Об участии женщин-работниц в профсоюзном движении Франции на рубеже XIX-XX вв.

[180]

В XIX веке женский труд считался менее квалифицированным, чем мужской, в силу ориентации большинства женщин на домашнее хозяйство и материнство и частой смены места работы. Даже если женщины выполняли ту же работу, что и мужчины, они все равно получали зарплату в двое меньше, а плохие условия труда и высокая (по 12-14 часов) продолжительность рабочего дня делали работу женщин практически невыносимой. Подобное положение сохранялось во Франции на протяжении всего XIX века Причина этого состояла в том, что женщины сначала никак не защищались от такого произвола и не объединялись в профсоюзы для защиты своих прав, а в силу бытующих предрассудков рабочие отказывались принимать женщин в свои организации, аргументируя это тем, что женский труд и так составляет конкуренцию мужскому.

Между тем решение вопроса об участии женщин в профсоюзном движении было необходимо, так как прирост работниц в промышленном производстве в последние десятилетие прошлого века составил колоссальное число (более 50%). Прирост этот обеспечивался за счет снижение числа сельскохозяйственных работниц (работа в городе легче, лучше оплачивается и много возможностей найти дополнительный заработок) и городской прислуги (зарплаты на фабриках и заводах намного выше, чем в частном услужении).

До начала 80-х годов XIX века профессиональные организации во Франции были запрещены законом, а существующие находились на полулегальном положении. В 1884 году вышел закон, согласно которому: «Профессиональные организации с числом членов более двадцати человек, принадлежащих к одной профессии, одной мастерской, или лиц связанных с работой в смежном производстве» разрешалось создавать без предварительного разрешения, при условии, что они будут «иметь своей целью исключительно защиту экономических, промышленных, торговых и сельскохозяйственных интересов своих членов» 1. [181] Формально этот закон не запрещал женщинам вступать в профсоюзы и создавать свои собственные, однако и специального разрешение на это не давал. Фактически же это означало, что этот вопрос будут решать мужчины по своему усмотрению, а большинство из них не желали видеть женщин в своих объединениях.

С этого момента политические партии той эпохи, чтобы усилить свое влияние, стремятся привлечь на свою сторону профсоюзы. Марксисты заняли прочные позиции в синдикатах на севере и юге страны. Они объединили в 1886 году профсоюзы, находящиеся под их влиянием в «Национальную федерацию синдикатов». Однако эта организация оказалась нежизнеспособной. Придерживаясь установок социалистической партии, она погрязла в распрях и никакого внимания проблеме организации женщин не уделяла. Участь профсоюзов, попавших под влияние поссибилистов, прогрессистов (реформистов) и анархистов была не лучше. В противовес марксистам они организовывали свои профсоюзы, которые выступали принципиально против организации женского труда 2.

В 1895 году на съезде в Лиможе была организована «Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), ставшая впоследствии единственной серьезной экономической организацией. ВКТ объединяла французские синдикаты по профессиям в масштабах всей страны. В 1898 году она выпустила резолюцию, запрещавшую профсоюзам попадать в зависимые отношения от какой-либо партии: «Конгресс призывает существующие и вновь образованные синдикаты не становиться в зависимые отношения от какой-либо политической партии, ибо это единственный способ объединения всех членов профессии» 3. Развитие профсоюзного движения во Франции проходило не только по линии создания отраслевых профсоюзных организаций, а и по линии возникновения территориальных профсоюзов, включавших в свой состав рабочих различных профессий в масштабах одного города или местности, что привело к созданию «бирж труда». Эти организации помогали забастовщикам, искали места безработным и выплачивали пособия им, создавали различные образовательные курсы. Женщины работницы были также охвачены их деятельностью. В 1892 году на съезде в Сент-Этьене произошло их объединение в «Федерацию бирж труда» (ФБТ), которая самостоятельно просуществовала до 1902 года, а потом добровольно вошла в состав ВКТ. За период с 1892 по 1902 год женский вопрос ни разу ни выносился [182] на повестку дня съездов ФБТ, ни разу на них не обсуждался, а женщины присутствовали на этих съездах в качестве делегатов всего два раза в 1893 и в 1900 гг., но не выступали и не участвовали в дебатах 4. Таким образом, помогая женщинам ФБТ не занималась женским вопросом и привлечением женщин в свои организации.

Значительно больше внимания уделялось женской проблеме на съездах ВКТ. Впервые на конгрессах ВКТ женский вопрос обсуждался в 1898 году, хотя уже с 1895 года женщины входили в состав делегатов (по 2-3 человека); но до этого времени они не выступали и не вносили женский вопрос в повестку дня. На Конгрессе рабочих синдикатов в Рене рассматривался вопрос о возможности соблюдения закона 1892 года, который официально разрешил женщинам доступ в профсоюзы. Мнения делегатов разделились, но подавляющие большинство присутствующих выступило против принятия женщин в мужские профсоюзы и даже против женского труда. Конгресс вынес резолюцию комиссии о женском труде: «Не требуя прямого исключения женщин с заводов, фабрик и мастерских, мы хотим, чтобы женский труд ограничивался допущением на работу дочерей или вдов, вынужденных таким образом заботиться о своем пропитании. А во всех слоях общества мы должны распространить мысль о том, что мужчина должен кормить женщину» 5. Несмотря на то, что прогрессисты (реформисты) и социалисты выступили против этого постановления, требуя принятия женщин в мужские профсоюзы без ограничений и создания везде, где есть возможность, женских синдикатов, резолюция была принята.

Это постановление оказало очень негативное влияние на процесс участия женщин в общем профсоюзном движении. Вплоть до 1914 года вопрос о женском труде и об участии женщин в профессиональных союзах на повестку дня конгрессов ВКТ больше ни разу не выносился, хотя в качестве важной темы для обсуждения затрагивался почти на всех заседаниях и женщины в небольшом количестве присутствовали на каждом из них. В основном обсуждались проблемы регламентации женского и детского труда и участие женщин в забастовочном движении. Так, в 1900 г. на 5 конгрессе ВКТ была создана специальная Комиссия по труду, которая рекомендовала начать среди рабочих пропагандировать формулу «за равный труд — равную зарплату», однако большинство участников съездов выступили против этого принципа, и на съезде 1908 года одна из делегаток женщин констатировала, что равная оплата [183] мужского и женского труда продолжает оставаться бумажным принципом не воплощенным в действие. Вопросы же участия женщин в мужских профессиональных организациях обсуждались только на отраслевых заседаниях некоторых синдикатов, объединяющих трудящихся, специализирующихся на производстве книг, табака, продуктов питания, керамики, бижутерии и выделки кожи — то есть в тех профессиях, где численность работающих женщин была традиционно выше.

Следствием политике противодействия, проводимой большинством членов ВКТ относительно участия женщин в профсоюзах, был небольшой процент работниц в мужских организациях. В статистических отчетах синдикатов данные о доле женщин в мужских профсоюзах даются только с 1900 года, вероятно из-за мизерного представительства до этого времени. С 1901 по 1914 численность женщин выросла всего на 3,5% — с 5,2% от общего числа членов профсоюзов в 1900 до 8,7% в 1914. Причем эти смешанные синдикаты возникали, в основном только в тех отраслях промышленности (указанных выше), где женский труд преобладал над мужским. В мужские профсоюзы, объединяющие рабочих других отраслей труда женщины практически не принимались 6.

Поставленные в такое положение, женщины были вынуждены организовывать самостоятельные синдикаты, которыми управляли также женщины. Число их было невелико, к 1914 году имелось всего 162 подобных организации, которые объединяли работниц трех основных отраслей промышленности: табачной, текстильной и производство одежды, а кроме того прислугу и прачек. Большая часть этих объединений была очень слаба, а число членов в них редко достигало 150 чел.

В начале XX века феминистское движение пришло к мысли о необходимости организации женского труда работниц. Способствовала этому массовая газетная и печатная компания, развернувшаяся в 1900 году, когда была опубликована огромная масса книг, брошюр, трактатов о тяжелом положении работниц, в которых проводилась идея о том, что каждый, кто может должен оказывать им посильную помощь. В этом же году Парижские театры обошла пьеса, пользовавшаяся огромной популярностью — «Луиза», посвященная этим же проблемам. Большинство представительниц феминистского движения считали, что решить проблемы работниц можно только путем филантропии. По их инициативе были открыты многочисленные благотворительные клубы и общества взаимопомощи. Однако были и такие, которые понимали, что помимо [184] филантропии надо объединять работниц, что бы они могли добиваться улучшения своего положения.

По их инициативе в Париже были созданы разнообразные женские артели, наиболее характерной из которых являлась артель работниц, организованная феминистской газетой «Ля Фронд». Сначала лидеры синдикатов игнорировали попытки феминисток по созданию женских профессиональных объединений, но вскоре их отношение перешло во враждебное, так как в 1901 году, во время забастовки печатников Маргарита Дюран — редактор «Ля Фронд» послала 12 женщин из «Союза женщин — печатниц», как штрейкбрехеров на пустующие мужские места 7. Подобная практика потом неоднократно повторялась, поэтому артели, основанные феминистками, не признавались всеобщей конфедерацией труда и действовали сами по себе.

Это противостояние еще больше усилилось, когда Дюран в 1907 году объединила все феминистские артели в «Бюро женского труда» (БЖТ). Проблема, которую пыталась решить Дюран, создавая эту, организация не была новой и являлась продолжением известного расхождения между феминизмом и социализмом. Дюран считала, что женщине — работнице ближе интересы ее пола, чем класса, поэтому реально улучшить свое положение она может, только создавая свои собственные объединения, а не участвую в мужских синдикатах, так как последние, руководствуясь другими целями, не будут проводить политику в ее интересах. Поэтому «Бюро женского труда», проведя в марте 1907 года свой съезд, выдвинуло смешанные требования для женщин работниц, которые учитывали ее интересы и как работницы и как женщины. Они требовали: «8-часового рабочего дня, равного вознаграждения за равный труд, права быть избираемой в мировые суды, чтобы судить о женском труде, и оценки по достоинству домашнего труда женщин и доли для нее в доходах мужа» 8.

В противовес БЖТ, 1910 году Мария Жюлио создала «Французскую лигу, действующих синдикатов», которая ставили перед собой цель пропагандировать и организовывать чисто рабочие женские или смешанные с мужскими синдикаты, свободные от влияния феминистских идей. Лига должна была открыть свои представительства во всех департаментах, под патронажем местных Объедений синдикатов, делегируя своих членов на ежегодные съезды и на заседания ВКТ, [185] придерживаться только экономических методов борьбы и поддерживать политику и решения конфедерации труда. Однако процесс воплощения этих идей в жизнь шел очень медленно. К началу первой мировой войны вопрос об открытии представительств Лиги и организации женских синдикатов выносился на повестку дня на конгрессах региональных Объединений синдикатов лишь в нескольких департаментах: Гренобле, Вогезе, Кантале и Соне-и-Луаре 9.

В начале века появилась еще одна форм организации женского профессионального труда. Католическая церковь, желая сохранить свое влияние на женский пол, организовало свое католическое женское движение. Одним из видов его деятельности была работа с трудящимися женщинами. В период с 1904 по 1907 гг. под патронажем церкви организовываются женские синдикаты, охватывающие разные отрасли промышленности. Отличительной особенностью этих объединений был исключительно женский состав рядовых членов, так как среди мужского населения в этот период были очень сильны антиклерикальные настроения. Большая часть из них, такие, как «Швея», «Портниха» и др. Проповедовали идею классового сотрудничества и включали в себя и работниц и предпринимателей, причем последние сами должны были проводить политику по улучшению труда и условий жизни своих работниц. Другие — «Будущее», «Общество помощи» и др. являлись чисто благотворительными и находились под строгим надзором церкви. Конфедерация труда не признавала католические синдикаты, так как они проводили очень консервативную политику и отвлекали пролетарок от борьбы за улучшение условий труда.

Таким образом, организация женского труда как средство улучшения положения женщин во Франции не имела большого успеха. Работающие женщины основном были предоставлены сами себе. Мужские синдикаты в силу патриархальных традиций выступали против женского труда и неохотно принимали женщин в свои ряды, а решения всеобщей конфедерации труда по женскому вопросу носили чисто декларативный характер. К началу первой мировой войны их 5 млн. работниц в мужских профсоюзах насчитывалось только 89 тыс. женщин.

Причины этого прежде всего в противодействии со стороны мужчин. Истоки этого противодействия кроме патриархальной ориентации общества следует искать еще и в происхождении широкого профессионального движения: оно являлось продолжением союзов подмастерье и цеховых организаций, куда женщинам доступ был закрыт. Женский труд [186] оплачивался в два раза ниже мужского, а во многих профессиональных организациях устанавливался тариф заработной платы, и женщины не могли быть членами многих синдикатов только по этому формальному признаку. Кроме того, численность работающих женщин, как не велик был их наплыв в крупную промышленность, в сравнении с мужской была незначительна, и там где женский труд преобладал над мужским, как например в табацкой и ткацкой промышленности и имелось наибольшее число женщин, организованных в синдикаты.

Попытки женщин вести организованную борьбу своими собственными силами не имели большого успеха по нескольким причинам: во-первых из-за низкого уровня образования и сознания многие не понимали необходимости подобных объединений, а во-вторых постоянно существовала проблема совмещения домашней работы, производительного труда и воспроизводящий роли женщины и у большинства замужних работниц просто не было свободного времени для участия в профсоюзных собраниях и инициативах.

Женские синдикаты, организованные феминистским движением и католической церковью выступали по отношению к общему профессиональному движению в качестве альтернативных и не признавались ВКТ из-за несходства целей и задач.

Примечания
  • [1] Закон о создании профессиональных союзов. 21 марта 1884 г. // Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870–1914. М.,1989. С.92-93.
  • [2] Геркнер Г. Рабочий труд в Западной Европе. СПб.,1899. C.414.
  • [3] Шах В. Происхождение современного синдикализма // Образование. 1907. № 1. С.43.
  • [4] Les femmes et l’organisation sindical avant 1914. Paris,1966. Р.42-44.
  • [5] Guesde J. La femme et la societe bourgoise. Paris,1923. P.38.
  • [6] Les femmes et l’organisation sindical avant 1914. Paris, 1966. Р.29-31.
  • [7] Mcmillan I. Housewife or Harlot the Place of Women in French Society 1870-1940. Brigton, 1981. P.93.
  • [8] Охрана женского труда во Франции // Женский вестник. 1907. № 9. C.209-210.
  • [9] Les femmes et l’organisation sindical avant 1914. Paris, 1966. Р.428.

Добавить комментарий