Философия и литература на пороге третьего тысячелетия

Тезисы выступления

[31]

Синкретизм философии и литературно-художественного стиля — давняя традиция, восходящая к творчеству Платона и Аристотеля. Искусство, как и философия, являет собой форму понимания, а потому со времен античности на протяжении всей истории философия не оставалась равнодушной к художественно-поэтическому воплощению своих идеалов. В ХХ веке в отдельных течениях и школах мысли происходит слияние философии и литературы в одно неразрывное целое. Поэтому эта проблема вновь актуализируется. Такое соединение наиболее полно оказалось представлено в постмодернизме. Х.Г. Гадамер, рассматривая современность, писал: «Искусство — это подлинный органон философии».

Современная философия, ознаменовавшая себя наличием множества интерпретаций, смыслов, различных ценностных установок, отражает многогранность восприятия современной действительности. Она уже не может вписываться в строгий по форме, стремящийся к предельной рациональности, чистый философский дискурс. Лишь художественный метод в силу своей изначальной толерантности, множественности позволяет не просто механически сочетать [32] в себе противоречивое, но организует его в подлинно всеохватывающее единство, цель которого — вмещать и гармонизировать несовместимое. Плюралистичность мышления постмодерна находит свое выражение в разнообразии стилистики литературной формы. Многоплановость языка позволяет создавать нечто принципиально новое, значительно расширяя смысловое поле самой философии.

Постмодернизм призван создать новую подлинную реальность, давно утраченную и забытую, — это реальность объективного взгляда, лишенная индивидуальности автора. Именно благодаря этому философия приближается к сущности, извечным истинам бытия.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий