говорим, что есть мужчины, которые не способны управлять, не способны отвечать за семью, быть самостоятельными?» (муж.)
Женщина-руководитель понимает противоречивость сложившейся ситуации — «Мужчины смеются над нашим постановлением — «Об улучшении положения женщин». Получается, что женщины опять борются за свои права. Для самих женщин это унизительно. Пробиваться [205] и говорить, что мы умнее, это унизительно. А с другой стороны, если не будет вот таких указаний сверху, к сожалению, наше общество по-другому не повернет».
Другая женщина-руководитель также подмечает эту особенность — «Постоянно говоря об этом — «женщины, женщины» мы как бы сами себя унижаем, ставим на 2-й план — если просвещать население, то в равных долях — объективно, не выпячивая и не принижая…Я недавно была на встрече женщин — и во всех выступлениях — мы нищие, убогие… У женщин должно быть чувство собственного достоинства».
Руководители социальной сферы имеют более позитивное представление о женщинах-лидерах.
Большая часть опрошенных (53,3%) считает, что учету интересов женщин может помочь увеличение числа женщин во властных структурах. На втором месте респонденты отметили гендерное просвещение (50%) и на третьем- участие женщин в деятельности НКО (36,7%)
Большинство представителей законодательной власти (63,6%) считает, что учету интересов женщин может помочь гендерное просвещение, а представители исполнительной власти (57,9%) — увеличение числа женщин во властных структурах.
По мнению опрошенных руководителей, основные структуры, способные помочь формированию гендерного подхода — СМИ, на втором месте — городская администрация, на 3-м месте- университет и НКО.
Интервью показали, что по-прежнему для руководителей важна «указка сверху». В решении гендерного вопроса руководители склонялись к мнению, что инициатива должна исходить с федерального уровня — «Будет указка сверху — будет и работа». Можно сказать, что постановка вопроса «снизу» воспринимается как назойливость, надуманность…
Заключение
Приведенные нами данные показывают, что постоянное напоминание только о женских проблемах вызывает у мужчин, да и части женщин только отторжение. Должно быть более равновесное исследование гендерных вопросов — как мужчин, так и женщин. Если мы хотим, чтобы мужчины нас поняли, надо исследовать и мужское восприятие.
Просмотр тем совместных с зарубежными исследователями семинаров показывает, что в Скандинавских странах это уже осознали. Темы выступлений зарубежных представителей показывают, что гендерную асимметрию в обществе можно изменить, привлекая и учитывая мужской взгляд на поднятые женщинами вопросы, например:
[206]
- равноправие — проблема мужчин (Швеция, студент);
- как влиять на мужскую культуру принятия решений (Швеция, депутат)
- мужчина лучше, чем мужское общество. (Швеция, журналистка)
Тогда как российские темы выступлений часто содержат слова о «борьбе женщин за свои права», что, как мне кажется, только пугает мужчин и не располагает их к конструктивному диалогу.
Для конструктивного диалога необходимо также знание — каково мужчине в нашем обществе, как он воспринимает действительность. И это еще требует дополнительных исследований.
Приложения
Таблица 1. Представления руководителей о наличии различий в положении мужчин и женщин, в %
Таблица 2. Представления руководителей о наличии различий в положении мужчин и женщин в зависимости от пола, в %
Таблица 3. Представления о степени различий, в %
Таблица 4. Мнение о необходимости устранения различий, в зависимости от пола, в %
Таблица 5. Мнение о необходимости устранения различий, в зависимости от типа власти, в %
Таблица 6. Мнение о необходимости устранения различий в зависимости от сферы компетенции, в %
Таблица 7. Пути устранения различий, в зависимости от масштаба властных полномочий., в %
Таблица 8. Мнение о степени учета интересов женщин при принятии решений, в зависимости от пола, в %
Таблица 9. Мнение о степени учета интересов женщин в зависимотси от типа власти, в %
Таблица 10. Мнение о мерах, способствующих учету интересов женщин, в %
Таблица 11. Мнение о мерах, способствующих учету интересов женщин, в зависимости от типа власти, в %
Таблица 12. Отношение к женщинам-лидерам, в зависимости от пола, в %
Таблица 13. Отношение к женщинам-лидерам, в зависимости от сферы компетенции, в %
Таблица 15. Мнение о степени активности новгородок в зависимости от пола, в %
Таблица 16. Мнение о степени активности новгородок в зависимости от типа власти, в %
Таблица 17. Мнение о возможностях НКО по улучшению положения женщин, в %
Таблица 18. Мнение о путях донесения женщинами своих проблем до властных структур, в %
Таблица 22. Важность показателей гендерной статистики, в %
Добавить комментарий