Реализация волеизъявления масс как фактор становления правового государства

[209]

Проблема становления правового государства в России состоит в том, что нашей стране в начале 90-х годов пришлось сделать большой шаг в этом направлении без достаточного исторического опыта. Не было, прежде всего, опыта эволюционного развития политических институтов общества и государства, постепенного складывания и укрепления правовой базы правового государства. Страна в течение многих лет была оторвана от цивилизационного процесса, происходящего в мире. Этим можно объяснить тот значительный интерес к теории правового государства, который наблюдается в российском обществе в настоящее время.

Современная концепция правового государства предполагает наличие у него таких признаков, как разделение властей «по горизонтали» — на законодательную, исполнительную, судебную и «по вертикали» — на центральную, региональную и промежуточную; верховенство закона во всех сферах общественной жизни; верховенство закона; эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности; четкое разделение функций и полномочий государственных и негосударственных институтов; взаимная, в том числе и судебная, ответственность органов государства и личности, равенство сторон перед законом; гарантированность прав и свобод граждан. В конституциях многих стран, ставших или продвигающихся в направлении правового государства, подчёркивается, что верховная власть принадлежит народу, и он выражает ее посредством открытых, демократических выборов. Это положение также закреплено и в конституции РФ.

В правовом государстве власть народа осуществляется непосредственно через институт выборов. Однако выборы, чтобы действительно отражать волю народа, должны отвечать ряду требований. «Всеобщая декларация прав человека», провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 октября 1948 г., провозглашает, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля находит свое выражение в периодических нефальсифицированных выборах, которые должны проводится при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

В этой связи представляется важным проследить, насколько велика роль права при регулировании выборов в органы государственной власти и насколько важно то, по какой системе проходят выборы в стране. Роль права в осуществлении волеизъявления народа огромна, в политике не может быть слишком много права. Политический процесс, особенно в условиях становления демократии, требует четкой законодательной базы. Право, которое призвано обеспечить реализацию таких принципов [210] как равенство, свобода, человеческое достоинство в публичных законах, делает политику более цивилизованной.

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране в 90-х годах способствовали коренным изменениям во взглядах на соотношение политики и права граждан на свободное волеизъявление. Существенные изменения претерпели и избирательные права граждан и в целом избирательный процесс. Так было отменено голосование за единственного согласованного кандидата по избирательному округу. Выборы при формировании как различных представительных органов государственной власти на разных уровнях, так и при формировании местных органов самоуправления стали альтернативными. Процесс выдвижения кандидатов стал строго регламентироваться законом. Был осуществлен переход к смешанной избирательной системе, при которой половина мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, а другая половина — по пропорциональной.

Практика функционирования парламентов в ряде стран свидетельствует, что использование в странах, где, как правило, партийная система еще находится на стадии становления, только мажоритарной системы способствует формированию слабо организованного законодательного органа, так как на выборах больше шансов имеет тот кандидат, который способен зажечь массы привлекательными популистскими лозунгами, но не всегда способен к систематической и рутинной законодательной работе. При использовании на выборах пропорциональной системы голосование проводится по многомандатным округам, в которых соперничают списки кандидатов, следовательно, избиратель вынужден выбирать уже между партиями, и голосовать за список, в котором ему известны в лучшем случае несколько лидеров. В то же время преимущественное использование в ходе выборов пропорциональной системы может привести к появлению в палате большого числа мелких партий и фракций, что также будет тормозить принятие законов и решений, необходимых для страны.

Смешанная избирательная система позволяет компенсировать недостатки пропорциональной и мажоритарной систем и концентрирует в себе многие их положительные стороны. Выборы, построенные на смешанной системе, позволяют не только сформировать тот или иной орган, но и легитимировать его деятельность. Использование смешанной системы выборов в нашей стране является наиболее приемлемым вариантом реализации волеизъявления народных масс. Одновременно, данная система организации выборов выступает важным фактором, способствующим формированию и становлению правового государства в Российской Федерации.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий