Философия в XX веке не поддаётся привычной классификации на основе национальной идентичности. Определения типа «французская», «немецкая», «американская» теряют свою значимость при переходе от основателей течения к их продолжателям. Какой же была философия XX века? Рассматривая ситуацию, существовавшую в Европе к началу ХХ века, можно отметить, что сформировавшими ее факторами являются научно-технические достижения. Философия, в тот период, воспринималась как дисциплина, лишенная собственных целей и задач. В связи с этим в различных философских направлениях философия определялась по-разному: то, как знание о мире в целом, или наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, то, как форма идеологии, или методология познания.
По нашему мнению, философия – это специфический феномен человеческой культуры, появившийся в ответ на фундаментальную, глубоко личную для каждого человека потребность в мировоззрении, поэтому она не может быть наукой, обязательной для всех (хотя отдельные виды философии и претендуют на научность), она скорее существует как витальная потребность, совершенно необходимая для жизни. Экзистенция и склонность к философствованию оказываются в философии экзистенциализма глубоко взаимосвязанными.
До сих пор было принято полагать, что экзистенциализм – это философское учение творческих личностей, писателей и художников. Это мнение основывалось на том, что выдающиеся представители экзистенциализма, такие как: С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю были крупными художниками слова. Однако среди экзистенциалистов есть выдающаяся фигура, которая заставляет изменить эти представления.
К. Ясперс, один из первых крупных мыслителей ХХ века, который постарался изменить существующую академическую традицию, которая предписывала философии единственный модус ее осуществленного бытия в форме логически оправданной системы. К. Ясперс не занимался литературно-художественным творчеством. Он начинал как врач, успешно занимался психиатрией и психологией, признан классиком этих наук. К. Ясперс заявил, что в процессе философствования важен не только предмет в виде внешнего мира и логический метод при его исследовании, а скорее всего именно анализ поведения человека в мире, его существование.
Экзистенциальные воззрения Карла Ясперса, основанные на медико-психологическом материале, позволили ему создать такое философское учение, которое позволяет постичь безусловную связь жизни человека и становление его экзистенциального мировоззрения. Именно использование опыта психиатрии позволяет рассмотреть на конкретной проблеме преодоления фундаментальных жизненных кризисов, понимание философии как своего рода «терапии души». Мы можем говорить о философии К. Ясперса как о совершенно новом подходе к исследованию человека, как в психиатрии и психологии, так и философии. Философское творчество К. Ясперса, можно считать новаторским и вместе с тем, влекущим к новым исследовательским перспективам.
Экзистенциализм К. Ясперса возникает как методологическое отрицание «объясняющей» психиатрии и база для «понимающей» психологии, построенной в продолжение идей В. Дильтея. К. Ясперс исходит из того, что личность психически больного и ее болезнь непостижима при использовании только традиционных методов науки, базирующихся на применении рассудка. Исследуемый человек не может превращаться в предмет исследования, в нечто застывшее и доступное исследованию без остатка. В отличие от «объясняющей» науки, «понимающая философия» К. Ясперса индивидуализирует человека, а поэтому вместо понятий использует экзистенциалы.
На протяжении всей своей философской эволюции К. Ясперс – и об этом свидетельствует его «Философская автобиография» – рассматривал философию как способ преодоления тяжелых психических состояний, как чужих, так и собственных. Она была для него принципиально родственной медицине, в частности – психиатрии и психотерапии, выступала как их продолжение и в то же время основание. Здесь нет противоречия: предлагая человеку картину мира, философия дает ему возможность ориентироваться в нем, примириться с ним и обрести спокойствие – пусть и на какой-то период жизни, до тех пор, пока эта картина мира не зашатается под новыми ударами жизни. Но даже тогда, когда этот «философский» психологический механизм защиты не срабатывает, сама эта неудовлетворенность заставляет человека обратить взор на самого себя, на собственную экзистенцию, что тоже может оказаться путем выхода из кризиса.
Философия экзистенциализма, как и психиатрия имеет своей целью преодоление фундаментальных кризисов в человеческой жизни. При этом философия может выступать как способ врачевания благодаря тому, что в ней, во-первых, может быть вербально выражено кризисное состояние экзистенции, а, во-вторых, через нее может быть сообщен путь спасения. Ситуация жизненного кризиса, которая переживается человеком как крушение всего и вся, пробуждает в человеке необходимость вернуть себе первозданное единство с Бытием, в попытках обрести его через постижение той мысли, что он и есть бытие – «экзистенция». Именно поэтому необходимость «прояснение экзистенции» рассматривается К. Ясперсом как главный метод в формировании экзистенциального мировоззрения. Мировоззрение включает в себя не только представления, взгляды, предпочтения и интересы личности, важно то, что в своем мировоззрении человек определяет свое отношение к миру, и свое место в нем. Мир – это единство Я и мира. Однако, Бытие и экзистенция находятся не только в состоянии взаимного обмена, в коммуникативном общении, но и пребывают в изменении. Мировоззрение – то не устоявшаяся система взглядов на мир, а динамично развивающийся процесс, в котором человек динамично адаптирует себя миру, и мир к себе. Самопреобразование, в таком ясперовском контексте, воплощается в необходимости трансформации мировоззрения, в поиске наиболее надежных оснований человеческого существования. Рассудок дополняется чем-то большим, а именно «экзистенциальным мышлением». Человек обращается к бытию, но не как прежде – как субъект к объекту – а как экзистенция, включенная во вселенский порядок и соотнесенная с трансценденцией.
Цель экзистенциализма заключается в том, чтобы «навести», восстановить связи человека с миром, путем реконструкции его мировоззрения, через примирение с миром, обнаруживая их общее основание бытия – экзистенцию. Путем прояснения экзистенции личности, философия «сращивает» ее со всем миром, тем самым, ликвидируя кризисность и пограничность преживаний. Именно поэтому можно говорить о философии К. Ясперса, как о экзистенциальной философии, которая выступает как витальная потребность, удовлетворение которой несет терапевтический эффект.
Добавить комментарий