Философия экзистенциализма как возвращение к проблеме человека: европейская и японская версии

[336]

После окончания второй Мировой войны человечество переживало состояние всестороннего кризиса. Прежде всего, этот кризис был идеологическим, так как были разрушены традиционные представления о гуманизме, в основе которых лежала идея о ценности человеческой жизни. Поколение людей, переживших войну, направило все силы на восстановление общечеловеческих ценностей, на строительство спокойного и мирного существования. Эти люди стремились как можно скорее вернуться к нормальной жизни и забыть все те страхи, которые составляли основную долю их переживаний во время войны.
[337]

Но через несколько лет после окончания войны люди, объединенные идеей счастливого существования, построили общества потребления. В этом обществе все было направлено на удовлетворение самых разных потребностей и даже прихотей человека. Как только строительство этого общества достигло своего завершения, оно раскололось на множество атомарных индивидов. Ведь их уже не объединяла идея мира, свободы и борьбы за лучшее существование. Фрагментарность общества, в котором уже не было связи и целостности, вела к фрагментарности сознания каждого отдельного индивида. Это послужило толчком к осознанию трагичности человеческого существования многими мыслителями Запада и Востока. Они сходились во мнении, что переживание разрыва в человеческих отношениях и взаимная отстраненность людей стала причиной фрагментарности сознания каждого человека. А трагедия человека заключается том, что он не находит возможности сложить эти фрагменты воедино. Поэтому единственное, что может сделать человек, так это ностальгировать по тем временам, когда война оголяла его чувственные восприятия, наполняла смыслом каждое мгновение жизни.

Все эти настроения были характерны для состояния высокоразвитых обществ Запада в 1950–1960-е годы. Иллюзии западной политической идеологии о возможности достижения социальной однородности общества за счет распределительных результатов экономического роста и эффекта технологических нововведений полностью разрушились. В связи с этим в философии возникла проблема переосмысления человека. Теперь смысл и подлинность человеческой жизни связывали с понятием свобода. Человека рассматривали как существо недетерминированное социальными, экономическими, идеологическими институтами. Эта проблема была связана с необходимостью перехода от систематизирующего мышления к естественному интуитивному способу восприятия мира. «Европейцу нужно возвращаться не к природе — на манер Руссо, а к своей собственной натуре, открыть в себе заново естественного человека», — так писал представитель культурной ветви психоанализа К.Г. Юнг. Такая попытка обращения к внутреннему духовному опыту человека была осуществлена в философии экзистенциализма.

Экзистенциализм, или философия существования, как философское направление возникает в 20-х годах ХХ в., а свое развитие получает в середине ХХ в. Экзистенциализм — это реакция на рационализм эпохи Просвещения и немецкой классической философии, а также на кантианско-позитивистскую философию, получившую большое распространение [338] в конце XX — начале ХХ вв. По мнению экзистенциалистов, основной недостаток рационального мышления состоит в том, что оно оперирует схемой противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся деятельность человека предстает перед рационалистом как объект научного исследования и практического манипулирования, в силу чего такой подход носит «безликий» характер. Экзистенциализм, напротив, должен выступить как противоположность вне личностной, объективной научной мысли. Вообще, экзистенциализм возник как попытка создания нового мировоззрения. Предметом осмысления должно стать бытие, которое постигается не опосредованно (через рассудочное мышление), а лишь непосредственно, открываясь человеку через его собственное существование, то есть через экзистенцию.

В экзистенции как раз и заключается нерасчлененная целостность субъекта и объекта, недоступная ни рассудочно-научному, ни спекулятивному мышлению. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, то есть перед лицом смерти. Согласно экзистенциализму, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым поступком и действием. Тем самым свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». Чувство вины за все совершающееся вокруг него — это чувство свободного человека, по мнению Н.А. Бердяева. Человек, который определяет свою жизнь свободой от внешних обстоятельств, остро ощущает собственную ответственность за все, что происходит в истории.

Отвергая рациональное познание, как несоответствующее своему предмету, экзистенциализм выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности. Многие экзистенциалисты (Марсель, Камю, Хайдеггер в поздний период творчества) считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. В экзистенциализме уникальный внутренний мир человека раскрывается через понятие экзистенции. Экзистенция, являясь основным понятием экзистенциализма, позволяет рассматривать человека как уникальное существо, обладающее неповторимым жизненным опытом. Этот неповторимый опыт человека каждый момент времени наполняется все новыми и новыми смыслами. Особенно четко эта идея прослеживается в творчестве представителя французской ветви экзистенциализма Марселя. Именно он уделял [339] экзистенциальному иррациональному опыту человека особое внимание. Подлинно человеческим состоянием Марсель называл свободное состояние. Только находясь в состоянии свободного, ничем не ограниченного бытия, человеку открывается тайна его существования.

Таким образом, предметом философии экзистенциализма является человек, его внутренний мир переживаний. Человек рассматривается как ценностный центр всего. Экзистенция, являясь специфически человеческим способом существования, позволяет рассматривать человека как уникальное существо, несущее в себе смысл. Основные понятия экзистенциализма, такие как экзистенция, пограничная ситуация, экзистенциальный кризис, формируют особую проблематику этого философского направления:

  1. Проблема конечности человеческого существования. Смысл жизни как непрерывный поиск выхода за пределы экзистенции.
  2. Поиск смысла человеческой жизни, того, что возвышает человека и продлевает его духовное существование после физической смерти.
  3. Отношение человека с окружающим миром. Нравственность как специфический духовно-практический способ освоения мира. Сущность воображения и эмоций как особенность проявления человеческого сознания в мире. Присутствие человека с собой и с миром.
  4. Проблема одиночества и стремления к свободе от власти духов, социальных авторитетов, традиционной системы ценностей, религиозных догматов.
  5. Обнаружение сокровенной сущности окружающих человека вещей через осознание его неизбежной гибели. Смерть как ведущий элемент жизни, придающий ей особый и неповторимый смысл.
  6. Человек как ценностный центр всего. Живой конкретный опыт и проблема ответственности и вины за поступки и действия человека.

Если рассматривать исторический фактор как предпосылку возникновения экзистенциализма, то решающим фактором будет война. Война как насилие над человеческой природой, как смерть. Смерть в традиции экзистенциализма воспринимается как «неизлечимая болезнь жизни». Она вызывает у человека отчаяние от осознания конечности и хрупкости существования. Смерть, война всех уравнивает, все ставит под угрозу, заставляя сомневаться. Ясперс пишет, что война разрушает все, что казалось прочным и непоколебимым. Примерно те же ощущения испытывали японцы во время и после окончания второй мировой войны. Именно в этот период истории в японском обществе происходит переосмысление [340] ценностей прошлого, отказ от них и погружение в новое экзистенциальное измерение. Актуальной становится проблема существования человека на границе между жизнью и смертью. Перемены происходили как в жизни всего общества, так и в сознании каждого отдельного индивида.

«Волны кризисного сознания» докатились до Японии: основные произведения экзистенциалистской философии появились в Японии сразу же после их публикации в Европе. Немаловажную роль в распространении экзистенциализма сыграли личностные контакты японских философов с немецкими теоретиками экзистенциализма. Многие японские философы обучались в Германии, где слушали лекции Хайдеггера, Ясперса. Размышляя о социальной несправедливости, обреченности человека на духовное одиночество, японские мыслители стремились приблизить свои описания к личному жизненному опыту. Наиболее распространенной темой повествования такого рода становится тема одиночества. Стремление к свободе от социальной и исторической действительности в «этой жизни» не может реализоваться. Поэтому физическая смерть становится единственно возможным выходом к свободному существованию.

Также особое внимание японские мыслители уделяют феномену смерти как такому элементу жизни, который придает ей особую ценность. Смерть рассматривается как историческое событие, которое переворачивает мир повседневной реальности. Мир на некоторое время перестает быть таким, каким его привыкли видеть. Смерть не разрушает духовное присутствие человека в мире. Она вырывает человека из контекста повседневности. Постоянная тревога и внутреннее напряжение, возникающее в результате осознания собственной смертности, заставляет человека пребывать в процессе бесконечного поиска смысла жизни. В то же время процесс этого поиска сам превращается в смысл жизни, которого на самом деле нет, а «есть лишь увлекательный процесс его угадывания».

