По материалам Круглого стола
«Коммуникативные практики в образовании»
Редакционная коллегия:
Дудник Сергей Иванович (отв. редактор), Перов Юрий Валерианович, Марков Борис Васильевич, Мигунов Анатолий Иванович.
© Коллектив авторов, 2004
© Санкт-Петербургское философское общество, 2004
ISBN 5-93597-063-5
Предисловие
Вступление России в Болонский процесс сопровождающееся комплексной модернизацией и оптимизацией системы образования, и тенденции развития социально-экономических процессов в нашей стране предполагают новые теоретико-методологические ориентации и продуктивные учебно-методические формы подготовки специалистов в области социальных и гуманитарных наук. Опыт развитых государств показывает, что осуществляемое в ходе процесса образования воспитание обучающихся, основанное на сочетании комплекса коммуникативных практик и направленное на формирование активной жизненной позиции, есть необходимое условие для решения острых проблем современности. И важнейшим фактором воспитания выступает непрерывное гуманитарное образование.
Коммуникативный характер современной социальной реальности выдвигаЯет определенные требования к методикам и содержанию подготовки специалистов, в связи с чем приоритетной коммуникативной практикой становится само образование. Поэтому особенно важным является формирование профессиональных навыков, коммуникационных практик, морально-нравственных качеств, призванных служить стабилизирующим, инновационным и адаптационным основанием формирования гражданского общества на различных этапах, с учетом основных аспектов социализации личности (гражданственность, ответственность, компетентность), а также историко-культурных традиций и научно-методического потенциала.
Предлагаемый вниманию читателей сборник статей — результат научных исследований, проведенных в 2004 г. в Санкт-Петербургском университете в рамках программы Министерства образования и науки РФ «Федерально-региональная политика в науке и образовании» по проекту «Коммуникативные практики в образовании как фактор воспитания». Общая цель проекта, согласно программе, состоит в разработке научно-методического обеспечения системы непрерывного многоуровневого междисциплинарного гуманитарного образования как базиса воспитательного процесса. Главная задача этого проекта — формирование теоретических основ коммуникативных навыков у обучающихся на основе исторического опыта и современных достижений в области гуманитарного знания.
Проект направлен на изучение исторических, теоретических и прикладных аспектов коммуникации и коммуникативных практик, а также на разработку и внедрение учебных курсов, которые обеспечат эффективную подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов в области гуманитарных и иных наук — преподавателей, учителей, работников различных сфер народного хозяйства.
В рамках проекта исследования проводились по четырем взаимосвязанным направлениями, что нашло отражение в структуре настоящего сборника статей:
- коммуникативные практики в социальном измерении;
- коммуникация и аргументация;
- коммуникация и философия языка;
- кормативно-ценностные и прикладные аспекты коммуникативных практик в образовании.
Разработчики первого направления исходили из общей предпосылки, что образование осуществляется в процессах коммуникации, прямого и косвенного общения людей, и тем самым сфера образования специфическим образом встроена в сеть функционирующих в данном конкретном обществе коммуникативных действий и процессов. С другой стороны, идеалы образования, принятые и культивируемые в том или ином обществе, даже не будучи практически реализованными, выполняют регулятивные функции в отношении содержания и форм образовательных и коммуникативных процессов. Анализ этих взаимосвязей наряду с обсуждением итогов и перспектив философских исследований социального общения и сферы образования стали непосредственным предметом представленных теоретических разработок.
Объектом исследования второго направления является аргументация как метод и разновидность социально-коммуникативной практики, активно применяемый во всех областях гуманитарного знания. Особенности аргументативного дискурса в самых разных проявлениях жизнедеятельности общества в конце XX века стали предметом специальных исследований. Участники проекта в своих поисках исходили из того, что ни один из современных подходов в исследовании аргументативного дискурса сам по себе не способен ясно и полно воспроизвести его природу, без понимания которой невозможно построить адекватные модели аргументации в различных контекстах его исследования.
В рамках этого направления объединяют свои усилия логики, философы и лингвисты с целью попытаться преодолеть неплодотворные различия подходов к анализу аргументации.
Язык, ставший одной из главных тем философии XX столетия, осознается не просто медиумом человеческих отношений, но самой «формой жизни». Умение работать с языком является условием философского профессионализма. Игнорируя технику анализа языка невозможно правильно поставить и решить сложные философские вопросы о бытии и сущем, познании и ценности, человеке и обществе. Попытка научиться применять для решения содержательных философско-методологических проблем сложные техники аналитической философии языка, герменевтики, структурализма, семиологии, психоанализа и деконструкции и является главной задачей исследований в рамках третьего направления. Динамика развертывания этих исследований определяется напряжением между старой гуманистической традицией, продолжаемой в герменевтике, и новой философией знака, в которой отрицается необходимость ссылки на отсутствующие значение и смысл.
В фокусе теоретических исследований четвертого направления — особенности состояния, а также становления и развития современной образовательной парадигмы в ее институциональном, социально-экономическом, социально-политическом, морально-этическом, ценностно-прикладном измерениях.