Адвайта-веданта и Шри Рамана Махарши: новации в практике

[42]

В традиционной адвайта-веданте, разработанной Шри Шанкарачарьей, чаще всего выделяют две духовные практики, ведущие адепта к постижению Атмана, самадхи. Одна из них — медитация в виде размышления над махавакьей (изречением) «Я есть Брахман», Ахам Брахмасми. Другая — практика «нэти-нэти», отвержение того, что не является Атманом, истинным Я, т.е. всех «не-Я».

Рамана Махарши, южноиндийский философ и духовный учитель, живший в первой половине XX в., по теоретическим вопросам, касавшихся взглядов на Атман, Брахман, мир, дживу и др., обычно придерживался позиции адвайты. Однако в подходе к практике он был другого мнения. Рамана Махарши защищал свой новаторский метод само-исследования, вича?ру, заключающийся в вопрошании «Кто я?», критически относясь к традиционным методам практики адвайты.

В размышлении над махавакьей«Я есть Брахман» практик мысленно повторяет это утверждение, пытаясь пережить его смысл. Однако, по Шри Рамане, здесь есть мысль — высказывание «Я — Брахман», и тот, кто думает, кому эта мысль принадлежит. Думать же может только ум, интеллект, индивидуальное, эмпирическое «я», тогда как цель всей практики — превзойти эмпирическое «я», обнаружить, что такое «я» нереально, а реален только Атман, истинное Я. Интеллект, занятый мысленным повторением, живет этим, поддерживается, вместо того, чтобы исчезнуть, уступив место безмысленному переживанию Атмана. «Медитация возможна лишь если сохраняется эго [индивидуальное «я» — прим. авт.], ибо тогда есть оно и объект для медитации. Это, следовательно, косвенный метод, потому что существует один только Атман» 1.

Также обстоит дело и с практикой отрицания «не-Я», нэти-нэти. Для того чтобы отрицать, необходим делатель, сам отрицающий. Это значит, что ложная индивидуальность сохраняется, и практик опять остается в пределах ума.

Шри Рамана Махарши считает, что ошибка здесь состоит в убеждении, что ум может своими собственными усилиями познать Атман, в то время как в действительности сам ум творит неведение, закрывающее знание Атмана. Атман всегда существует, и знаем [43] каждым, надо лишь отбросить неведение, т.е. ум. Шри Рамана говорит, что для этого нужно найти корень ума, его источник. Субъект — Атман, истинное Я — отождествляет себя с объектом, телом. Возникает чувство индивидуальности, мысль «я есть тело». После этого уже индивидуальность думает: «я делаю», «я хочу», «это — моё» и т. д. Следовательно, мысль «я есть тело» — первичная, она является корнем всех остальных мыслей, источником ума. Если при наличии такой мысли спросить себя: «Кто я?», внимание перемещается на это «я», отождествляющееся с телом. При концентрации на «я», удержании внимания на «я есть» связь его с телом пропадает, и таким образом остается чистый субъект, Атман, Я без отождествления с объектом. Такая практика внимания к субъективному чувству «я» и есть само-исследование, вичара.

Таким образом, Шри Рамана Махарши показывает, что в вичаре ум, исследуя собственную основу, направляется непосредственно на Атман, тогда как в традиционных практиках адвайты ум имеет дело с объектом — мыслью и, таким образом, живет и сохраняется.

Примечания
  • [1] «Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы Махарши», СПб., 1994 г. Стр.168.

Добавить комментарий