В Российской Федерации современная государственная политика в отношении женщин основана на идейно-теоретическом течении либерального феминизма — феминизме равенства. Феминизм равенства пытается реализовать проект социального устройства, в котором обеспечивалось бы полное равенство прав женщин и мужчин, т.е. по существу было бы преодолено экономическое разделение труда между полами. Это предполагает паритетное участие женщин в традиционном мире мужчин (политике, бизнесе и т.д.), практически не затрагивая основ существующего социального порядка.
Это нашло своё отражение в Конституции Российской Федерации (1993 г.), где в п.3 статьи 19 говорится о равноправии женщин, а также в Указах Президента РФ, в постановлениях Правительства Российской Федерации.
Ещё до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин». Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостной государственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
В качестве цели государственной политики в отношении женщин было объявлено обеспечение одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности на основе принятых Российской Федерацией обязательств по выполнению Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
В данном Указе были определены следующие первоочередные задачи:
- обеспечение условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях;
[98]
- создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд;
- обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путём расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодолении отставания женщин-работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
- поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
- обеспечение права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учётом материнской функции;
- организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.
Однако в Указе нет ни слова о проблеме насилия в отношении женщин, хотя проблема эта существовала и тогда.
Для реализации этих задач Правительству Российской Федерации было предложено:
- разработать в 1993 г. федеральную целевую программу «Женщины России»;
- представить до 1 января 1994 г. Президенту Российской Федерации проект Национального доклада о выполнении в России Конвенции о ликвидации всех форм
- образовать Национальный совет по подготовке к Всемирной конференции женщин (Пекин — 1995 г.). Контроль за исполнением Указа был возложен на Руководителя Администрации Президента РФ.
Этим же Указом было рекомендовано всем субъектам федерации разработать и утвердить региональные программы по улучшению положения женщин, что и было сделано в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах.
Таким образом, государственная политика в отношении женщин в России была сформирована как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Следует подчеркнуть, что Российская Федерация как правоприемница СССР обязалась выполнять все ратифицированные СССР международные акты, в том числе Конвенцию ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Распад СССР и проводимые социально-экономические реформы резко ухудшили положение женщин России. Желание Президента РФ заручиться поддержкой женской части населения подтолкнули его к подписанию Указа. Кроме того, шла подготовка к Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин, которая должна была пройти в 1995 году. К 1 января 1994 г. было решено представить Президенту России проект Национального доклада о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Российской Федерации, который должен был быть впоследствии внесён в ООН.
Указ Президента РФ (1993 г.) предусматривал и разработку федеральной целевой программы «Женщины России» как формы реализации государственной политики. Однако, эта программа не была включена в бюджет и не профинансирована. Практически Указ Президента РФ не был выполнен в полной мере.
В декабре 1994 г. на Национальной Конференции «Женщины и развитие: права, реальность, перспективы» была рассмотрена и одобрена Национальная платформа действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации.
В сентябре 1995 г. в Пекине, выступая на Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин, руководитель правительственной делегации России — министр социальной защиты населения Безлепкина Л.Ф. заявила, что государственная политика в отношении женщин будет проводиться в направлении дальнейшего укрепления социальной политики, позволяющей реализовать весь тот потенциал, которым обладают российские женщины. Она огласила обязательства правительства Российской Федерации по улучшению положения женщин России.
Руководствуясь положениями Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и итоговыми документами Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995), Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации».
Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации определила общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин в соответствии с Конституцией РФ. международными обязательствами России, а также с учетом реальной социально-экономической ситуацией.
Федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить реализацию основных положений данной Концепции. Органам же исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предписано [100] лишь руководствоваться основными положениями Концепции при разработке социально-экономических мероприятий на региональном уровне, т.е. они могли выстраивать в значительной степени самостоятельную региональную политику в отношении женщин.
Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ Постановлением Правительства РФ № 599 от 17 мая 1996 г. была образована Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин во главе с членом Правительства. С 1998 г. эту комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ Матвиенко В.И.
Главной целью государственной политики в отношении женщин в РФ провозглашено полное и равноправное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях. Концепция улучшения положения женщин основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью прав человека. Концепция включает в себя следующие разделы:
- Важнейшие особенности статуса женщины, вызывающие особую озабоченность в РФ;
- Стратегические цели и основные подходы к их реализации;
- Координация действий по реализации основных положений Концепции.
