Культурологическое знание как объект формализации при информационном взаимодействии

[51]

Возможности трансляции культурологического, как и иного, знания значительно расширились в XX веке. Наряду с печатным и устным словом широко используются возможности компьютерной техники и сетей Internet. Осмысление культуры как целостного явления благодатная задача для исследователя. Иные научные и педагогические задачи требуют скорее прямо противоположного подхода: расчленения единого поля культуры на множество фрагментов и представление ее в мозаичном виде. Применение такого подхода достаточно конструктивно при попытке адаптации гуманитарного знания к специфике его восприятия на основе новых информационных технологий с использованием компьютера. Одним из возможных методов решения подобной задачи является формализация культурологического знания с последующим его представлением в диалоговом режиме.
[52]

Исследовательский аспект адаптации столь сложного явления как культура в формализованном виде заключается в выработке методических приемов, позволяющих при формализации материала избежать его излишней фрагментарности и неполноты, чтобы он в своей совокупности создавал представление о каждом разделе культурологического знания как целостном явлении.

Подобный подход используется для создания учебно-методического комплекса по культурологии при Санкт-Петербургском институте точной механики и оптики (Техническом университете). Данное исследование осуществляется в единстве культурологического, философского, системно-структурного и логического подходов. Его методологической основой являются принципы, разработанные философией реализма, феноменологией и герменевтикой. Решению поставленных задач способствуют философские методы реконструкции становления понятия «культура» и деконструкции ординарного, обыденного понимания культуры, позволяющие раскрыть представление о культуре как системе.

Применение системного похода позволило перевести рассмотрение культурологических проблем на уровень практического применения в образовательной деятельности, а логико-диалоговый метод изложения материала создал предпосылки для использования в обучении новых информационных технологий.

В процессе систематизации и упорядочения были выявлены те пласты культурологического знания, которые возможно формализовать, а также некоторые критерии отбора материала, поддающегося формализации. Представляется, что формализация гуманитарного, в данном случае культурологического знания предполагает упрощение сложных, противоречивых, многофакторных процессов, явлений, понятий и сведение их к более простым, однозначным, конкретным, фактографическим. В процессе решения этой проблемы, нами в каждом разделе культурологии, являющимся частью единой структуры были выделены подразделы и составляющие их элементы учебной дисциплины, которые отвечают следующим требованиям: отражают типические черты процесса, явления или понятия; не являются внутренне противоречивыми; не имеют принципиально различных толкований в рамках единого подхода к культурологии; дают в своей совокупности цельное представление об определяющих элементах культуры, конкретных исторических этапах культурного развития, направлениях культурологической мысли, художественных стилях и т.д.

Формализация культурологического знания и на этой основе его систематизация и упорядочение материала позволили создать в первом варианте терминологический словарь-справочник и систему аттестующих тестов и обучающих программ по культурологии. Подобная работы дает возможность членам коллектива кафедры культурологии реализовать как свои научные интересы, так и совершенствовать учебный процесс.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий