Темпоральные особенности развития правосознания и правовая культура личности

[226]

Правосознание личности — одна из важнейших составляющих ее мировоззрения, отражающая отношение человека к области права, а значит, во многом и характеризующая его правовую культуру. Правосознание — это определяющий компонент правовой культуры, совокупность убеждений, представлений по поводу явлений из мира права, определяющая практическое поведение человека как гражданина, члена общества. Поэтому для России, ориентирующейся на построение правового государства, проблема развития правосознания достаточно актуальна.

Русская философия постоянно фиксировала низкий уровень развития правосознания русского народа, отсутствие зачастую даже элементарной правовой культуры. Русское правосознание, как отмечают исследователи, характеризуется правовым нигилизмом, полным непониманием сущности права, область права не признается в качестве самостоятельной и самоценной. Однако причины такого положения вещей остаются в русской философии до конца невыясненными, остается открытым вопрос о необходимости и реальности построения в России правового государства и развития правосознания и правовой культуры личности и общества. На наш взгляд, несколько прояснить ситуацию может темпоральный подход к анализу развития правосознания личности, помогающий найти ценностные основания появления правового нигилизма в русском правосознании и наметить основные направления работы по развитию правосознания личности.

Время — это фактор, определяющий ценностные приоритеты личного и общественного развития Личностное время — это пространство саморазвития личности, условие ее автономности, оно неразрывно связано с временем социальным как качественно насыщенной формой социальных изменений, характеризующей закономерности социального развития. Правосознание личности и общества в целом развивается лишь во взаимодействии социального и личностного времени. Необходимость развития правосознания личности и ее правовой культуры предполагает осмысление времени – сциально-исторического и личностного — и формирование его новых моделей, новых форм его оценки и переживания, направленных на утверждение в мировоззрении личности ценностных приоритетов свободы, равенства и справедливости в их неразрывном единстве, без которых немыслимо развитое правосознание.

Практически все исследователи русской культуры сходятся в том, что в ней, в отличие от западноевропейской, ценность времени практически не осознается. Социальное время здесь разорвано, прощлое, настоящее и будущее лишены их диалектической взаимосвязи, нарушена диалектика [227] прерывности и непрерывности времени: устремленность в будущее часто оборачивается отвержением прошлого и практически всегда — неприятием настоящего в качестве связующего звена между прошлым и будущим. Свобода индивида, активно созидающего настоящее во имя будущего, столь ценимая в западной культуре, у нас просто не воспринимается как ценность. Поэтому и сфера права, сущностно связанная с настоящим, не является значимой как наивысшее выражение справедливости при обеспечении реального равенства возможностей индивидов и как гарантия их свободы. Правовой нигилизм поэтому становится неотъемлемой чертой русской культуры.

Преобладающая в русской культуре модель социального времени приводит к существенной трансформации в системе ценностей общества и личности, затрудняя развитие правосознания и правовой культуры. Пути преодоления этой ситуации, возможно, заключаются в выработке иного отношения ко времени, в осознании его ценности прежде всего на личностном уровне. Развитое правосознание немыслимо без осознания главенствующей роли автономности личности, которая, в свою очередь, формируется в процессе личностного овладения временем с помощью установления сущностных связей между социальным и личностным временем.

Личностное время осознается и ощущается ценным только тогда, когда оно качественно наполнено, занято целеустремленной, социально значимой деятельностью. Настоящее при этом должно осознаваться в его тесной взаимосвязи с прошлым и будущим, оно должно быть ценным как точка прерывания движения времени, требующая личностных усилий через взаимопереходы освобождения и самопринуждения личности. Только в этом случае — при осознании необходимости жить насторящим, защищенным и упорядоченным сферой права, — человек осознает себя в нем в качестве самостоятельно действующей личности, автономного субъекта права.

Добавить комментарий