А.И. Введенский и московская школа академической философии

[218]

Алексей Иванович Введенский (1861-1913) принадлежит к московской школе академической философии, у истоков которой стоял Ф.А. Голубинский, и идеи которого получили затем творческое развитие в философской системе его преемника В.Д. Кудрявцева-Платонова.

Введенский разделяет теоретическое кредо этой школы, что философия в решении вопросов живого христианского мировоззрения должна разъяснять их по законам разума, на основе его добровольного и свободного подчинения вере, между которой и современным научно-философским мышлением для него нет никаких принципиальных противоречий.

Он сочувственно относится к философии В.Д. Кудрявцева-Платонова, которую, по его оценке, всякий признает соответствую[219]щей как началам Откровения, так и требованиям человеческого разума. Соответственно возможность создания самобытной русской философии А.И. Введенский видит на путях мелиоризма, трансцендентального монизма и соборности сознания.

В то же время, обращая внимание с позиций историзма на то, что человеческая мысль в своем движении к истине никогда не останавливается, всегда ищет и будет искать новых дорог, Введенский стремится в своей системе теистического миропонимания к синтезу Св. Писания и Предания с новейшими в то время направлениями западноевропейской философии, а именно с философией жизни. Более того, выступая за создание и в православии догматики нового типа, догматики философской, он считает, что именно «философии воли» православное богословие «вполне спокойно могло бы подать дружескую руку или, точнее, … могло бы принять дружескую руку помощи» 1.

Считая разум способным лишь привести к истине, но не дать ее человеку, А.И. Введенский главным предметом своего внимания делает проблемы философии религии. В ней Введенский обосновывает веру как познание и свободно-сознательное признание Бога со стороны человека, имеющих своим основанием естественное Божественное самооткровение, в понятие которого он включает как онтологическое отношение Бога к миру, так и акт предваряющей благодати. В понимании сущности язычества и построении философской истории естественных религий взгляды А.И. Введенского имеют прамонотеистический характер.

Введенский, по оценке современников «философ-христианин», оставил после себя очень большое и значительное литературное наследие. Среди важнейших его трудов можно назвать следующие сочинения: «Вера в Бога, ее происхождение и основание. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии» (М., 1891), «Очерк современной французской философии» (Харьков, 1894), «Закон причинности и реальность внешнего мира» (Харьков, 1901), «Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Т.1» (М., 1902). Наиболее полную (хотя и не исчерпывающую) библиографию работ А.И. Введенского можно найти в книге «Двадцатипяти[220]летний юбилей профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Введенского» (Сергиев посад, 1912).

Что касается литературы о Введенском, то ее список почти полностью исчерпывается следующими работами: книга «Двадцатипятилетний юбилей профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Введенского» (Сергиев посад, 1912), статья С.С. Глаголева «Профессор А.И. Введенский. Некролог» в журнале «Богословский вестник» (1913. № 2), статья И. Соловьева «Памяти бывшего редактора «Душеполезного чтения», заслуженного профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Введенского» в журнале «Душеполезное чтение» (1913. № 3), статья С.С. Глаголева «Профессор Алексей Иванович Введенский» в книге «Памяти почивших наставников. Издание Императорской Московской духовной академии ко дню ее столетнего юбилея» (Сергиев посад, 1915), статья-брошюра Виноградова Н.И. «Критическое обозрение статей профессора Московской духовной академии А.И. Введенского» (М., 1891).

Примечания
  • [1] Богословский вестник. 1904. № 6. С.194.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий