Пацифизм в международном женском либеральном движении (конец XIX - начало XX века)

[176]

Рост капиталистической промышленности, все ускоряющееся развитие науки и техники в конце XIX века способствовали созданию новейшего оружия массового уничтожения (химического, огнестрельного, морского и пр.). В международной политике, основанной на стремлении промышленно-развитых стран к колониальному господству, произошло разделение ведущих держав Европы на два противоборствующих блока.

Мировая общественность, реагируя на рост милитаристских настроений, предложила новую модель международного устройства, основанную на мирном решении международных проблем посредством арбитражного суда, заложив тем самым основу международного пацифистского движения. Однако, созванная в 1899 году по инициативе русского правительства мирная конференция в Гааге, не имела никаких практических последствий для разоружения в Европе.

История развития международного женского движения в конце XIX — начале ХХ века свидетельствует о постоянной приверженности идеям интернационализма и пацифизма как лидеров, так и большинства рядовых членов женского движения. Примером может служить Международный женский совет (МЖС).

Так, в 1899 году на Лондонском конгрессе Совета, собравшем делегаток из 28 стран мира, была принята резолюция, приветствующая идеи мира и арбитража, а также была послана телеграмма в адрес первой мирной конференции в Гааге. В этом же году в структуре МЖС был создан постоянно действующий комитет «Мира и международного арбитража», под руководством президента МЖС Изабеллы Абердин и деятельницы австрийского женского движения баронессы Фон Суттнер.

Руководство Совета также большое внимание уделяло деятельности национальных советов тех стран, где милитаристские тенденции были выражены наиболее сильно. Неслучайно, в 1904 году следующий конгресс МЖС был проведен в Берлине — столице государства, в котором идеи национализма и милитаризма приобрели решающее значение как во внешней, так и внутренней политике. По свидетельству «Летописи МЖС за 1909 г.», конгресс в Берлине продемонстрировал, что женское движение и другие общественные и политические организации Германии [177] находились в оппозиции правительственному курсу, а «народ этой милитаристской империи хочет мира» 1.

В последующие до Мировой войны годы Международный женский совет регулярно демонстрировал свою приверженность идеям интернационализма и пацифизма. На вторую мирную конференцию в Гааге (1907) была послана делегация МЖС, в состав которой вошли как представительницы традиционно нейтрального государства — Швейцарии, так и милитаристской Германии.

Другая международная женская организация — Международный женский суфражистский альянс (МЖСА) — также в своей деятельности придерживалась идей мира и международного арбитража. Именно МЖСА стал инициатором создания в 1915 г. «Международного комитета женщин за перманентный мир» (“International Committee of Women for Permanent Peace”). Интересна предыстория создания этого комитета.

Еще в 1913 году, на конгрессе МЖСА в Будапеште было решено, что следующий конгресс Альянса состоится в Берлине в 1915 году. Однако, после начала военных действий, Союз избирательных прав женщин Германии заявил о невозможности его проведения в Берлине. Действия немецких суфражисток положили началу раскола в международном женском движении. Камнем преткновения стал вопрос о возможности сотрудничества женских организаций воюющих держав. Ситуация значительно осложнилась и в связи с внутренним расколом в самих женских организациях: рост националистических тенденций разделил суфражистские организации на два лагеря — «патриоток» и «пацифисток-интернационалисток».

Инициативу по созыву женского конгресса в защиту мира в свои руки взял Союз избирательных прав Голландии, предложив созвать конгресс в Гааге, «столице мирных инициатив», лишь с одним пунктом в повестке дня — мир и международная безопасность.

Решение о созыве конгресса, однако, чуть было не сорвано благодаря политике правительств воюющих стран, многие из которых отказались выпускать женщин из страны. Так, в Англии о своем желании участвовать в конгрессе заявили около ста восьмидесяти женщин, разрешение на выезд получили только двадцать четыре, однако добраться до Гааги смогли только трое 2.
[178]

Конгресс состоялся 27 апреля — 1 мая 1915 года. В конференции приняли участие 1136 участниц из 12 стран мира. Главными результатами конгресса стали: создание «Международного комитета женщин за перманентный мир» и принятие «Программы», в которой были изложены основные принципы международного мира с учетом интересов женщин 3.

Программа включала следующие важные положения:

  • пересмотр границ только с согласия народов, проживающих на спорных территориях; непризнание права на аннексию;
  • право на автономию и демократическое правление для всех народов;
  • санкции против любого государства, прибегнувшего к использованию оружия;
  • создание постоянно действующей конференции для урегулирования спорных вопросов между воюющими странами как практический шаг к окончанию войны.

Главной особенностью данного документа является сочетание идей пацифизма с требованием равных избирательных прав для женщин. Лидеры Комитета, обосновывая свою позицию, приводили следующие аргументы:

  • благодаря участию женщин в политической жизни той или иной страны в «мир мужской политики» будут привнесены такие «женские черты» как «милосердие», «сострадание», «миролюбие», «компромисс»;
  • включение женщин в политическую жизнь общества приведет к немедленному снижению, а в последствие и уничтожению милитаристский идей;
  • благодаря женщинам-избирательницам в правительства смогут избираться только те лидеры, которые придерживаются пацифистских взглядов, и, соответственно, будут настроены на снижение военных расходов государства.

Последующая практическая работа Международного женского совета и Международного комитета женщин за перманентный мир привела признанию их в качестве полноправного субъекта мирного процесса. Свидетельством авторитета международных женских организаций является участие объединенной делегации МЖС и Международного [179] комитета женщин за перманентный мир в подготовке Устава Лиги Наций 4.

При непосредственном участии женской делегации в Устав были внесены следующие пункты:

  • возможность для женщин занимать посты в любой структуре Лиги;
  • государства, вступающие в Лигу, обязаны бороться с торговлей женщинами и детьми, запретить публичные дома;
  • признание равных избирательных прав женщин, а также равного участия женщин и мужчин в референдумах, касающихся важнейших вопросов жизнедеятельности государства (признана только вторая часть);
  • создание Международного бюро по образованию;
  • создание Международного бюро общественного здоровья;
  • контроль и сокращение вооружений.

Таким образом, международное женское либеральное движение, несмотря на внутренние противоречия и раскол, вызванные началом первой мировой войны и ростом национализма в воюющих странах, до конца оставалось не только поборником пацифистских и интернационалистских идей, но и являлось полноправным участником «мирного» процесса. Мировоззрение суфражисток-интернационалисток основывалось на убеждении в сходстве интересов женщин всего мира и важности развития международных контактов.

Идеи, высказанные на международном женском конгрессе в Гааге, во многом предвосхитили известные политические решения о послевоенном переустройстве мира.

Особенностью борьбы женских организаций за мир и международную безопасность стало соединение пацифистских и суфражистских лозунгов, а сочетание активной работы на национальном и международном уровне позволило международному женскому движению не только добиться актуализации идей мира в общественном сознании, но и, по сути, вывело само женское движение на новый уровень развития.

Примечания
  • [1] ICW Records 1909. — Transaction of the Quinquennial Meeting of the ICW in Toronto. London, 1909
  • [2] Новикова Н.В. Суфражистское движение в Великобритании в годы первой мировой войны. Дисс.на соиск. уч. степ. к.и.н. Ярославль, 2000
  • [3] International Congress of Women. Report. Amsterdam, 1915.
  • [4] Women in changing world. The dynamic story of the ICW since 1888. London, 1966.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий