Хронотоп культуры как основа диалога поколений

[69]

Пространство и Время являются фундаментальными категориями исследования Бытия и особенный смысл приобретают в изучении философии культуры. Каждый факт, историческое событие, художественный памятник, юридическая норма, научное открытие и даже любое явление повседневной жизни неизбежно вписываются в эту систему координат.

Особенный смысл имеет Хронотоп как символ Юбилейного события. Он вызывает в памяти множество воспоминаний, зрительных и слуховых образов, выстраивает довольно длинный «событийный ряд» встреч, разговоров, редких споров, но чаще согласий с Юбиляром — Юрием Никифоровичем Солониным.

Для меня он всегда остается Юрой, ибо начало нашего хронотопа относится к давним студенческим временам его учебы, а моей работы на философском факультете.

Время почти не изменило его внешний облик: он остается «поклонником» свитера и джинсов как символов демократии, «баскетбольный» рост уберег его от солидной полноты. Он стремителен, полон современных замыслов и обязательно претворяет их в жизнь, ибо работает с командой профессионалов.

Как декан он сделал так много в эти трудные годы, что факультет буквально преобразился. Значительно увеличилось пространство философского факультета, причем за счет освоения прилегающих земель, сохранив основное и традиционное «семейное гнездо», обойдясь без переездов в другие здания. Пространственный Топос приобрел значительность и широту, соответствующую авторитету философии, ведь и теперь, как всегда «по одежке встречают». Современный интерьер факультета, несомненно, усиливает его притягательность для абитуриентов и студентов, создает ощущение комфорта у преподавателей.

Декану удалось то, что во все времена считалось невозможным: на факультете не курят! Этого не могли добиться не только его предшественники и пожарные, но и местные сумасшедшие.

На факультете исчезла старая, ломаная мебель, появились компьютеры и приветливые лаборанты. Все это не «мелочи жизни», а ее обустройство, требующее от декана и его команды не только времени для оформления, но и немалых финансовых затрат, которые, как известно, «с неба не падают».

Добрый взгляд должен оценить эти усилия по достоинству. Ведь совсем не на всех факультетах наступило время порядка и обновления.

Внешние перемены повлекли за собой изменения стиля работы, появление новых кафедр, специальностей, направлений, лабораторий, студенческих встреч, юбилейных Конгрессов, докладов зарубежных ученых, многочисленных и оригинальных конференций. Вызывает восхищение [70] издательская база, которая в предельные сроки публикует материалы научных обсуждений, юбилейных сборников, периодических журналов, буклетов, программ, учебных пособий. Выставка изданий в Российской Национальной библиотеке в 2000 году отразила все многообразие новой философской литературы факультетских авторов. Несмотря на малые тиражи, они становятся «бестселлерами».

И это свидетельство работы всех кафедр и подразделений философского факультета.

Но декан Ю.Н. Солонин является катализатором и инициатором новаторства в научной и учебной деятельности. Я много раз слышала его научные доклады, лекции, выступления по диссертациям и всегда восхищалась логической точностью философской терминологии, литературным языком, глубиной анализа проблемы.

Я искренне радуюсь всем преобразованиям, хорошо представляю величину тех усилий, которые были затрачены. Все это способствовало повышению авторитета факультета, усилило его привлекательность в России и за рубежом.

Я горжусь Ю.Н. Солониным как замечательным ученым и организатором — «ЧЕЛОВЕКОМ УСПЕХА».

Я желаю ему здоровья и долгих лет, осуществления тех замыслов, которые он держит пока «в тайне».

Теперь мне хочется вернуться к заявленной теме, хотя все сказанное лишь подтверждает значимость проблемы хронотопа для всех сфер деятельности.

Этот термин впервые был использован русским физиологом и психологом А.А. Ухтомским (1875- 1942) в создании учения о доминанте, которая имеет философские, культурологические, религиозные и нравственные аспекты.

Доминанта означает направленность сознания людей на поступки, подтверждающие общность цели в едином пространстве и времени.

Широкое распространение понятие хронотоп получило впоследствии в трудах известного литературоведа и культуролога М.М. Бахтина (1895 — 1975). Он отмечал множество смыслов хронотопа, которые выражают многослойность и полифонизм культуры. Раскрытие этих культурно- исторических смыслов отношения к пространству и времени в разных культурах становится основой диалога, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого, создает духовную близость поколений.

Далекие культурные миры преодолевают пространство и время, вовлекаются в культурную ментальность, оживают в образах и памятниках. М.М. Бахтин вводит понятие «Большого времени», которое выводит из далекого прошлого разные по своей исторической значимости сюжеты, события, биографии и воссоздает, «воскрешает» в памяти их прежний жизненный смысл и значение, тем самым соединяя историю и современность.
[71]

В культуре нет ничего «абсолютно мертвого», у каждого события, каждого разгаданного смысла будет «свой праздник возрождения», выход из Небытия. Эта философская сущность хронотопа является основой диалога поколений, доступности ушедших эпох, их «открытости» для понимания современниками исторически иного пространства и времени. Так создается Образ диалога мировых культур как Зеркала «смотрящихся друг в друга ликов», когда сливается в единое целое исторический текст, его творец и наш современник.

Мыслители разных эпох много спорили о сущности времени и эти дискуссии продолжаются до сих пор. Это подтверждает как философскую и культурологическую сложность категории времени, ее значимость для интерпретации исторических фактов.

Можно предложить для размышления ряд проблем.

Является ли время объективным свойством Бытия или же произвольной мыслительной конструкцией, созданной по замыслу человека?

Имеет ли время единую систему измерения или множество различных способов, не сопоставимых друг с другом?

Если отсчет времени различен в разных культурных мирах, не означает ли это, что оно и «течет» неодинаково?

Возможно ли «накопление» времени, создание его запаса для последующего использования или прошедшее уходит безвозвратно?

Насколько утопичны легенды и мифы об «эликсирах молодости», вечной жизни, параллельном мире «Зазеркалья»?

Немало вопросов возникает в связи с субъективным переживанием времени. Каждый человек может чувствовать, как останавливается время, сжимается пространство; как время неудержимо скользит и нет сил его остановить; каким безграничным и непреодолимым кажется пространство.

Существует немало моделей пространства и времени в науке и культуре. К прежним представлениям о свойствах времени добавились новые. Возникли понятия многомерности, обратимости, разветвленности векторов, возможности повторения и движения вспять, удвоения времени, асимметрии пространства, запаздывающих и опережающих полей, взаимопревращения причины и следствия.

Оригинальную модель времени предложил физик и астроном Н.А. Козырев.

В 60-е годы его лекции о новых свойствах времени пользовались огромной популярностью и зал исторического факультета, самый большой в здании на Менделеевской линии, всегда был полон. Его слушали студенты всех факультетов. Я тоже бывала на них и ощущала необычайную привлекательность его идей.

Время образует силовое поле, которое может стать активным участником мироздания. Эта теория была признана крамольной, так как не соответствовала марксизму. На долгие годы его гипотеза была забыта и лишь теперь к ней стали возвращаться.
[72]

Подобная судьба постигла и русского ученого В.А. Муравьева (1885-1932), который придавал культуре способность аккумуляции энергии и предотвращения энтропийных процессов во Вселенной. Ценности культуры заряжены энергией творчества.. Культура- своеобразный конденсат энергии, накапливаемый на Земле и оказывающей воздействие на Космос. По своим взглядам он был близок к трудам В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского. Сейчас переиздан его трактат «Овладение временем как основная задача организации труда», впервые опубликованный в 1924 году. Творческий акт человека обладает способностью «зажигать» сознание, концентрировать интеллектуальную и эмоциональную энергию, создавать индивидуальные силовые поля пространства и времени.

Человеческая активность в космическом балансе сил приобретает «времяобразующее» значение, воплощаясь в памятниках и символах, научных идеях и открытиях, продолжая их жизнь в вечности. Это происходит везде, где совершается творческая деятельность, воплощая идеалы добра и гуманности.

Она создает позитивное напряжение в потоке жизни, преодолевая разрушение и смерть, сокращающие время активной деятельности. «Времяобразование» как свойство культуры придает ей значение такого фактора, который способствует обновлению жизненных форм и стимулирует творческое долголетие.

Культура постепенно преодолевает случайное, спонтанное время и открывает простор для проективной деятельности в разных мирах. Культуро- созидающая активность раздвигает пространства, выводит мир их хаоса к гармонии.

Не менее интересен и продуктивен синергетический подход, представленный в работах Лауреата нобелевской премии И.Р. Пригожина и других авторов.

Понятие динамической неустойчивости дает возможность нового понимания роли Хаоса, мира случайностей, в результате которых возникают альтернативные пути развития, способные обогатить и обновить такую сложноорганизованную и саморазвивающуюся систему, какой является культура.

Синергетика как методология ориентирована на исследование многообрахных тенденцийкультурного развития, соотношения традиций и новаторства, оригинальных и уникальных культур Востока и Запада, Севера и Юга, многополярности культурного мира.

Идея рождения нового через хаос заинтересовала академика Д.С. Лихачева. В альманахе «Полярность в культуре» (1996), он писал, что хаос — это состояние чрезвычайно неустойчивое, может иметь различную протяженность во времени и пространстве. Полоса хаоса может быть длительной, иметь затяжной характер или кратковременной, динамичной.

Но хаос не может длиться вечно. В нем существует тенденция к преодолению, установлению относительного порядка, но уже иного, чем прежде. [73] Культура дает «сигнал» перехода к новой системе отношений. Для выхода из хаоса необходимо время. Оно может быть кратким и длительным, сжатым и растянутым, вызывать мироощущение надежды и оптимизма. Но в хаосе может действовать злые силы, стремящиеся к разрушению. Поэтому переход из хаоса всегда драматичен.

Особенность хаоса заключается так же и в том, что в нем одновременно возникают несколько систем, которые могут смешиваться, наслаиваться друг на друга, существовать параллельно. Это делает хаос избыточным, в нем зарождаются из разных «строительных материалов» новые стили и направления.

Синергетика в определенном смысле весьма оптимистична, ибо представляет хаос не таким страшным, каким его представляют в обыденном сознании.

Старение любой системы подтверждает значимость фактора времени, который дает импульс для динамичного развития культуры. Время определяет рамки и грани созревания нового, выполняя функцию катализатора и фермента в переходный период.

Человек осваивает время и неодинаково относится к нему на разных жизненных этапах. В молодости время кажется бесконечной дистанцией и потому многое откладывается «на потом». В старости время может быть «пустым», повторяющимся, одномерным и «каждый день похож на следующий».

Но бывает иначе. При сильной интеллектуальной нагрузке, предельной сосредоточенности, концентрации внимания на решении проблемы, в творческой деятельности «время летит», «часы идут быстрее».

Французский философ Ж. Гурвич обозначил восемь состояний времени: архаичное, сезонное, циклическое, неустойчивое, замедленное, переменное, обманчивое, взрывчатое. В разных исторических периодах и культурных мирах могут одновременно действовать разные временные структуры.

В разных исторических условиях человек способен обгонять время, становясь непонятым современниками и получая признание лишь у потомков.

Но возможна и другая ситуация, когда возникает утрата чувства времени, консервация сознания и поведения. Время в политике нередко используется для создания иллюзорных обещаний, возможности достижения целей в ускоренные сроки. Хронотоп культуры содержит аксиологическую направленность, свидетельствующую о доминирующих ценностных ориентациях. Для античности было характерно цикличное представление о взаимодействии пространства и времени. Средние века сформировали линейную модель необратимого времени в иерархическом пространстве. Впоследствии человечество стремилось «овладеть» временем и подчинить пространство глобальным перспективам общечеловеческого единства.

Но тенденции глобализации культурного пространства имеют своих противников, опасающихся утраты самобытности национальных культур.

Этническое самосознание и идентичность связаны с образом пространства как «малой родиной», особенно дорогим местом, которое мысленно [74] отделяет «свое» от «иного». В мировой культуре распространены представления о пространстве как «Мирового древа», в котором корни символизируют многослойность и устойчивость всей конструкции культуры; ствол выражает единство человечества, а разветвленная крона — многообразие форм культуры.

В постмодернизме вместо символа корня приходит образ «ризомы» или мха, грибницы, в которых изначально существует множество равноправных центров.

Глубина культурного пространства заменяется «тысячью плоскостей», разветвленными каналами, в которых развиваются необычные формы культуры, не связанные с традицией. Новые модели хронотопа символизируют расщеплению прежнего пространства и могут создать непредвиденные стили культурной жизни.

Культурное пространство обладает «пористой «инфраструктурой, благодаря которой реликтовые пласты способны подняться по внутренним «лифтам»и включиться в современность. Культурное пространство пульсирует, «дышит» как живой организм, оно обладает аурой магнетического притяжения. Этим объясняется паломничество к культурным центрам, желание насладиться живой красотой культуры, получить заряд положительных эмоций.

Культурное пространство может выполнять собирательную функцию, способствовать объединению и сплочению нации, государства, всех социальных сил. Но возможно иное развитие событий, когда намеренно уменьшаются силы притяжения между регионами, делая их обособленными и замкнутыми.

Эта «рассеивающая» функция культуры значительно ослабляет и тормозит возможность интеграции народов, их стремления к взаимопониманию.

Культурологическое исследование исторических проявлений хронотопа культуры может оказать влияние на процесс развития культур народов мира.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий