Орден «Арья Майтрея Мандала»: Восток на Западе

Материал был первоначально опубликован в сборнике материалов II конференции «Путь Востока»
Пагинация указана по печатному варианту.
[55]

14 октября 1933 г. в Северной Индии (Дарджилинг) Лама Анагарика Говинда (1898-1985) и его «гуру» Томо Геше Ринпоче (1864-1936) основали новый буддийский орден «Арья Майтрея Мандала» (АММ). По этому поводу была получена поздравительная телеграмма от Рабиндраната Тагора.

Несмотря на свое восточное происхождение, Орден АММ был «обречен» рано или поздно «переродиться» на Западе, ибо один из его создателей был родом из Европы, хотя и буддистом по вероисповеданию.

Лама Анагарика Говинда (Эрнст Лотар Хофман) родился в Саксонии, с юности увлекался философией, психологией, археологией, религоведением. Уже в 18 лет написал сравнительно-религоведческое исследование по сопоставлению ислама, христианства и буддизма и, как следствие этого, стал убежденным буддистом (а вышеуказанная работа получила название «Основные идеи буддизма и его отношение к идее бога»). Причем, к увлечению буддизмом будущий Лама, как и большинство его соотечественников и современников (например, П. Дальке, Г. Гримм, Г. Гессе и мн. др.), пришел через знакомство с философией Шопенгауэра. Позже он писал в своей автобиографии: «… благодаря ему (Шопенгауэру — Н. П.), я начал изучать христианскую мистику, Упанишады и буддизм» (1, с. 109).

Самостоятельные медитации по «Сатипатхана-сутте» и изучение пали Говинда начал на Капри (где он жил в нач. 20-х гг.), а затем продолжил, в университете Неаполя.

В поисках «чистой» традиции буддизма он в декабре 192Х г. от-
[56]
правляется на Цейлон, где становится «брахмачаръей» в общине немецких монахов, основанной Ньянатилокой Махатхерой (первым немцем-бхиккху) Здесь он получил свое новое имя «Говинда», а затем во время путешествия в Бирму, после принятия монашеских обетов в тхеравадинской сангхе, — имя «Анагарика» («Бездомный странник»).

Результатом интенсивного изучения пали стало признание Говинды знатоком палийской литературы и приглашение его на международную буддийскую конференцию в Дарджилинг, где произошла судьбоносная для него встреча с новым «гуру», перевернувшая его взгляд на дхарму и пути ее реализации: из убежденного последователя Тхеравады он преобразился в махаяниста, а именно, в последователя Ваджраяны. На эту перемену в жизни Говинды повлиял Томо Геше Ринпоче (Лама Геше Цгаванг Калцанг), который являлся настоятелем ваджраянских монастырей Днгкар, Йигах-Чолинг, Падма-Чолинг, Тхарпа-Чолинг, занимал четвертый по величине ранг после Далай Ламы принадлежал к тибетской буддийской школе Гелугпа, носил титул «Тулку» («перерожденца») и обладал огромной духовной мощью, полученнои после 12-летнего уединения в Гималаях. Томо Геше посвятил Говинду в мандалу Арьи Майтреи, образ которого ставил в центр религиозной жизни. Позже Говинда был ординирован в традиции тибетских школ Друпа-Кагью (гуру Аджо Репа Римпоче), после чего женился на знаменитой персидской художнице Аниле Ли Готами — Ньнгма-па и Шакья-па (гуру Лама Гьялбо Лото Ринпоче); китайский патриарх Ши Тай Сю обучил его учению Чань.

После цейлонской «книжности», толщи схоластических знаний , «этицизма» Хинаяны Говинда проникся магнетизмом тибетского ритуала с горловым пением лам и необыкновенной музыкой, ваджраянским акцентом на медитативную практику, «путем Сиддхов» с его самобытной духовной реальностью на фоне сказочных горных ландшафтов тантрическои глубокой связью между «гуру» (учителем) и «чела» (учеником) Как и Томо Геше, который был сторонником движения обновления в буддизме, Говинду «захватила идея нести учение Просветленных … всему миру, людям любой расы, касты, цвета кожи и вероисповеданий» (1, с. 23).

После 20-летнего существования Ордена АММ на Востоке Говинда в 1952 г. организовал его отделение в Санчи (Индия), одновременно оно же было провозглашено Дапой Кассапой (Ульрихом Рикером) в Берлине В 60-е — 80-е гг. Лама Говинда со своей женой, Ли Готами занимались активной популяризаторской деятельностью по всему
[57]
миру.

Итак, первым патриархом Ордена АММ считается Томо Геше Ринпоче — гуру Говинды, который оказал непосредственную поддержку в организации Ордена. Второй патриарх — Лама Анагарика Говинда, получивший с организацией нового буддийского ордена имя Ананга-ваджра Кхасум Вангук. Сейчас Орден АММ возглавляет третий патриарх — Адваяваджра (род. в 1919 г.) — в миру доктор медицинских наук Карл-Хайнц Готтман, получивший посвящение в 1937 г. от Тао Чуна (Мартина Штайнке, ординированного в 1933 г. в Китае), а в 196! г ставший персональным «чела» Ламы Говинды, с 1964 г. возглавивший как «упачарья» (руководитель Ордена в определенном регионе) западноевропейское отделение АММ и с 1982 г. перенявший от Говинды полномочия Мандалачарьи АММ (титул Главы Ордена).

По замыслу Говинды, Орден с самого начала не был связан с какой-либо определенной школой или направлением буддизма и стремился к охвату буддийской традиции в целом. Говиндой подчеркивалось неразрывное единство трех «Колесниц» («Ян») буддизма в учении Ордена.

Три основополагающих принципа «благородной восьмиступенной тропы» — «шила» (моральные предписания), «праджня» (мудрость) и «самадхи» (состояние просветления) — признавались в учении Ордена отличительными признаками трех «Колесниц» (соответственно Тхеравады (Хинаяны), Махаяны и Ваджраяны), каждая из которых содержала в себе все три принципа, но акцентировала свое внимание на одном из них, по-своему интерпретируя его. Продвижение от Хинаяны к Махаяне и Ваджраяне, которое Лама Говинда осуществил на примере собственной жизни, понималось как перемещение акцента с идеи индивидуального спасения из юдоли страданий на концепцию «преображенного мира» («сансара» тождественна «нирване») на основе «солидарности всех существ» (обет бодхисаттвы) и, наконец, на ваджраянские практические методы преображения, охватывающие «все психические факторы человека и, прежде всего, неограниченные возможности глубинного сознания» (2, с. 4-5).

В этой трактовке единства «Колесниц» в высшей степени проявляется та веротерпимость, которая характерна для буддизма вообще, что не раз подчеркивали Томо Геше Ринпоче («Неважно, к какой школе принадлежать, по-настоящему имеет значение только одно — практика медитации» (1, с. 366)), Лама Говинда («Настоящее посвящение Гуру стоит вне разделений на секты и вероисповедания» (1, с. 233)) и мн. др.

[58]

В целом, Хинаяна (Тхеравада), Махаяна и Ваджраяна рассматриваются в учении Ордена как «три измерения духа», из которых «каждое последующее не отменяет предыдущее», включая в себя его качества (2, с. 5). Исходя из этого, Ваджраяна, венчающая историческое развитие буддизма, представляет собой «интеграцию» всех предшествующих направлений, объединяя «потоки трех великих «Ян» буддизма» и придавая им новый динамический импульс (Говинда цит. по: 3, с. 153-154).

Само название Ордена предполагает особое понимание учения, центральное место в котором занимает Арья Майтрея (Будда грядущий и ныне действующий Бодхисаттва), «Благородный бодхисаттва Майтрея», который представляется не только образцом для подражания, символическим выражением «планетарного единства», но и наглядным воплощением сущностного, «эссенциального учения всех исторических традиций буддийской дхармы» (3, с. 153), ибо его образ почитается во всех «Колесницах».

Исходя из своей интерпретации дхармы, Говинда представлял себе историю буддизма как динамический процесс, определяемый спецификой времени и пространства: «Применительно к развитию Буддизма это означает, что каждая эпоха и каждая страна должны найти собственную форму выражения и собственные методы проповеди для того, чтобы сохранить живой идею буддизма» (4, с. 220), ибо согласно «закону духовного роста», истину нельзя «перенять», ее нужно «пережить», то есть, «чтобы сохранить ее духовную питательность, следует все время менять формы ее выражения» (4, с. 221). По мысли Адваяваджры, понятия «мумифицируют» живую действительность (5, с. 39).

Таким образом, по мнению Говинды, на Западе у буддизма появляется шанс «нового начала», не случайно одна из последних работ Говинды называлась «Живой буддизм на Западе». По мысли Ламы Говинды, этому должна способствовать перспектива общего развития буддизма в разнообразии всех его направлений, из которой может выкристаллизироваться нечто «эссенциальное» (на чем фокусирует свое учение Орден АММ). Говинда писал по этому поводу в одной из своих работ: «Мы должны на Западе изучать их все (региональные формы буддизма — Н. П.), не копируя их, пока мы, не изменяя сущностного содержания учения, не найдем ему соответствующее выражение. .. мы … должны на Западе, если он (буддизм — Н. П.) здесь привьется, внести наш вклад в его дальнейшее развитие и пронизать его свежими жиз-
[59]
пенными соками» (6, с. 153). В этом западным приверженцам буддизма и призван помочь Орден АММ, недаром в числе его основных задач (наряду с практическим перемещением буддийского учения в собственную жизнь и с осуществлением обета бодхисаттвы) обозначено стремление к совершенствованию методов религиозного упражнения (садханы) Ваджраяны соответственно возможностям западного человека.

Орден называет себя «Братством сердца и духа», «Сангхой Ваджраяны» (совместившей в себе мудрость всех «Колесниц»), а значит, «основывается на духовной иерархии, которая устанавливается посредством посвящений и передачи полномочий (абхишека) (через институт «гуру-чела» — Н. П.)» (3, с. 150) Методы реализации (садхана) передаются от учителя к ученику посредством посвящения, центральное место к котором занимает обет бодхисаттвы. «Формально прием в Орден проходит через богослужебную церемонию, во время которой предоставляется санскритское имя и красная одежда» (3, с. 156).

Предпосылкой к кандидатству является одногодичное членство в «Обществе друзей Ордена АММ». Кандидат в члены Ордена проходит длительное подготовительное обучение (3-7 лет), во время которого приобретается знание об основных «Янах» буддизма и изучаются меди тативные упражнения, наконец, на последнем этапе кандидат получает представление об основных психотехниках Ваджраяны. Во время под готовительного периода гуру определяет «готовность» челы к посвящению. Длительность обучения предназначена для формирования иерархии подготовленных учителей.

Важным аспектом учения Ордена является то, что его члены про должают жить в миру и исполнять свои мирские обязанности (семейные, профессиональные): так, например, нынешний патриарх Ордена АММ Адваяваджра работает врачом. Говинда показал на собственном опыте, что обет бодхисаттвы может быть достойно осуществлен не только и не столько в монашеской жизни, сколько в мирской, что должно было стать еще одним аспектом учения Ордена, близким ментальности западного человека.

Практика Ордена, в русле учения Ваджраяны направлена на использование всех психических возможностей человека в достижении Просветления. В медитации основное место занимает психотехника нпутреннего развертывания мандалы (визуализация), результатом которой является то, что практикующий становится воплощением (вместилищем) качеств, заключенных в мантрической формуле или
[60]
мандале. Далее, следуя обету бодхисаттвы, он должен нести свое знание людям, которые нуждаются в нем.

Благодаря практике внутреннего развертывания мандалы (психотехнике визуализации) осуществляется «прорыв в трансценденцию», когда открывается доступ к «универсальному глубинному сознанию» («фундаментальному сознанию», «сверхсознанию»), — в своей терминологии Говинда опирается на работы К. Юнга, Р. Ассаджиоли и др. — как называет Говинда буддийскую «алая-виджняну» («сознание-хранилище»), «в котором находятся исконные формы, архетипы, ядра или зародыши (биджа) всех вещей» (4, с. 265). В «глубинном сознании» индивидуальное бытие человека (Dasein) «находит свое универсальное осуществление» (Говинда цит. по: 3, с. 155), то есть в нем проявляется связь каждого индивидуума с прошлым, настоящим и будущим.

Кроме обучения знанию (праджня) и практике медитации (бхавана, дхьяна, смрити), Орден проводит богослужебные ритуалы (пуджа), которые также должны способствовать самоуглублению, пробуждению «глубинного сознания». Обряд «пуджи» имеет индуистское происхождение, она является основной формой почитания богов в индуизме (См.: 7, с. 339) — и в практике Ордена приобретает значение «драматизированной медитации». По мнению Говинды, пуджа представляет собой выражение почитания, благодарности и доверия по отношению к «великим приготовителям духа», самоотвержения и открывает «высшие силы», скрытые внутри нас (цит. по: 3, с. 152). В синкретичном ритуале орденской пуджи сочетаются палийские рецитации, махаянская и тибетская символика.

С 50-х годов произошла переориентация деятельности Ордена на Запад. Орденские филиалы, отделения, группы рассеяны по всему миру. Братства Ордена (или отдельно проживающие его члены) находятся в Америке, Южной Африке, в Тихоокеанском регионе, Европе (ФРГ, Англии, Австрии, Нидерландах, Венгрии). В России этот буддийский орден не представлен. По всему миру (по данным на начало 90-х годов) насчитывается около 400-500 членов Ордена (не считая интересующихся).

В качестве популяризации учения Орден проводит еженедельные семинары, медитативные упражнения, его членами делаются многочисленные доклады.

Таким образом, буддийский Орден АММ, появившийся в 1933 г. в Северной Индии и объединивший в себе «потоки» трех «Ян» буддизма, с 50-х гг. пережил свое новое рождение на Западе и, по мысли

[61]
своего знаменитого основателя, буддийского подвижника и немца по происхождению, Ламы Анагарики Говинды, был призван содействовать «западному» буддизму в обретении собственного лица, как необходимого условия жизнеспособности учения Будды.

Библиография


  1. Анагарика Говинда. Путь белых облаков. Буддист на Тибете М, 1997.
  2. Ursprung und Ziele des Ordens Arya Maitreya Mandala. — Kasar — Devi — Publikation, 1966.
  3. Baumann M. Deutsche Buddhisten: Geschichte und Gemein-schaften. — Marburg: Diagonal — Verl., 1995.
  4. Лама Анагарика Говинда Основы тибетского мистицизма. // Лама А. Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. — СПб, 1993, с. 194-463.
  5. Wegzeichen: Gesprache uber buddhistische Praxis. — Hgb. von D. Kantowsky, 1994.

  6. Lama A. Govinda Abendlandischer Buddhismus zwischen Tradition und Zukunftsbezogenheit. // Der Weg der weissen Wolkeri.- Hgb. von D. Kantowsky, Konstanz, 1996, s. 153-159.

  7. В. Эрман. Пуджа. // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М, 1996, с. 339.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий