В конце ХIХ в. в России наблюдался процесс нарастания правовового нигилизма. А.И. Герцен писал еще в начале 50-х годов, что правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своеобразной школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила народ ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в народе всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был,- полагает А.И. Герцен, — обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно также поступает правительство.
Как известно, Л.Н. Толстой относился к праву отрицательно, отождествляя его с возведенной в закон волей тех, кто находится у власти.
По мнению славянофилов, право заменяло человеческую совесть полицейским надзором. Так, К. Аксаков считал, что русский народ не стремится к государственной власти, политическим правам, являясь народом «не-государственным».
Главным мотивом вышеприведенных выводов было убеждение в несовместимости права и нравственности.
Весьма распространенной была точка зрения, что правовой нигилизм в России усилился под влиянием глубокого кризиса «юридического мировоззрения» на Западе, где идеология естественного права в тот период была фактически мертвой, а «правовое мировоззрение» считалось устаревшим, не выдержавшим кризиса. Исключительная прогрессивность приписывалась социализму. Преждевременное увлечение последним оказалось впоследствии одной из значительных помех на пути развития правовой культуры в России.
Можно полагать, что в русском правовом нигилизме следует видеть двойственную историческую природу: исконно русскую и привнесенную в Россию с Запада.
Добавить комментарий