«Генеалогия» музыкального инструмента (метод вычитания признаков)

Метод вычитания признаков

В принятом понимании каждый музыкальный инструмент является продуктом эволюции. То есть, предполагается, что развивались люди и, параллельно им, развивались музыкальные инструменты, приспосабливаясь к новым условиям. Hекоторые, неприспособившиеся виды вымирали. Hекоторые сохранились, как и реликтовые пресмыкающиеся, в отдаленных экзотических странах, всилу климатических условий оказавшихся в стороне от прогресса. Так что же на самом деле позволяет рассуждать подобным образом? Вероятно, абсолютно некорректное калькирование биологической истории (которая так же является лишь гипотезой) на историю материальной культуры вцелом и историю музыкальных инструментов в частности. Исходя из тезиса К.Леви-Стросса о неспособности топора родить топор рассуждения о материальной культуре в терминах «происхождения от…», «генеалогии», «эволюции», «развития» не представляются возможными. Следовательно, то, что мы имеем в качестве истории музыкального инструмента является продуктом некоего процесса создания антиэволюции для эмпирического определения отправной точки эволюции методом произвольного вычитания признаков; при этом используются признаки, являющиеся существенными в современной европейской городской культуре (рассуждения о важности или даже существовании подобных признаков музыкального инструмента в других культурах обычно отсутствуют).

Вычитание, чаще всего, осуществляется параллельно по трех основным направлениям (на примере кантеле):

  1. Вычитание «музыкальных признаков», то есть: минус виртуозные исполнители, минус классическая музыка, минус широкий диапазон, минус профессиональное исполнительство, минус унифицированный строй, минус ансамбль, минус хроматический строй, минус «семь нот», минус «пять нот», минус мелодия, минус бурдон, минус инструмент.
  2. Вычитание «технологических признаков», то есть: минус виртуозный инструмент, минус серийный инструмент, минус «точные расчеты», минус унификация, минус полировка, минус лак, минус станки, минус специальное оборудование, минус музыкальные мастера, минус специальные материалы, минус инструмент.
  3. Вычитание «морфологических признаков», то есть: минус сборная конструкция, минус большие габариты, минус механические колки, минус металлические колки, минус большое количество струн (все меньше и меньше), минус «изящество формы», минус дека, минус любой элемент конструкции и все остальные по очереди, минус инструмент.

Обратный ход, то есть прибавление признаков к любому «простому» предмету (камень, палка, веревка, травинка), как бы подтверждает вычитание тем, что конечный результат прибавления очевиден. Таким образом «бесспорно» доказывается происхождение арфы от охотничьего лука. Поиск же «недостающего звена» в цепи «эволюции музыкального инструмента» зачастую увенчивается успехом, даже в том случае, когда датировка инструмента не позволяет считать его этим самым «недостающим звеном». В подобных случаях инструмент считают «реликтом» или списывают возникновение инструмента на «генетическую память» его создателя.

Добавить комментарий