В первой части Концепции отмечается, что наибольшее беспокойство общественности вызывают такие особенности статуса женщин России как:
- несоблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;
- неучастие женщин в принятии решений на всех уровнях, почти полное отсутствие их в высших эшелонах государственной власти (законодательной. исполнительной, судебной);
- дискриминация женщин на рынке труда, снижение их профессионального статуса;
- ухудшение здоровья женщин, рост производственного травматизма, высокий уровень материнской и младенческой смертности;
- рост насилия в отношении женщин во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью.
Во 2 разделе Концепции даны стратегические цели и намечены основные подходы к их реализации. Так, для решения задач в области соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека предусмотрено было провести экспертизу законодательства РФ, [101] разработать предложения по обеспечению соответствия законодательства России о правах женщин международным стандартам о правах человека; разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин; провести анализ действующего механизма контроля за соблюдением Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других международных правовых актов и законодательства РФ о правах женщин, обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в этой Конвенции, Декларации ООН об искоренения насилия в отношении женщин, в соответствующих конвенциях Международной Организации Труда (МОТ).
В области содействия участию женщин в принятии решений на всех уровнях было намечено организовать в средствах массовой информации широкую информационную, пропагандистскую работу, ориентированную на активизацию участия женщин в социально-экономических преобразованиях, увеличении их числа в органах власти.
Также было намечено организовать подготовку женщин к участию в политической, государственной деятельности и управлении. Планировалось обеспечить поддержку деятельности женских, молодежных, профсоюзных и других организаций, выступающих с инициативами об улучшении положения женщин и выдвигающих способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в различные органы власти на всех уровнях.
Концепция предполагала разработку и реализацию программ правового просвещения женщин, разъясняющих женщинам их права и свободы, которые им представляются как законодательством России, так и международными договорами, признанными РФ. В ней также было записано о намерении добиваться объективного освещения в средствах массовой информации подлинной роли женщин в экономической, социальной, политической жизни, о широком освещении хода выполнения в России Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других актов о правах женщин, а также об опыте зарубежных стран в этой области.
В третьем разделе Концепции об улучшении положения женщин в РФ говорится о координации действий по реализации ее основных положений. Раздел этот весьма краток, он предусматривает включать блоки вопросов по улучшению положения женщин в нормативные акты, в федеральные, отраслевые и региональные программы. Намечена там и координация действий всех звеньев федерального и регионального механизмов по улучшению положения женщин и обеспечению им равных прав в обществе, а также о выделении на эти цели соответствующего [102] финансового обеспечения. Особо отмечена необходимость тесного взаимодействия с общественными организациями с целью их широкого привлечения к реализации государственных мероприятий, связанных с улучшением положения женщин.
В том же году был принят Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» (11). Во исполнение этого Указа Правительство РФ разработало и утвердило (29.08.1996 г.) Национальный план действий.
20 ноября 1997 г. Государственная Дума одобрила Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. В ней предлагалась законодательная регламентация коллективных прав женщин на трёх уровнях. Верхний уровень — конституционное правило о равных правах и свободах людей, независимо от пола, и о равных возможностях мужчин и женщин по их реализации. Закон среднего уровня должен был регулировать процессуальные и процедурные стороны реализации принципа равных прав и возможностей полов, а также устанавливать порядок контроля за осуществлением на практике норм отраслевого законодательства. Предполагалось, что это будет акт типа существующих в ряде развитых стран, например, закон «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин».
Наконец, нижний уровень — конкретизирующее конституционную норму, применительно к различным сферам жизни, отраслевое законодательство.
Однако, никаких реальных шагов в плане реализации Концепции законотворческой деятельности не было сделано. Даже обязательства Правительства России, закреплённые в Постановлении «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» почти все оказались не исполнены.
Социально-экономическое положение женщин России за годы реформ ухудшилось. Женщины оказались изгнаны из активной политики: они практически не участвуют в процессе принятия решений по важнейшим вопросам, например, о распределении создаваемого ими же национального дохода, иных вопросов внутренней и внешней политики. В средствах массовой информации идёт беспрецедентная дискриминация женщин как субъектов права. Формируется образ женщины как объекта насилия. Женские организации России собрали более 1 млн. подписей, требуя прекратить показ по телевидению порнографических фильмов, сцен насилия и убийства женщин и детей, однако никакой реакции [103] со стороны власть имущих не последовало, несмотря на вышеуказанное Постановление.
Женский вопрос, как известно, прежде всего вопрос экономический. Постулаты рыночной экономики — индивидуализм и свобода конкуренции — представляют собой веру в саморегулирующую силу рынка и универсализацию исторически определённого типа поведения. В качестве образца берется мужчина-европеец, представитель среднего класса, носитель протестантской культуры, деятельность которого рассматривается как общественно значимая, потому что получает стоимостное выражение на рынке. Для женщин предлагается одна стратегия: адаптация к условиям рынка. При этом они вытесняются в область маргинального, внеэкономического, ибо деятельность в рамках семьи, домашний труд, большая часть экономического вклада женщин по обеспечению человеческой жизнедеятельности, до сих пор не получили экономического статуса.
Рыночная парадигма, утвердившаяся в постсоветской экономической науке, допускает лишь постановку проблемы о недостаточном доступе женщины к ресурсам и возможностям рыночной системы, сама же рыночная реальность рассматривается как нечто «естественное». Однако, экономику нельзя отождествлять только с рынком. Уже сейчас существуют альтернативные варианты, например, эколого-экономический подход.
Определение особенностей экономического участия, поведения и ценностей должно быть направлено не на то, чтобы закрепить женщину за второстепенной сферой, каковой представляется семья и домашнее хозяйство. Именно деятельность по обеспечению жизнеспособности семьи, а значит и общества и государства, должна рассматриваться в качестве приоритетной, но никак не рыночные ценности.
В основе государственной политики в отношении женщин не должно лежать идейно-теоретическое течение либерального феминизма, которое уже показало свою неосуществимость в нашей стране, своё банкротство, ибо смертность почти вдвое превысила рождаемость, налицо распад семьи, резкое увеличение социального сиротства. Кстати, российскому мужчине живется ничуть не лучше, чем женщине, более того, смертность мужчин продолжает увеличиваться в сравнении с женской, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Поэтому вряд ли стоит выбирать в качестве стандарта мужчину и подгонять под него параметры равноправия. Особенно это недопустимо, когда на рынок труда выходят молодые женщины-матери и мужчины того же возраста. Какая тут может быть конкуренция или «равные возможности»?
[104]
Поэтому нужна новая исследовательская стратегия с позиции особого места женщины в экономической жизни общества. Необходимо анализировать переходную экономику России с точки зрения особого в ней места женщины, наследовать экономику семьи, домашнего хозяйства, женский сегмент рынка труда, экономические аспекты репродуктивного поведения и воспитания детей и т.д. Эти исследования и должны лечь в основу государственной политики в отношении женщин в России.
В современной России заявлен курс на построение социально ориентированной рыночной экономики. Однако до сих пор не ясны конкретные цели социального характера. Между тем в мировой практике уже утвердилась ориентация на достижение определённого качества жизни. В соответствии с Конвенцией МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень (включая пищу, одежду, жильё, медицинский уход и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи.
Существует и более широкая трактовка оценки условий жизнедеятельности женщин как группы в структуре населения, включающая такие факторы как свобода выбора, основные права и свободы, безопасность, политическая и социальная стабильность. Эту комплексную оценку условий жизнедеятельности женщин принято осуществлять с помощью категории «качество жизни», которая представляет собой интегральную характеристику различных сторон жизни людей и комплексно выражает количественный и качественный аспекты удовлетворения материальных и духовных потребностей. Основные составляющие качества жизни женщин и должны быть стандартизированы государством, выступающим гарантом их безусловного выполнения.
Смысл введения государственных социальных стандартов состоит в том, что государство гарантирует каждому, в т.ч. женщинам, удовлетворение основных жизненных потребностей на уровне, не ниже установленного законом федерального уровня. Эти стандарты должны регламентировать важнейшие аспекты качества жизни женщин, детей, семьи. Именно государственные социальные стандарты, утверждённые на федеральном уровне, должны стать основой для разработки стандартов региональной социальной политики. В основу разработки стандартов должны быть положены международные стандарты и те статьи Конституции РФ, которые закрепляют основные социальные гарантии.
Гарантом выполнения общегосударственных стандартов качества жизни должен выступать федеральный центр, и а региональных — соответствующий субъект Российской Федерации. Тогда и государственная [105] политика в отношении женщин будет полностью соответствовать международным стандартам в области прав человека, станет более эффективной, ибо от благих пожеланий государство перейдет к целенаправленной деятельности.
Комментарии
Государственная политика в отношении женщин и ее правовое обеспечение в России
ЖЕНЩИНЫ ЗАВЛАДЕЮТ РОССИЕЙ НЕЕЕТ
Добавить комментарий