Министерство внутренних дел Российской Федерации как политический институт (социально-философский аспект)

(социально-философский аспект)

[41]

Политическое бытие современной России представлено широким спектром субъектов социально-политических отношений. К их числу относятся политические партии, общественно-политические движения, отдельные политики, а также органы исполнительной власти, понимаемые как политические учреждения, созданные для осуществления функций исполнительной ветви власти.

Особое положение в системе органов исполнительной власти и в правоохранительной системе России занимает Министерство внутренних дел. Специфичность этого положения определяется рядом факторов. Прежде всего, многообразием реализуемых правоохранительных и иных функций; наличием исключительных сфер правоохранительной деятельности, отнесенных к его ведению; наличием организационных структур на всех уровнях государственно-территориального устройства Российской Федерации; многочисленностью и высоким уровнем мобилизационной готовности личного состава; существенным объемом полномочий сотрудников, в том числе исключительных, включая применение мер принуждения, физической силы и оружия; высоким уровнем милитаризации, а также традиционным восприятием МВД основной массой населения как главной правоохранительной силы государства.

Анализ перечисленных факторов и реализуемых министерством внутренних дел задач свидетельствует о том, что МВД, с его возможностями принуждения, является «орудием» исполнительной ветви власти для решения, в том числе, и политических проблем государства, то есть, специфическим политическим институтом.

В связи с происходящими сегодня в российском обществе демократическими изменениями проблема использования МВД как средства для разрешения, преимущественно силовым способом, политических противоречий является особенно актуальной.

При рассмотрении обозначенной проблемы в социально-философском смысле представляется важным учитывать два аспекта: (1) целесообразность силового разрешения политических противоречий вообще на фоне происходящих в обществе демократических преобразований и (2) недопустимость самостоятельного участия Министерства внутренних дел в политике.

1. В период становления в России демократических политических институтов гражданского общества и правового государства одновременно возрастает значение государства как публично-властной силы. Охрана правопорядка и законности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц от противоправных посягательств [42] становятся первоочередной задачей государства, что прямо вытекает из ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В этом смысле силовое разрешение противоречий, возникающих в процессе реформирования и государственного управления, следует рассматривать как крайнее и нецелесообразное средство. Вместе с тем, следует отметить, что для охраны происходящих демократических преобразований и личности, в исключительных случаях, силовые методы разрешения конфликтов бывают необходимы.

2. Недопустимость самостоятельного участия Министерства внутренних дел в политике вытекает из отмеченного ранее возможного способа участия МВД в урегулировании социально-политических отношений (силового) и необходимости коллегиального принятия данного вида управленческих решений. Таким образом, какое-либо самостоятельное участие министерства внутренних дел в государственной политике исключено.

Во многом степень участия органов исполнительной власти, в том числе и МВД в политике зависит от личности руководителя (министра). Не случайно во многих странах должности министров рассматриваются как политические, поскольку считается, что должностные лица их занимающие, помимо управленческих, выполняют еще и политические функции. Поэтому для силовых министров важными критериями при назначении на должность являются исполнительность и преданность служению государству и населению в целом, вопреки интересам отдельных социальных и политических групп.

Таким образом, Министерство внутренних дел России как политический институт, с учетом возложенных на него задач и имеющихся для их решения возможностей, является действенным субъектом социально-политических отношений. В то же время степень участия МВД в политике должна соответствовать решениям вышестоящих органов исполнительной власти.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий