Борис Васильевич Марков

Марков Борис Васильевич (р. 07.1946) — специалист в области философской и культурной антропологии методологии и теории познания. Окончил философский факультет (1971), аспирантуру (1974) Ленинградского государственного университета под руководством проф. М.С. Козловой, преподает там же с 1974. Доктор философских наук (1987), профессор (1989), заведующий кафедрой онтологии и теории познания (1989-1994), философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета (1994). Академик, действительный член Академии гуманитарных наук. Член специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Автор более 200 статей и четырех монографий.

Первые курсы лекций и научные работы Б.В. Маркова посвящены теории познания и методологии науки. Комбинируя различные критерии оценки познавательного значения, Б.В. Марков предложил эффективную семиотическую модель проверяемости научного познания.

В дальнейшем, под влиянием интереса к истории науки, он дополнил список логико-эпистемологических критериев социо-культурными нормами рациональности. В 1990 г. Б.В. Марков обратился к исследованию истории соотношения человеческой духовности и телесности на основе методов феноменологии, герменевтики и психоанализа.

Возрастающий интерес к процессу цивилизации привел Б.В. Маркова к изучению структур повседневности. Антропогенное воздействие труда, власти, социальных институтов и дисциплинарных пространств, техники, архитектуры, массового искусства осуществляется иначе, чем в мире идей. Кроме «понимания» Б.В. Марков указал на иные формы опыта признания другого и прежде всего на такие, как привычка, складывающаяся благодаря повторению.

В последних работах Б.В. Маркова техники самосознания и «заботы о себе», практики понимания и коммуникации, моральное сознание и рациональность изучаются как способы повышения самоконтроля и самодисциплины человека, обитающего в том или ином культурном пространстве. Современность — «место истины» диагностируется Б. В. Марковым как утрата зависимости человека от «почвы и крови», как глобализация виртуальной реальности, которая имеет транснациональный и транскультурный характер и уже не регулируется государством. Цена, которую приходится заплатить за такую «эмансипацию» оказывается весьма значительной, и философия должна искать новые формы противодействия бестиализации человека.

Читаемые курсы

  • Философия языка
  • Философская антропология
  • Структуры повседневности в исторической антропологии
  • Психология культуры

Публикации, отсутствующие на сайте
  • [1] Сердце и разум: история и теория менталитета. СПб., 1995.
  • [2] История современной зарубежной философии. (В соавторстве.) СПб., 1995
  • [3] Наука и альтернативные формы знания. СПб., 1995.
  • [4] Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
  • [5] Является ли понятие жизни актуальным для культурной антропологии // Культурология как она есть. СПб., 1998.
  • [6] Человек в процессе цивилизации // Очерки социальной философии. СПб, 1998.
  • [7] Теория в социальных науках // Социальная реальность и социальные теории. СПб., 1998.
  • [8] От феноменологии сознания к аналитике телесного бытия // Очерки феноменологической философии. СПб., 1998.
  • [9] О переживании // Очерки феноменологической философии. СПб., 1998.
  • [10] Научное познание и процесс цивилизации // Наука и культура. М., 1998.
  • [11] Другая свобода // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1998. Вып. 3.
  • [12] Понятие жизни в философской антропологии // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1998. Вып. 4.
  • [13] Виртуальная реальность: телекратия и развитие коммуникативной культуры // Человек. Философия. Гуманизм. Т.9. СПб., 1998.
  • [14] Философская антропология и проблемы комплексного исследования человека // Человек. Философия. Гуманизм. Т.9. СПб., 1998.
  • [15] Образование и искусство жизни // Новые технологии образования. М., 1998.
  • [16] Социальная антропология // Социально-политический журнал. Москва. 1998. № 2.
  • [17] Umfrage: hat freiheit zukunft? // Berliner debatte initial // Zeitschrift fur sozialwissenschaftliche diskurs. № 4. 1998.
  • [18] Law and economic order in the structures of russian everyday life.// The social market economy/ ed. P. Koslowski. Springer. 1998.
  • [19] История современной зарубежной философии. СПб., 1998. (2-е издание). (В соавторстве)
  • [20] Сознание // Философия. Учебник для высших учебных заведений. (В соавторстве с Шилковым Ю.М.) СПб., 1998.
  • [21] Интернет и Демократия // Информация, коммуникация общество. СПб., 2000.
  • [22] Критика морали Ф. Ницше // Наука и общество. СПб., 2000.
  • [23] Познание и жизнь // Основы теории познания. СПб., 2000.
  • [24] На краях порядка. Философия протеста ХХ века // Труды по герменевтике. Вып. 1. Одесса, 2000.
  • [25] Философия Ницше // Дарвин и Ницше сквозь призму 20 в. СПб., 2000.
  • [26] Экономический порядок и право в российской повседневности // Социальное рыночное хозяйство. СПб., 2000.
  • [27] Истина и удовольствие // Философия пира. СПб., 2000.
  • [28] Воображаемое, символическое, реальное // Социальное воображение. СПб., 2000
  • [29] Ницше и гуманизм. Вестник СПбГУ., 2000.
  • [30] Andere Europa // Europaphilosophie. Berlin. De Greyter. 2000.
  • [31] Nietzsche in Russland // Nietzsche-Studien. 2000.
  • [32] Россия и Европа: проблема идентичности // Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах. Великий Новгород, 2000.
  • [33] После оргии. Предисловие // Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000.
  • [34] Мораль и разум. Послесловие // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  • [35] Историческая антропология как составная часть интегрального знания о человеке // Человек в философии ХХ века. СПб., 2000.
  • [36] Демократия и Интернет // Интернет и современное общество. СПб, 2000.
  • [37] Справедливость, ирония и солидарность // Санкт-Петербургский университет. Ноябрь, 2000.

Тексты