Культ Четырёх Будд во Вьетнаме

[65]

В данной статье рассмотрен любопытный пример смешения древнего аграрного культа вьетнамцев с буддийскими представлениями, которые начали проникать во Вьетнам уже в I в. н. э. и которые представлены в этой стране как Махаянской так и Тхеравадинской традициями.

Происхождение культа Четырех Будд (Tu Phap) связано с именем вьетнамской Буддийской Матери Ман Ныонг (Phat Mau Man Nuong). Временем возникновения культа, видимо, можно считать II в. н. э. — период распространения буддизма в древнем Вьетнаме, а местом — современную провинцию Бак Нинь, где находился буддийский центр Луи Лау. Особенное распространение культ получил в районе Бак Бо (Северный Вьетнам), точнее — вокруг Ханоя, и в северной части провинции Хай Хынг.

Легенда рассказывает, что девушка по имени Ман Ныонг, жившая на послушании в буддийской пагоде Фук Тханг в X веке, чудесным образом зачала от наставника пагоды и родила дочку. Наставник Зя Ла со словами: «Посылаю этого ребенка Будде, пусть Он хранит его и посвятит в буддийское учение» — положил девочку в дупло дерева, где она оставалась долгое время. Потом вручил Ман Ныонг волшебный посох, способный добывать воду в любую засуху, и покинул пагоду. С помощью этого посоха девушка всю жизнь добывала для людей воду. Из дерева, в котором наставник оставил девочку, крестьяне сделали 4 статуи Будды. Наставник Зя Ла дал четырем статуям названия Будда Облаков, Будда Дождя, Будда Грома и Будда молнии. По разным нуждам приходили крестьяне молиться этим [66] Буддам, и они всегда помогали. Жители деревни стали называть Ман Ныонг Матерью Будды.

Приведенная легенда содержит как буддийские элементы, так и следы народных верований. Пагода, о которой говорится в легенде — это знаменитая первая во Вьетнаме (в то время Зяо Тяу, кит. Цзяо Чжоу) буддийская пагода в местности Луи Лау, через которую, судя по историческим хроникам, буддизм проник в Китай. В монастыре при этой пагоде жили первые индийские проповедники буддизма во Вьетнаме, одним из них был наставник Зя Ла.

Легенда демонстрирует непосредственную преемственность буддийской традиции во Вьетнаме из Индии, при этом решающее влияние на полу-мифическое предание оказал, по-видимому, вьетнамский культ Матерей. Происходит чудесное непорочное зачатие вьетнамской девушки от индийского монаха, и девушка становится Буддийской Матерью, а манифестации ее дочери — буддами природных стихий. Таким образом, народная религия принимает на свою почву новое сильное «божество» — Будду, принимая вместе с тем некоторые внешние элементы оформления статуй и пагод. Храмы Четырех Будд хотя и называются пагодами (chua), однако оформлены иначе, чем настоящие буддийские пагоды. Центральный алтарь в них занимают не статуи Будды, бодхисаттв или архатов, а статуя одной из Будд — Облаков, Дождя, Грома или Молнии.

Интересно отметить, что четыре манифестации дочери Ман Ныонг — Будда Облаков (Phat May), Будда Дождя (Phat Mu’a), Будда Грома (Phat Sam) и Будда Молнии (Phat Cho’p) — все имеют женский облик и именуются сестрами по старшинству соответственно указанному порядку. Они являются манифестациями дочери Ман Ныонг. Олицетворяя соответствующие стихии, они составляют основной пантеон культа Четырех Будд. Хотя сестры и составляют пантеон одного культа, но каждой из них посвящена отдельная пагода. Так, Будде Облаков поклоняются в пагоде Зау (в настоящее время — пагода Тхиен Динь), Будде Дождя — в пагоде Тхань Дао, Будде Грома — в пагоде Фи Тхыонг, Будде Молнии — в пагоде Чи куа (в деревне Зан). Пагоды эти находятся поблизости друг от друга, объединяя в группу ряд деревень одного уезда. Существует предположение, что культовые постройки (ныне называемые пагодами), посвященные Четырем Буддам, когда-то служили для отправления ритуалов местных божеств, статуи которых сохранились в пагодах до наших дней.

Ритуалы культа Четырех Будд носят характер типичных аграрных праздников, в которых участвуют жители деревень, составляющих упомянутую группу (то есть деревень, где находятся пагоды божеств) — это церемония «овладения водой», моление о призывании и о прекращении дождя, и т.п. Это как правило — шествия со статуями Четырех Будд, которые выносятся каждая из своей пагоды; такие шествия могут проводиться как с целью вызвать дождь в засушливые периоды, так и [67] с молитвой о его прекращении, когда ливневые дожди становятся причиной половодий и наводнений. Семантика этих божеств связана с атмосферными явлениями — облаками, громом и молнией, которые обычно сопутствуют (или предшествуют) дождю. Таким образом, молитва обращена не только к божеству дождя, но усиливается магическим воздействием на релевантные символы.

Помимо воздействия на атмосферный цикл, эти праздники служат укреплению социальных связей между деревнями, объединенными в группу. Такие ритуалы называются ket cha («братание» деревень) или giao hieu (установление дружбы). Статуи проносятся по всем деревням; процессия сопровождается церемониями, народными играми и состязаниями. Это создает у жителей участвующих деревень чувство взаимозависимости в реализации сельскохозяйственного цикла, поскольку для успешного воздействия на стихии следует вовлечь в церемонию все четыре божества культа, а они рассредоточены в пагодах разных деревень.

Легенда о Ман Ныонг и сам культ Четырех Будд указывают на сильное влияние местных верований, которому подвергся буддизм во Вьетнаме. Жители продолжали поклоняться издревле существовавшим здесь божествам, а из буддизма заимствовали элементы внешнего оформления культовых сооружений. Видимо, прообразом Ман Ныонг выступает древнее женское божество вьетов Мать Воды. В легенде постоянно артикулируется связь Ман Ныонг с водной стихией. Буддийский наставник Зя Ла оставляет ей чудесный посох, дающий власть над водой. Одна лишь Ман Ныонг оказывается способной разрешить конфликтную ситуацию и наладить связь по линии вода/земля, чтобы извлечь чудесное дерево на берег. Своеобразное омовение проходит и окаменевшая дочь Ман Ныонг, носитель сакральных свойств Четырех Будд, когда плотники бросают ее в воду. Это омовение воспроизводится на ежегодном празднике. Культ Четырех Будд также имеет водный характер, поскольку Облака, Гром и Молния рассматриваются как необходимые сопутствующие условия для выпадения дождя. Так или иначе, именно вода (в виде дождя) является центральным объектом, на который направлены церемонии этого культа.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий