Объединение философов для единения философии

[12]

Профессор Литературного института им. А.М. Горького А. Зимин в статье, опубликованной во втором номере журнала «Высшее образование в России» за 2004 год, пишет удивительные строки о том, что «философия и философы, как одна из важнейших составляющих отечественной культуры, имеет свое место в обществе и познании». Продолжая эту мысль можно сказать, что объединение философов для единения философии должно определяться местом в обществе и познании. Конкретно это, прежде всего, связано с преподаванием философии в вузах и проведением научно-исследовательских работ.

Как справедливо пишет профессор Белорусского университета А.И. Зеленков, опыт преподавания философских дисциплин позволяет предложить следующую модель:

Первый уровень — подготовка бакалавров. Курс «Философия», который закладывает основы философской подготовки студента и призван обеспечить ему возможность системного освоения мировой классической философской традиции;

Второй уровень — подготовка специалистов и магистров. Курс «Философия в современном мире» должен познакомить с наиболее значительными и актуальными идеями, концепциями современной философии;

Третий уровень — аспирантура. Курс «Философия и методология науки».

На наш взгляд, эти уровни и должны выступать основой для объединения философов, работающих на различных уровнях. Ведь у нас в свое время был опыт проведения теоретических, методологических семинаров по диалектическому материализму, историческому материализму, политэкономии и т. д.

В настоящее время, с введением «Истории и философии науки» вместо кандидатского экзамена по философии, открываются новые возможности для единения не только философов, но и естествоиспытателей.
[13]

Здесь хотелось бы привести слова Нобелевского лауреата Жореса Алферова: «Слабое знакомство с философией сужает горизонт фундаментальной науки, именно философия позволяет ученому связать свои открытия с общими представлениями о мире как у студентов, делающих первые шаги в науке, так, в особенности, у молодых научных работников».

Не менее важным основанием для единения философов является проведение совместных исследований. Например, таких актуальных вопросов, которые посвящены проблемам виртуальной реальности, синергетики, транзитологии, компаративистики, глобалистики и т. д. Как известно, виртуальная реальность — реальность, которая вне зависимости от ее природы — физической, психологической, технической и других — имеет следующие свойства: 1) порожденность внешней реальностью, 2) актуальность существования в процессе активности, порождающей реальности, временная, пространственная, закономерная автономность существования, 4) интерактивность. Иными словами, это способность взаимодействовать со всеми другими реальностями. Что касается синергетики, то это, прежде всего, совместные действия, носящие междисциплинарный характер. Другим важным условием единения философов могут быть изучение проблем духовного возрождения народа, например, Кыргызстана, в первую очередь проблем самоидентификации киргизского этноса и других этносов. Нуждаются в исследовании проблемы философии киргизской цивилизации, философии гор, глобализации и диалога межкультурных традиций, поиски оснований межконфессиональной толерантности, выявление причин терроризма.

Для единения философии имеет особое значение изучение проблем историко-философских процессов, прежде всего исследование традиционной восточной, тюркской, арабо-мусульманской философии, как источника киргизской философской мысли, проблем компаративистской (сравнительной) философии. Здесь хотелось бы остановиться на двух фактах. Во-первых, в КРСУ им. Б.Н. Ельцина уже давно читаются спецкурсы по истории русской философии и киргизской философской мысли. Этот опыт получил положительную оценку. Авторами соответствующего доклада [14] являлись И.И. Иванова и В.П. Тутлис 1. Во-вторых, А.Ф. Бондаренко, заведующий кафедрой психологии Киевского государственного лингвистического университета и А.С. Ригин, в статье «Киевская философско-психологическая школа и русская парадигма», опубликованной в книге «Университеты и общество», отмечают, что «В русской религиозной философии и психологии XIX–XX веков, продолжившей идеи мыслителей киевской школы, в частности П.Д. Юркевича, был достигнут качественно новый синтез — синтез традиции Христианской антропологии и европейской философской мысли. Несмотря на все превратности ХХ века, когда большинство русских мыслителей были либо расстреляны, либо изгнаны за пределы Отечества, а их труды до начала 90-х гг. были малоизвестны в нашей стране, этот синтез мысли, это наследие русского ренессанса «Серебряного века» вошло в литературу, искусство, культуру, став особой, специфически русской модальностью духовности — «русской парадигмой».

Прекрасные примеры объединения ученых, в том числе философов, филологов по исследованию различных актуальных проблем, например, структурной лингвистики, истории философии можно привести из современной истории России и Кыргызстана.

В плане сказанного, неоценимо велико влияние исследований выдающегося выпускника, затем профессора МГУ им. М.В. Ломоносова А.Ф. Лосева (1893–1988), который окончил университет в 1915 году по двум отделениям — философской и классической филологии. Автор фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковедению, философии А.Ф. Лосев и его работы сыграли особую роль в судьбе профессоров Национального университета Г.С. Зенкова, А.Ч. Какеева и многих других.

6 октября 2004 года известный литературовед, поэт, переводчик, выпускник и профессор КНУ им. Ж. Баласагына и КРСУ им. Б. Ельцина, баснописец М.А. Рудов, в этом году издавший книги Калыгула Бай уулу «Избранное» на русском языке, названного Президентом Кыргызской Республики А.А. Акаевым «кыргызским Нострадамусом» и фундаментальную [15] работу профессора Г.С. Зенкова «Принципы организации словообразовательных элементов в системе и возможности ее описания» сообщил уникальную весть о научно-творческих связях А.Ф. Лосева и Г.С. Зенкова. Слушая М.А. Рудова, я вспомнил своего научного консультанта, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Малинина, автора фундаментальных работ истории и теории всемирной философии, истории русской философии, в квартире которого неоднократно бывал А.Ф. Лосев. Виктор Арсеньевич всегда предлагал мне посидеть на кресле, единственном в квартире, на котором сидел А.Ф. Лосев, когда я бывал у профессора В.А. Малинина. Забегая вперед, скажу об интересной традиции у москвичей предлагать кресло своим гостям, подчеркнув фамилию того или иного знаменитого человека. Такое случилось и тогда, когда я был на квартире академика А.М. Фридмана. Алексей Максимович предложил мне посидеть на кресле, на котором сидели великий киргизский писатель, почетный профессор КНУ им. Ж. Баласагына Ч.Т. Айтматов и всемирно известный бас Булат Минжилкиев. А теперь все по порядку.

6 октября 2004 года отныне для меня станет самым знаменательным днем. Именно в этот день в мои руки попали ксерокопии писем А.Ф. Лосева, адресованные ректору тогдашнего КГУ академику С.Т. Табышалиеву и профессору Г.С. Зенкову, которую любезно предоставила его супруга Г.Ф. Зенкова, одна из любимых, уважаемых преподавателей Национального университета.

В письме ректору КГУ, академику С.Т. Табышалиеву профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, затем переведенный профессором МГПИ им. В.И. Ленина, где работал профессором на отделении классической филологии А.Ф. Лосев, пишет: «Ввиду того, что изданная Вашим учебным заведением книга Г.С. Зенкова «Вопросы теории словообразования» (Фрунзе, 1969) в Москве не поступала в продажу, а я в настоящее время занимаюсь теорией словообразования, очень прошу Вашего распоряжения выслать мне эту книгу наложенным платежом. По словообразованию в настоящее время защищают диссертации два моих аспиранта. Проф. А. Лосев. Мой адрес: Москва Г-2, Арбат 33, кв.20. проф. Лосеву Алексею Федоровичу». Письмо было направлено к исполнению профессору К. Артыкбаеву и профессору В.Д. Скирдову 26 мая 1971 года. Судя по другому письму А.Ф. Лосева, написанному 24 сентября 1971 года, просьба его была выполнена.
[16]

В письме, адресованном Г.С. Зенкову, профессор А.Ф. Лосев, писал: «Глубокоуважаемый Геннадий Степанович! Я долго не писал Вам потому, что в начале лета не имел возможности подробнее ознакомиться с Вашей книгой, которую Вы мне любезно прислали… И мне и моим ученикам Ваш труд в течение долгого времени будет приносить существенную пользу в наших словообразовательных исследованиях. Так как Ваши работы издаются далеко от Москвы, то они не доходят до наших книжных магазинов, и я не имел возможности их приобрести… Позвольте пожелать Вам доброго здоровья и наилучших успехов в Вашей весьма ценной научной работе. Признаться, Ваших трудов я ожидаю. С глубоким уважением. А. Лосев. 24/IX-71».

Говоря о творчестве профессора Г.С. Зенкова, хотелось бы отметить, что в 2004 году ему исполнилось 80 лет. К юбилею Г.С. Зенкова был издан его фундаментальный труд «Принципы организации словообразовательных элементов в системе и возможности ее описания», упоминаемый выше 2. В КНУ совместно с КРСУ были проведены презентация книги и юбилей Г.С. Зенкова, по инициативе факультета русской филологии — Центра официального русского языка КНУ им. Ж. Баласагына.

Как выше отмечалось, профессор А.Ф. Лосев играл особую роль в судьбе многих исследователей Кыргызстана, в том числе автора данных строк. Если на судьбу Г.С. Зенкова оказывал влияние профессор А.Ф. Лосев, то я ощущал его влияние через его ученика В.А. Малинина.

В 1972 году, поступив в ИПК при МГУ начал работать над докторской диссертацией. Именно в годы учебы в ИПК при МГУ всей семьей — с женой Майрам, сыном Бакытом и дочкой Айгулей — были в Москве. Второй раз попал в ИПК при МГУ им. М.В. Ломоносова лишь в 1979 году, благодаря Т.П. Чубуковой, тогдашнего ответработника Министерства образования Республики, за что всегда говорил спасибо и сегодня приношу свою сердечную благодарность. В Москву поехал, завершив второй авторский вариант докторской диссертации, посвященной истории национальной философии, которая была написана на кафедре философии и научного коммунизма Киргизского сельхозинститута им. К.И. Скрябина.
[17]

Никогда не забуду теоретического семинара профессора В.А. Малинина, работавшего заведующим кафедрой философии ИПК при МГУ им. М.В. Ломоносова. Именно указанной кафедрой была утверждена тема и план-проспект моей докторской диссертации, в обсуждении которой участвовали видные философы не только МГУ, но и всего Советского Союза профессора Г.З. Апресян, С.А. Петрушевский, В.С. Барулин, С.Т. Мелюхин, П.А. Рачков и другие. До сих пор храню выписку из протокола №9 заседания кафедры философии ИПК при МГУ от 10 января 1979 года как талисман, поскольку все мои позднейшие скромные достижения связаны именно с кафедрой философии ИПК при МГУ имени М.В. Ломоносова и его заведующим профессором В.А. Малининым. Отдельные разделы, главы, параграфы были опубликованы в пятитомной истории философии в СССР, главным редактором и соавтором который был известный философ, заведовавший сектором истории философии народов СССР в ИФ РАН СССР, В.Е. Евграфов.

Благодаря поддержке профессоров В.А. Малинина, В.Е. Евграфова, Б.В. Богданова, директора ИФ РАН, выпускника МГУ, специалиста в области истории философии В.С. Степина стал тем, кем являюсь сегодня. Я благодарен российским ученым-философам и, естественно, ученым-философам МГУ имени М.В. Ломоносова. Хотелось бы сказать сердечное спасибо П.В. Алексееву, выпускнику МГУ, «Заслуженному профессору Московского университета», включившего меня в Энциклопедический словарь «Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды», посвященный философам России всех поколений и изданный в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Говоря об объединении философов, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основой, причем прочной, естественно является научно-исследовательская работа, а именно изучение конкретной научной проблематики. Чтобы это объединение, ставшее уже традицией, непрерывно продолжалось, необходимо сосредоточить усилия философов, историков, филологов на актуальных проблемах, имеющих общее значение. Например, проблема реабилитации репрессированных ученых в 30-е годы ХХ столетия. В плане сказанного исключительное значение имеет продолжение исследований, начатых Р.И. Хелимской «Тайна Чон-Таша», С.В. Плоских «Две страницы репрессированной [18] культуры Кыргызстана. Историко-социолингвистическое наследие Е.Д. Поливанова и К. Тыныстанова» и др. Здесь хотелось бы сказать также о судьбе Юсупа Абдрахманова, одного из выдающихся государственных деятелей Кыргызстана, имевшего дружеские связи с выдающимися интеллектуалами России. Ю. Абдрахманов входил в круг друзей В. Маяковского, О. Брика, Л. Брик, А Луначарского, Л. Арагона, С. Эйзенштейна и др.

Недавно получил прекрасное письмо от А.В. Валюженича, известного литературоведа из г. Астаны, автора ряда работ об О.М. Брике 3. Приношу искреннюю благодарность Анатолию Васильевичу за его письмо и за великий труд по изучению творческого наследия наших интеллектуалов. Полагаю, что такие письма являются конкретными, прекрасными примерами творческого объединения между учеными-гуманитариями, в том числе философами разных стран, а именно России, Казахстана и Кыргызстана.

В завершение хотелось бы сказать, что мысли Я.Н. Засурского, декана журфака МГУ им. М.В. Ломоносова, о том, что «Журналистика — открытая профессия» 4, применима и к профессии философа. Перефразируя слова Я.Н. Засурского, можно было бы сказать, что философом может стать любой человек, который способен к этому.

С Днем философии ЮНЕСКО!

Примечания
  • [1] Иванова И.И., Тутлис В.П. Изучение русской религиозной философии в Кыргызско-Российском Славянском университете // Философия преподавания философии: Материалы и тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. — Калуга, 2000.
  • [2] Зенков Г.С. Принципы организации словообразовательных элементов в системе и возможности ее описания. — Бишкек, 2004. — 346с.
  • [3] В частности, Валюженич А.В. О.М. Брик: материалы к биографии. — Акмола, 1993; Валюженич А.В. «Черная кошка в темной комнате. Снова — о Лиле Брик и кое о чем еще // Независимая газета. 27 мая 2004 г.
  • [4] Засурский Я.Н. Журналистика — открытая профессия // Российская газета. 29 октября 2004 г.

Добавить комментарий