Основные проблемы, которые рассматриваются в философской прозе, позволяют говорить о существовании собственно японского экзистенциального повествования:

  1. Смысл жизни и проблема самоопределения.
  2. Смерь как состояние бытия в чистом виде.
  3. Духовное одиночество.
  4. Свобода как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность подлинного существования: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе».
    [341]
  5. Внутренний опыт как отражение духовного мира личности.
  6. Проблема соотношения ограниченных возможностей человеческого сознания и многообразия исторической реальности.
  7. Отношения между внутренним миром человека и повседневной действительностью.
  8. Проблема нравственного выбора.

Таким образом, японская экзистенциальная проза во многом сближается с европейской версией экзистенциализма. Во-первых, их сходство объясняется антирационалистической направленностью основных проблем, которые рассматривают философы-экзистенциалисты. По мнению японских мыслителей, «умственная деятельность представляет собой основную функцию мозга, но она не схватывает существования во всей его целостности». «Самая возвышенная экзистенциальная жизнь — очищенное настроение, проистекающее из очищенной мудрости». Представители европейского экзистенциализма так же полагали, что излишнее преувеличение роли разума не способствует приближению к подлинности человеческого существования. Это подтверждают слова К. Ясперса, который писал, что господствующее в мире неразумное начало есть источник высшей мудрости.

Во-вторых, наряду с антирационализмом для проблематики как европейского, так и японского экзистенциального повествования характерен антиконцептуализм: «всякое концептуальное понимание — это мертвое понимание».

В-третьих, европейскую и японскую версию экзистенциализма сближает антропологизация: основное внимание уделяется индивидуальному человеческому опыту, на первый план выходит человек и его неповторимый мир внутренних переживаний. В связи с этим выстраиваются основные проблемы, которые рассматриваются философами-экзистенциалистами: проблема одиночества, свободы, ответственности за моральный выбор, смысла жизни и т.д.

И, наконец, мыслители-экзистенциалисты Европы и Японии свои идеи предпочитали выражать в форме философской прозы: романов и эссе. «Если хочешь стать философом, пиши романы», — писал А. Камю.

Хотя по форме и основным философским идеям японская и европейская версии экзистенциального повествования во многом схожи, но наибольший интерес представляют отличия японской философской прозы от произведений европейских мыслителей. Ведь эти отличия помогают понять особенности собственно японского экзистенциального повествования. [342] У японских мыслителей, например, совершенно другое восприятие и отношение к феномену смерти. Если в европейском экзистенциализме осознание смерти является глубочайшим потрясением, которое настолько сильно, что подводит человека к экзистенциальному кризису, то в философской прозе японских мыслителей смерть становится очищенным бытием, тем состоянием, которое не есть трагедия, а скорее цель, возвышающая и необходимая. В традиции же европейского экзистенциализма проблема осознания смерти связана с переживанием экзистенциального кризиса, выходом из которого является поиск смысла жизни. В японской версии экзистенциального повествования смерть обладает смыслом, к которому необходимо стремиться, она не приводит к экзистенциальным переживаниям. Поэтому экзистенциальный кризис возникает не в результате переживания пограничных ситуаций, а в результате намеренной работы с сознанием.

Таким образом, в европейской и японской версиях философии экзистенциализма происходит переосмысление проблемы человека. Человек рассматривается не как абстрактное существо, а на первый план выходит его внутренний мир переживаний, конкретный уникальный опыт. Такое понимание возможно осуществить лишь методом интуитивного познания. Поэтому философия экзистенциализма по своему методу сближается с искусством, в частности, с литературой, которая становится излюбленной формой выражения идей философов-экзистенциалистов.

Основные же отличительные черты японской версии экзистенциального повествования следующие:

  1. Проблема смерти не является проблемой, а воспринимается как очищенное бытие.
  2. Экзистенциальный кризис — не следствие пограничной ситуации, а результат самых обычных повседневных переживаний.
  3. Проблема существования связана со стремлением к постоянному поиску доказательств его истинности.
  4. Подлинная экзистенция открывается в радикальном отрицании земного существования или же в редкие моменты переживания единения с тем очищенным бытием, которое «называется смертью».
  5. Жизнь человека рассматривается как последствие и предпосылка иных существований.

Все эти особенности в наибольшей степени определяются японской национальной традицией философствования.

Добавить комментарий