История как доминирующая здесь и сейчас основная объяснительная модель, оперирующая аппаратом и терминологией палеонтологии и геологии — наук невероятно далеких от какой-либо культуры, за исключением официальной европейской культуры естественнонаучного знания, уже нисколько не соответствует требованиям, предъявляемым к гуманитарным наукам и, в частности, к инструментоведению.
Субъективный опыт каждого человека можно и должно рассматривать лишь как продукт воспитания, но ни в коем случае не как результат истории или «наследственности», так как рассуждения подобными категориями делают представления об опыте представлениями о неком статичном объекте и не оставляют места даже для предположений о возможности трансформации этого опыта, тогда как опыт изменяется непрерывно с переменной интенсивностью. Представляемая экспериментальная работа теоретически базируется именно на возможности трансформации опыта в изготовлении музыкальных инструментов, то есть замене одних «правил игры» другими.
Копирование музыкальных инструментов предполагает точное воспроизведение внешней формы, конструкции и, как следствие — звучания. Очень важно, что для копирования не приходится изменять опыт, напротив — он то и служит теоретической базой этого явления. В отношении к копированию четко прослеживается только один «плюс» — в случае копирования музейных музыкальных инструментов. Hа музейных инструментах играть нельзя, в силу специфических требований к сохранности, так же как нельзя их настраивать и извлекать из них какие бы то ни было звуки, но, если желание непреодолимо, можно построить копию и извлечь из нее «точно такое же» звучание.
Музыкальный инструмент — «образец для копирования» (музейные коллекции, археология, изобразительный материал, письменные источники etc.) Результат «копирования» — не часть «чего-то», но целый предмет + функция.
«Правила игры»:
- Hикаких специальных навыков (умений)
- Hикаких специальных инструментов
- Hикаких специальных материалов (другая специализация)
- «Договор» с материалом вместо «насилия»
- Обязательная координация с понятиями данной культуры:
- Словарь
- Коннотации
- Антиподы
- Конфигурация количественных и качественных взаимоотношений различных понятий, субстанций и процессов
- Словарь
- Воспроизведение идеи в материале вместо копирования внешней формы
- Звучание не программируется заранее
- «У каждого — свой голос» (несколько «ярусов» тембра)
- Прием один → музыка — разная (прием игры и артикуляция вместо точной мелодии и нотных записей)
- Два одинаковых ни за что не получатся!
Соблюдение «правил игры» как необходимое и достаточное условие создания музыкального инструмента было проверено экспериментально, и не только подтвердило, но и дополнило теорию.
Добавить комментарий