Контуры исторической культурологии


[42]

1. Парадоксы развития науки о культуре

Возникновение новой отрасли науки всегда вызывает неоднозначную реакцию в научном сообществе. Можно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и психологии, которые вызывали не только дискуссии среди специалистов, но и запреты, осуждения и гонения. К счастью, эти времена миновали. Но настороженность к новой науке сохраняется. О культурологии высказываются диаметрально противоположные точки зрения, восторженные или скептические оценки.

Тем не менее, «караван идет», культурология осваивает научное и образовательное пространство. Она входит в число обязательных гуманитарных дисциплин в вузах, по культурологическим наукам защищают докторские и кандидатские диссертации, издаются учебники, монографии, проводятся конференции.

Но это лишь «первая волна», которая отхлынув, обнажает подводные рифы и камни. Неясность общих границ предмета и ареала культурологии, соотношения ее структурных разделов и логики построения, механическое соединение различных сфер духовной и материальной жизни общества, неумение исследователей применить системный подход  — значительно снижают уровень культурологических исследований. Очень беден и подражателен не лучшим образцам научной литературы язык статей и монографий. Увлечение абстрактными схемами, перегруженность понятиями и терминами, отсутствие анализа реальных явлений и процессов, подрывают интерес к науке. Авторы многих книг и учебных пособий следуют общему шаблону, повторяя друг друга, используя даже одни и те же примеры.

Создается впечатление, что просто заполняется «вакуум», который возник в образовательном пространстве. Возможно, это произошло потому, что включение предмета опередило выпуск литературы и надо было обеспечить учебный процесс. Поэтому многие учебные пособия написаны, что называется «с колес», сборным авторским коллективом, без особого опыта в чтении целостного курса, а чаще всего специалистами иных гуманитарных наук. Кстати надо отметить, что профессиональных культурологов начали готовить лишь в 90-е годы. Вполне естественно, что должно пройти некоторое время, пока новые специалисты приобретут авторитет и уверенность.

Однако, несмотря на все критические замечания, я оцениваю сложившуюся ситуацию вполне оптимистически. Меня радует признание научного статуса культурологии, включение в систему гуманитарного образования, привлечение интеллектуальных сил российской науки к разработке теоретических проблем и перспективных научных направлений. Я уверена, что траектория подъема культурологии будет свидетельством ее расцвета уже в ближайшие годы.

Если вспомнить историю развития социологии, то она была гораздо более драматичной. Были споры о соотношении социологии и социальной философии, о предмете и структуре социологии, о прикладных исследованиях и специальных социологических теориях, понятийном аппарате и надежности рекомендаций.

Можно с уверенностью утверждать, что наука о культуре не менее, а возможно, и более сложна, чем наука об обществе. Культура — это сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система. Она охватывает различные стороны взаимодействия человека с другими людьми и с самим собой, с природой и обществом. Коммуникативная сущность культуры побуждает к диалогу, стимулирует творчество и активность, познание и понимание. Как неотъемлемый атрибут человеческого существования, она «везде и всюду». Эта широта культурного ареала затрудняет определение ее предметной области.

Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами повседневной жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции. Творчество и новаторство  — необходимые импульсы динамики культуры, но человечество лишь постепенно принимает их как благо и ценность. Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к высшему достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.

Кроме того, явления культуры «ускользают» от рационалистического анализа, не всегда поддаются точному описанию и объяснению. В них остается неопределенность, недосказанность, загадочность и таинственность. Культура внутренне противоречива и трудно предсказуема. Все эти особенности феномена культуры затрудняют ее исследование. Гуманитарные науки в той или иной степени обращены к исследованию культуры. Однако каждая из наук обращена к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов. Ученые неоднократно размышляли о путях и судьбах развития культур и цивилизаций; о механизмах исторической преемственности и трансляции культур; о единстве и многообразии культур народов мира. О смысле творчества и духовной энергетике человека, о свободе и ценностях; о периодах возвышения, расцвета культур, но так же о мрачных трагедиях в истории культуры. Все эти и многие другие проблемы всегда волновали человечество.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений. Она рассматривает эти проблемы, по крайней мере, в трех аспектах;

  1. Дифференциация феноменов культуры для выявления их социальной и культурной значимости, символической и знаковой ценности.
  2. Интеграция изучаемых явлений в контексте культуры, обеспечение системного и целостного анализа.
  3. Сравнения и сопоставления феноменов, теоретическое обеспечение компаративистики для понимания культур различных народов и регионов.

Культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источниковедческую базу.

Процесс возникновения специальных культурологических теорий свидетельствует о развитии науки. Сейчас он идет ускоренным темпом, хотя и несколько хаотично. Очевидно, не последнюю роль играют интересы исследователей, накопленный материал, запросы практики.

На мой взгляд, в структуре культурологии можно выделить шесть разделов, имеющих самостоятельность, но взаимосвязанных в единое целое. Каждый раздел имеет свою сферу исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается языком описания. Происходит и другой процесс, когда внутри общих разделов выделяются области знания, приобретающие самостоятельный научный статус. Так, из философии культуры выделилась «аксиология культуры», из теории культуры  — «семиотика культуры», из культурной антропологии «социокультурная соматология». Называют также «экологию культуры», «этнологию культуры», «региональную культурологию».

По-разному именуют и науку о культуре: культурология, культуроведение, социальная культурология, теория культуры, философия культуры, культурная антропология. При ближайшем рассмотрении, они исследуют культуру как целостное общественное явление, отличаясь между собой различием аспектов: философских, социологических, антропологических, этнических, исторических.

Наиболее удачным названием мне кажется «культурология», позволяющая исследовать морфологию, инфраструктуру или статику культуры как системы, а так же изучать динамику культурных процессов различных исторических эпох и регионов.

Культурология находится в процессе становления, ее контуры пока недостаточно четкие. Но это открывает большие перспективы перед исследователями, ибо она открыта к творческому поиску и инициативам.

Разрозненный мир обретает единство в культуре. Человечество как никогда прежде ощутило потребность во взаимном понимании и общении, интерес к самобытности народов, стремление к бережному сохранению уникальной природной среды и культурного наследия.

2. Становление исторической культурологии

В последние годы в развитии культурологии наметилось еще одно направление. Это историческая культурология. Она получила квалификационный научный статус и специальность по защите диссертаций. В структуре других наук есть соответствующий аналог, не совпадающий по объему с историей отрасли знания. Историческая культурология  — новое и перспективное направление научного поиска. Именно поэтому так велик соблазн размышлений относительно структуры этой науки.

Не претендуя на полноту изложения и приглашая к обсуждению, намечу основные контуры исторической культурологии.

Основой исторической культурологии является реальный процесс истории мировой культуры. Она составляет основной корпус и эмпирическую базу исследований. История культуры формирует знание о конкретных явлениях культуры, поисках и открытиях, памятниках и достижениях, ценностях и символах народов мира.

В структуре исторической культурологии можно выделить следующие разделы:

  1. история культурологических учений;
  2. культурогенез явлений культуры;
  3. историческая динамика культурных процессов;
  4. хранение и трансляция культурного наследия;
  5. историческая типология культур народов мира;
  6. историческая персонология;
  7. методы и источники исторической культурологии.

3. История культурологических учений

Наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю. Ученые и писатели, философы и религиозные деятели в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, которые способствуют духовному росту человека. Изучение этих подходов, поисков, трактатов и концепций занятие не менее увлекательное, чем исследование истории мировой культуры. История культурологической мысли является методологическим и теоретическим основанием исторической культурологии.

В этих теориях не все было достоверно и обоснованно, в них нередко отражались субъективные предпочтения авторов, тревожные предчувствия, восторженные иллюзии. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни. Теоретические умозаключения нередко становились пророческим предвидением и поражали потомков своей точностью. История культурологии буквально насыщена Великими Именами, а изучение трудов дает мощный интеллектуальный и эмоциональный импульс для историко-культурологических исследований. Совместными усилиями многих исследователей можно было бы воссоздать историю мировой и российской культурологической мысли. Исследования истории культурологии только начинаются и в будущем они значительно расширят горизонт гуманитарных наук и взглядов на культуру.

4. Культурогенез явлений культуры

В общей картине истории культуры особое внимание уделяется культурогенезу, исследованию процесса возникновения и развития культурных явлений, технологий, норм, стилей, произведений и других новационных форм. Культурогенез происходил не только в глубокой древности, но осуществляется постоянно, порождая новые компоненты культурных систем. Важно выяснить, какие именно факторы и импульсы стимулируют творческий потенциал человека, появление новых ценностей и их интеграцию социокультурным сообществом. Необходимо определить, как создаются «первичные очаги» культуры, имеющие не только свой «адрес», но и автора или группу, которые своими талантами содействовали возникновению новых ценностей, стилей, школ. Однако впоследствии распространение этих форм нередко ведет к утрате представлений о первоначальном источнике. Исследования культурогенеза позволяют восстановить справедливость. Культурогенез включает также изучение процесса становления и развития субкультур, описание их ментальности, образа и стиля жизни, системы ценностей и мировосприятия. Культурные образы аристократии и дворянства, крестьянства и купечества, духовенства и интеллигенции, чиновничества и номенклатуры, «новых русских» и «новых бедных» могут стать предметом специального анализа. Выделяются макро- и микро- уровни культурогенеза:

1. Возникновение принципиально новых культурных комплексов, не имеющих аналога в прошлом или в других культурах,

2.Модернизация уже существующих форм, их трансформация и адаптация к новым условиям,

3. Реанимация архаичных форм, придание им нового смысла.

Культурогенез позволяет выявить реальную динамику изменчивости культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями и культурным наследием, полифункциональность и полисемантику культуры, историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись в истории явления культуры. Изучение проблем культурегенеза как в масштабе человечества, так и на уровне локальных региональных культур может быть представлено особым направлением исторической культурологии. Автор интересной монографии А. Флиер («Культурогенез», М., 1995) предложил назвать это направление «культурогенетика». Возможно, в будущем возникнут иные определения, но на данном этапе оно дает ориентацию для научных исследований.

Культурогенез дает возможность представить топографию культуры, определить источник и ареал распространения новаций.

5. Динамика культурных процессов и историческая диффузия культуры

Этот раздел исторической культурологии исследует динамику и диалектику культуры. Он включает изучение процесса распространения культурных форм, историческую диффузию культуры.

Потоки миграции населения и включение диаспор в иную социокультурную среду, торговые, научные, военные, политические, художественные, туристические, семейные и иные контакты содействуют переносу ценностей культуры, изменяют образ жизни, нормы поведения и общения. Внутри культурных систем возникают социокультурные общности в виде диаспор, автономий, землячеств, субкультур, живущих согласно своим представлениям о культуре. Они могут быть замкнуты или открыты, их образ жизни может вызывать различные реакции от восхищения и подражания, до презрения и конфликта. Процесс взаимовлияния этих групп неизбежно приводит к изменению культурной среды.

Изучение этих взаимодействий дает возможность представить, по крайней мере, четыре варианта тех последствий, которые связаны с переносом культур в результате контактов. Этот процесс называют аккультурацией.

1. Мощные волны культурных влияний приводят к утрате народом своей самобытной культуры. В результате возникает пренебрежение к ценностям своей культуры.

2. Культурные влияния, хотя и вносят изменения в культуру, но не затрагивают ее основ.

3. В культурной системе возникают силы сопротивления контактам, стремление к изоляционизму. Возрождаются идеи «почвенничества», создания заслона от чужого влияния, воспринимаемого как угроза культурной самобытности народов.

4. Контакт культур приводит к созданию таких новообразований, которых не было ни в одной из взаимодействующих культур, а контакт инициировал их возникновение.

Мировые культурные контакты  — закономерность культурно-исторического развития. Они напоминают образ «расширяющейся Вселенной», вовлекающей в свою орбиту народы, культуры, пространства. Для них характерно волнообразное движение, которое делает преимущественным то одно, то другое влияние. Так, для России были характерны волны византийского, татаро-монгольского, немецкого, французского, американского контактов. Каждая из этих волн оставила свои «следы», но при этом Русская культура сохранила свой духовный облик, самобытность и устойчивость.

Диффузия культуры имеет периоды и фазы, центры и периферию. Исследование позволяет выявить стимулы культурного общения и преграды, культуру-донора и культуру реципиента.

История мировых культурных контактов  — самостоятельный раздел исторической культурологии. Мировая культурная интеграция набирает новые темпы, расширяет культурный обмен. Этот процесс достаточно противоречив, имеет как позитивные, так и негативные стороны. С.Н. Артановский в книге «На перекрестке идей и цивилизаций» (СПб, 1994), отмечает, что к числу общих тенденций мирового развития, прокладывающих себе дорогу сквозь все превратности судьбы, относится возрастание культурных контактов в процессе истории. Происходит расширение географической сферы международных контактов, увеличение их интенсивности.

К изучению диффузии культуры обращаются историки и культурологи, социологи и этнографы, искусствоведы и психологи. Проблема взаимовлияния культур и исторического единства человечества, сохранения национально-этнического своеобразия приобретает особую актуальность в современном мире.

6. Сохранение и трансляция культурного наследия

Этот раздел исторической культурологии характеризует процесс исторической преемственности. Несмотря на трагические периоды уничтожения культурной памяти, «провалы и впадины», «белые пятна» и горестные утраты, история мировой культуры сохраняется благодаря неуклонно действующему закону исторической преемственности культурного наследия. Каждое поколение всегда начинает свой жизненный путь с освоения культурного прошлого.

Оно включает коллективный и индивидуальный исторический опыт, ценности и достижения, составляющие духовное и материальное богатство общества.

Культурное наследие имеет различные формы фиксации: в памятниках искусства и архитектуры, литературных произведениях и документах, в фильмах, кассетах и дискетах. В каждой культуре есть стабильное ядро, которое передается от поколения к поколению. Отдельные компоненты этой структуры входят в мировую культуру, создавая корпус классического наследия. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей писал Д.С. Лихачев. Человек без памяти о прошлом, лишенный исторического опыта своего и других народов, социально опасен.

В реальной истории процесс преемственности неоднократно прерывался, исчезали целые культурные слои и пласты культуры, свергались памятники и стирались тексты. Методы экстремизма в уничтожении культурных ценностей многократно менялись, но становились все более жестокими и изощренными. Цензура официальная и тайная, разоблачения и дезинформация, прямое насилие неизбежно влияли на самосознание народа, приводили к духовному примитивизму и вседозволенности.

Исследование исторической преемственности позволит освоить культурное наследие в максимальном объеме и полноте. Должна быть восстановлена историческая память, не должна быть зачеркнута ни одна крупная идея, ни одно достижение. Как писал М.М. Бахтин, в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались нераскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей исторической жизни данной культуры.

Историческая культурология исследует воссоздание текстов и смыслов культуры. Нельзя допускать ни односторонней идеализации и восхваления истории, ни намеренного искажения. Разрушение культуры всегда происходит как тщательное «стирание» памяти, а разрыв в преемственности  — это «черная дыра», которая втянула в себя и унесла в небытие драгоценные имена и великие события.

Историческая культурология исследует противоречия, надломы, подъемы и спады, кризисы и возрождение культур в процессе преемственности, выявляет механизмы трансляции культурных ценностей, роль социальных институтов образования, просвещения и воспитания в истории культуры.

7. Историческая типология культур народов мира

Многообразие культур в истории человечества выдвигает теоретическую проблему их систематизации и классификации. Эта задача всегда привлекала исследователей, которые обосновывали различные принципы моделирования.

К их числу можно отнести классификации по хозяйственным укладам; по общественно-экономическим формациям; по уникальным цивилизациям; этническим и конфессиональным общностям; историческим периодам, социальным сословиям. Определение территориальных контуров и исторической динамики мировых цивилизаций дает возможность углубленного анализа культурных процессов в различных регионах. Каждая культура предстает в своей уникальности, неповторимости, самодостаточности и исторической значимости. Она включает всю совокупность жизнедеятельности людей, их ценности и достижения. Историческая культурология исследует взаимодействие культур Востока и Запада, Севера и Юга как культурно-исторических комплексов. Равноценность культур выдвигает проблему понимания и диалога для проникновения в смысл и символы каждой культурной эпохи. При такой диалогической встрече двух культур,  — писал М.М. Бахтин,  — они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются. Другая культура в таком диалоге открывает перед нами новые стороны и смысловые глубины.

8. Историческая антропология и персонология

История культуры это не «лавка древностей», а история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Вне этого «человеческого фактора» история культуры безжизненна. Иначе она превращается в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в исторической культурологии придается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах.

Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения, является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. Важной категорией является понятие ментальности, ибо оно раскрывает особенности мировосприятия людей разных эпох. Ментальность  — это та «подпочва», которая раскрывает и помогает понять тексты культуры, семантику и символику норм, знаков, памятников.

В.А. Шкуратов предложил назвать раздел исторической психологии, увязанный с культурой, «культурологией психики». Антропологический подход является методологическим принципом и основанием исторической культурологии.

9. Методы и источники исторической культурологии

Достоверность и надежность историко-культурологических исследований обеспечивается использованием научных методов. Не имея возможности их полного описания, ограничусь лишь их перечислением. Диахронический метод определяет историческую последовательность изложения фактов и событий. Наряду с ним применяются и другие общенаучные методы: системный, диалектический, структурно функциональный, сравнительно исторический, семиотический, моделирования, биографический, герменевтики и ряд других. Историческая культурология как наука еще только формируется, но ей принадлежит большое будущее. Она объединит исследовательские интересы специалистов разных наук и направлений.

Главная задача — сохранить во всем богатстве историю мировой и отечественной культуры, способствовать бережному отношению к культурному наследию, развитию национально-этнического самосознания, содействовать взаимопониманию между народами.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий