Философские основы развития культурологии

[68]

Приближение Третьего тысячелетия невольно настраивает на размышления о перспективах развития гуманитарных наук, изменение их социального и культурного статуса, выявление приоритетных направлений и тенденций.

Конечно, « нам не дано предугадать, как наше Слово отзовется», поэтому всякий прогноз имеет лишь приблизительные контуры, нечеткие очертания, сохраняя право разочарования в слишком оптимистическом предвидении будущего или подтверждения тех предчувствий, которые оправдались как пророчества. Во всяком случае, футурологический соблазн всегда отражал стремление человека проникнуть в будущее, соразмерить свои усилия, высветить тайны века, познать последствия научных открытий, определить альтернативные пути развития общества, культуры и человека.

Не претендуя на полноту описания тенденций, отмечу те, которые оказывают воздействие на культуру и стимулируют обращение к научному обоснованию культурологии.

Во-первых, происходит « уплотнение» информационного поля, в котором живет человек. Это небывалое в истории нарастание информации, которое, как «снежный ком», увеличивается в разных формах: книжной, журнальной, газетной продукции; электронных носителях; средствах массовой информации и буквально «обрушивается» на человека. Этот процесс требует новой технологии обучения, использования и освоения знаний.

Во-вторых, изменяются прежние границы между науками, они становятся все более «прозрачными», усиливается процесс научной, социальной, культурной интеграции. Эта тенденция приводит к соединению и проникновению гуманитарных наук друг в друга, к овладению смежными профессиями.

В-третьих, возникает новая социально- культурная стратификация человечества, когда утрачивается прежнее сословное, классовое, партийное деление, но приобретает значение национальная и этническая общность, принадлежность к различным субкультурам, религиозное вероисповедание, корпоративные интересы. Это стимулирует создание новых источников социального напряжения и зон риска, так называемых «горячих точек».

Культура приобретает новую роль в обеспечении национальной безопасности. Она призвана вырабатывать принципы взаимопонимания и солидарности, согласия и толерантности, предупреждая агрессию и насилие.

В-четвертых, развитие культурных контактов, смягчение визовых режимов, расширение круга общения между людьми, постепенно снимает деление культур и народов на « своих и чужих», увеличивает интерес к познанию иных форм культурной жизни.
[69]

Это способствует возрождению традиционных культур, поддержанию их самобытности как национального достояния, предмета общественного почитания и гордости.

Каждый этнос « озабочен» поисками своих корней, выявлением национального «лица» и культурного имиджа, своего места в мировом сообществе.

В-пятых, изменяется отношение к культуре как основе социальной и личной идентичности. Именно культурные достижения и памятники, символизируют причастность к историческим традициям, формируют самосознание человека. Это стимулирует овладение многочисленными языками культуры, раскрытие их смыслового и ценностного значения. Повышение роли инкультурации как средства приобщения к культуре, приобретение культурной компетентности как показателя уровня интеллектуального и эмоционального развития личности определяет стратегию воспитания молодого поколения.

Культура приобретает значение фактора консолидации, сплочения общества, преодоления тенденций изоляционизма, выработки национального самосознания и чувства причастности к историческому процессу.

Можно продолжить перечисление тенденций социального и культурного развития. Важно представить колоссальный сдвиг в современной цивилизации, определить вектор перемен.

Культура находится в эпицентре изменений и от ее уровня существенно зависят темпы модернизации общества и социальная эффективность реформ.

Следует отметить, что характер многих дискуссионных проблем, обсуждаемых на государственном уровне подчеркивают изменение роли культуры в обществе. Принятие государственной символики — флага, герба, гимна потребовало немало аргументов, убеждающих в принятых решениях. Подготовка к празднованию 300-летия Санкт- Петербурга, юбилеи деятелей культуры, новое отношение к культуре Русского Зарубежья, бережное сохранение исторических центров городов, забота о культурном наследии и чистоте русского языка — все это свидетельствует о переменах в культурной политике.

Вместе с тем следует отметить, что многое совершается стихийно. Кроме того, обнаруживается инерция сознания людей, их неспособность адаптироваться к переменам, идеализация культуры прошлого, ностальгия по прежнему образу жизни. Это приводит к распространению пессимизма, отрицанию новизны, торможению модернизации и реформ. Усиленные поиски собственного пути, огульное отрицание западного опыта и собственных заслуг и достижений также свидетельствует о низком уровне культуры.

К этому необходимо добавить распространение пороков, агрессивности, преступности, наркомании, которые стали бедствием и ведут к деградации генофонда нации.
[70]

Расслоение людей по уровню доходов изменило возможности приобщения к культуре, увеличило социальное расстояние между людьми. Значительно понизилась социальная роль интеллигенции в просвещении, многие произведения классической литературы и искусства не воспринимаются, предпочтения оказывают массовой культуре, сенсациям «желтой прессы».

Произошло «упрощение» массового среднего образования, сокращение предметов гуманитарного цикла.

Все это достаточно известно, но не уменьшает необходимости поиска средств и путей решения острых социальных и культурных проблем. Приобретают особую опасность интеллектуальный кризис национального самосознания, нарастание безразличия и «привыкания» к трагедиям и возникающим проблемам. Социальная апатия может стать детонатором разрушительных тенденций.

Именно поэтому столь велика роль культуры в преодолении негативных тенденций и создании атмосферы доверия, понимания, ответственности, порядочности, профессионализма, содействия социальной стабильности, личной причастности к реформам и повышения уровня благополучия и душевного здоровья человека.

Развитие гуманитарной культуры приобретает особое значение в современном мире.

Страны и народы обеспокоены проблемами сохранения культурного наследия, поддержания уникальности самобытных культур, их защиты от нашествия массовой и унифицированной продукции, вытесняющей классику, пренебрежения к природным ландшафтам, засорением и вульгаризацией родного языка.

Дефицит культуры вызывает особую тревогу и беспокойство, ибо становится глобальным бедствием, свидетельством утраты духовных ориентиров и ответственности перед настоящим и будущим.

Он обнаруживается во многих явлениях повседневности: в неряшливости внешнего облика людей, запущенности городской и сельской среды обитания, распространении грубости и пошлости, выдаваемых за нормы общения, агрессивности и враждебности в отношениях между людьми.

Можно «бесконечно» продолжать перечисление пороков и жестоких конфликтов, которые потрясают каждого человека, никого не оставляя в покое. Пытаясь найти объяснение этим процессам, ссылаются на « объективные» трудности модернизации России, неустойчивость власти и недоверие к реформам, отсутствие духовного лидерства, экономические приоритеты и хозяйственный прагматизм, утрату традиций. Несомненно, все это имеет значение, ибо каждый фактор, вносит свой негативный «вклад» в состояние общества и культуры. К этому еще следует добавить ностальгию по прошлому и постоянно присутствующий «образ врага», который якобы выполняет социальный заказ разрушения России.
[71]

Предпринимаемые поиски общей идеи, способной сплотить общество, преодолеть вражду и недоверие пока не привели к успеху.

Нет необходимости повторять как заклинания вечные вопросы, неоднократно повторявшиеся в истории: «что делать?» и «кто виноват?». Даже они утратили свою энергетику, не имея призыва к действию. Вызов истории требует Ответа. Возможно, он еще не приобрел достаточной четкости и формулируется лишь как выбор приоритетного направления, как Сценарий поведения и отношения к реальности.

Для преодоления психологической инерции и социальной апатии, необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменение духовной атмосферы, поощрение талантов, развитие индивидуальности.

Как справедливо отмечал академик Д.С. Лихачев, ХХI век — это век гуманитарной культуры. При этом он придавал гуманитарной культуре широкий, мировоззренческий смысл. Культура человека любой профессии определяется его пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры. Искусство, наука, философия, религия, мораль образуют необходимый контур человечности, способствующий милосердию, доброжелательности, толерантности в отношениях между людьми, народами, государствами. Без общей культуры «зачахнут» и точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, гуманитарной экспертизы осуществляемых проектов.

Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях общественной жизни, проявляется в политической безответственности, халтуре и бесхозяйственности, отсутствии элементарного такта в отношениях между людьми.

В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости. Призывы к стиранию предшествующих культурных слоев, негативное и огульное отношение к прошлому, подрывают основы мира и согласия.

Гуманитарная культура опирается на демократизацию общества, гласность и свободу творчества, уважение разных мнений, поощрение культурных контактов и взаимодействие национальных традиций.

Центральной идеей философии образования является усиление гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Гуманитарные науки способствуют формированию мира духовных ценностей молодежи, представлений о достоинстве и чести, патриотизме и ответственности, уважение к личности, бережное отношение к жизни человека.

Гуманитарное образование оберегает человека от технократической близорукости и примитивного прагматизма, помогает снимать психологическое напряжение и эмоциональные перегрузки, содействует восстановлению душевного равновесия и здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности.
[72]

Гуманитарная культура создает своеобразные « островки стабильности» в мире бесконечных перемен и трансформаций. Она осуществляет трансляцию от поколения к поколению вечных ценностей и шедевров мировой культуры.

Именно эти факторы определяют стратегию развития высшего образования в России. Культура дает ориентир в жизни современного человека, определяет основной вектор его интересов и мировосприятия. Гуманитарное образование становится обязательным условием даже в тех сферах, где еще совсем недавно было достаточно лишь практического или политического опыта.

Дипломированный специалист становится « важной персоной» во всех сферах деятельности. Его авторитет в значительной степени зависит от уровня его культуры, умения вести переговоры, проявлять искренний интерес и уважение к традициям других народов.

Система высшего образования должна предложить молодежи целый комплекс гуманитарных наук, для того, чтобы найти свой путь в быстро меняющемся мире, преодолеть рамки узкой специализации, когда полученные знания стареют и не получают применения. Фундаментальность образования в соединении с технологией инновационной деятельности и высокой общей культурой определяют стратегию развития высшей школы.

Однако эта перспективная линия стала подвергаться сомнению. И это обстоятельство вызывает законную тревогу. Высказываются предложения о сокращении гуманитарного цикла дисциплин, о произвольности выбора предметов, о «выведении» их за рамки учебного процесса.

Очередной «перестройке» без достаточных оснований подверглась подготовка специалистов высшей квалификации по ряду отраслей знания, в том числе по гуманитарным наукам. Это привело к неоправданному в научной работе форсированию работы диссертационных советов, пересмотру тематики научных исследований, объема кандидатских экзаменов, изменению работы аспирантуры и докторантуры. Подобные «реформы» негативно влияют на подготовку молодых специалистов, которых и так не хватает в « стареющей» системе образования.

Грядущий век значительно расширит традиционный набор специальностей по всем направлениям, в том числе гуманитарным. Остановить этот процесс « номенклатурными циркулярами» вряд ли возможно.

Многие из перечисленных обстоятельств и тенденций стимулировали развитие культурологии как специальной отрасли гуманитарного знания. В истории общественной мысли философы неоднократно обращались к проблемам культуры. Их волновали перспективы развития культуры и цивилизации, возможности творческой самореализации человека, сохранения культурного наследия, предотвращения конфликтов и духовного кризиса.

Эти размышления составляют историческую основу культурологии.
[73]

Однако в ХХ веке проблемы культуры приобрели особую остроту и вызвали необходимость целостного представления о культуре как общественном явлении.

Следует отметить, что Санкт-Петербургский университет всегда отличался высоким уровнем гуманитарной культуры, взаимосвязью « физиков и лириков», органичным соединением европейского просвещения и русской ментальности, широтой культурной эрудиции, пониманием специфики восточной мудрости.

Большой вклад в науку о культуре внесли Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников. Их труды о культуре приобрели всемирную известность.

На философском факультете были определены методологические основы исследования культуры как общественного явления и системной целостности. Труды В.П. Тугаринова о ценностях жизни и культуры, М.С. Кагана о философии культуры, Б.В. Маркова об антропологии культуры, философские аспекты культуры повседневности в работах К.С. Пигрова содействовали развитию культурологии.

На философском факультете впервые в Университете была создана кафедра философии культуры и культурологии, возглавляемая доктором философских наук, профессором Ю.Н. Солониным. Успешно действует Диссертационный совет по философии культуры и культурологии, готовящий кадры специалистов высшей квалификации.

Центры культурологических исследований сложились и в других вузах, где успешно работают выпускники философского факультета.

Среди них кафедра теории и истории культуры Санкт- Петербургского государственного Университета культуры и искусств, кафедра мировой художественной культуры Педагогического государственного Университета им. А.И. Герцена и многие другие.

Культурология развивается во многих городах России: Москве и Екатеринбурге, Ростове -на- Дону и Краснодаре, Новосибирске и Самаре, Великом Новгороде и Хабаровске. Все это свидетельствует о потребности исследования культуры общества во всем объеме, о перспективах культурологии как науки ХХI века.

Культура — сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Коммуникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творческую активность, познание и понимание. Как неотъемлемый атрибут человеческого существования, она имеет чрезвычайно широкий ареал распространения « везде и во всем». Это свойство культуры затрудняет определение ее предметной области и вызывает немало дискуссий.

Кроме того, явления культуры не всегда поддаются точному описанию и объяснению, « ускользают» от рационалистического анализа. В них всегда [74] остается неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура оказывается внутренне противоречивой и трудно предсказуемой.

Все эти особенности культуры затрудняют ее исследование, а нередко ставят под сомнение необходимость культурологии как науки. Об этом скептическом отношении писал американский антрополог Лесли Уайт, автор книги « Наука о культуре» (1949). Тем не менее, преодолевая возражения, он отмечал, что имеется целый класс явлений в социальной реальности, которые подлежат особому изучению. Они связаны с уникальной способностью человека к символизации, придания предметам и явлениям смысла и значения.

Именно эта способность к символизации образует мир культуры. К этому классу явлений относятся идеи и верования, отношения между людьми, модели поведения, обычаи и ритуалы, язык и формы искусства. Все эти предметы и действия наделены символическим значением, а раскрытием их смысла и ценностей занимается культурология. В науке открывается совершенно новая область и осмысление культурных процессов встанет в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни, писал Л. Уайт.

Культуролог призван не столько описать событие или явление, сколько понять его смысл, исходя из присущих данной культуре символов, знаков, значений и ценностей. Именно они составляют менталитет нации, его самосознание и достоинство.

Возникновение новой отрасли знания всегда вызывает неоднозначную реакцию в научном сообществе. Достаточно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и социальной психологии, психоанализе и педологии. Они не только вызывали дискуссии, но подвергались запретам и гонениям. К счастью, эти времена миновали. Но настороженность к новой науке сохраняется. О культурологии высказывают и восторженные, и скептические оценки. Но постепенно сила сопротивления преодолевается, ибо культурология открывает необычайно интересные и увлекательные возможности исследования, осваивает научное и образовательное пространство.

Она входит в число гуманитарных дисциплин в вузах и колледжах, по культурологии присваивают докторские и кандидатские ученые степени. Издано немало учебников, учебных пособий, хрестоматий, словарей, энциклопедий, монографий. Опубликованы труды о культуре всемирно известных российских и зарубежных ученых. Несомненно, что эта « первая волна» обнаружила немало методологических, теоретических и исторических проблем. Неясность границ предмета и ареала культурологии, неопределенность логики построения ее структурных разделов, соотношение морфологии и динамики культуры, специфика методов и категорий исследования — эти и многие другие проблемы требуют решения.
[75]

Определенные трудности возникают при выяснении специфики истории культуры: соотношения между историей общества и историей культуры; между философией истории и философией культуры; историческим процессом и теоретическим моделированием; культурным наследием и механизмом трансляции культуры; между описанием явлений и пониманием их смысла; между общечеловеческими универсалиями, ценностями культуры и их историческим, этническим значением и символизацией.

Для культурологии постижение истории культуры является основным методологическим принципом познания.

Вне исторического анализа любые конструкции непродуктивны, ибо не подтверждаются реальностью. История позволяет выявить уникальность и своеобразие культуры, их локальную дискретность, региональные и этнические особенности.

Культура не только синхронна, но и диахронна. Ее недаром сравнивают с почвенным слоем: то тонким, то более мощным; то бедным, то богатым. Многослойность культуры — основа устойчивости и стабильности ее корневой системы.

История культуры — свидетельство силы духовной энергетики человека, его творческой устремленности, душевного беспокойства и желания совершенствовать среду собственного обустройства и обитания. Творчество и новаторство — необходимые импульсы динамики культуры.

Культурология исследует историю культуры в трех аспектах:

  1. Дифференциация феноменов культуры, выявление их социальной и культурной значимости, символической и знаковой ценности.
  2. Интеграция явлений в контексте культуры, обеспечение системного и целостного анализа.
  3. Сравнение и сопоставление явлений культуры разных регионов, теоретическое обеспечение компаративистики для понимания культур разных народов

Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.

Процесс возникновения специальных культурологических теорий свидетельствует о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

Можно выделить ряд наиболее крупных разделов культурологии: история культуры; история культурологических учений; философия культуры; теория культуры; социология культуры; антропология культуры; прикладная культурология.

Каждый раздел имеет свою сферу исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается по языку описания, анализу фактов и явлений, символическими значениями и смыслами. Наряду с этим происходит [76] дифференциация внутри общих разделов, когда выделяются области культурологии, приобретающие самостоятельный научный статус.

Так, например, из философии культуры выделилась «аксиология культуры» или наука о ценностях; из теории культуры приобрела самостоятельный статус « семиотика культуры» или наука о знаках, символах и значениях, исследующая язык и текст культуры.

«Историческая культурология» включает культурогенез явлений ; историческую динамику культурных процессов; хранение и трансляцию культурного наследия; историческую типологию культур народов мира; историческую персонологию как науку о реализации творческого потенциала личности в процессе жизненного пути.

Называют также « экологию культуры» как науку о взаимодействии с природой, средой обитания и обустройства человека. Успешно развивается « региональная культурология», отражающая специфику развития культурного пространства территорий и городских комплексов. Она тесно связана с краеведением.

Прикладная культурология выявляет механизмы и технологии приобщения к культуре, определяет стратегию культурной политики.

Наука о культуре имеет немало псевдонимов: культурология; фундаментальная культурология; общая культурология; культуроведение; теория культуры; философия культуры; культурная антропология; социальная культурология. Нечеткость названий отражает уровень и стадию развития науки. При более подробном рассмотрении, они мало различаются между собой и требуют терминологической точности.

Культурология находится в процессе становления, ее контуры еще не достаточно четкие. Вместе с тем, это открывает большие перспективы для исследователей, ибо она открыта к творческому поиску и новаторству.

Разрозненный мир обретает единство в культуре. Человечество как никогда прежде ощутило потребность в диалоге, взаимном понимании и общении, интеграции культурного пространства как основы духовного единства и согласия народов. Назрела необходимость в проведении Первого Российского культурологического конгресса, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга, который будет способствовать развитию научных исследований культуры прошлого, настоящего и будущего.

Добавить комментарий