Вместе со сменой календарной эры и наступлением третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху, связанную с глобальными изменениями в экономике, политике и культуре.
Социальным институтом, обеспечивающим реализацию функции согласования целей индивидов и общества, является государство. Именно государство обеспечивает степень открытости общества внешнему миру, прием социальных ценностей и целевых установок иных культур. Разработка механизма согласования целей общества и целей индивида, способов регуляции обществом устремлений индивидов является одним из важных аспектов социальной рефлексии. В связи с этим интересен опыт Японии, с её «общинностью» и индивидуализмом в сочетании с экономической развитостью.
Проблема соотношения коллективного и индивидуального в общественном сознании японцев возникла достаточно давно. Но можно сказать, что форму «дилеммы» она приняла со второй половины XX века, а особенно — в последней его четверти, когда существование данной дилеммы осознается не только на уровне интеллигенции, высших слоёв общества, но и на уровне рядового японца. Это связано и с крахом довоенной националистической идеологии, и долгой американской оккупацией Японии, и с обретением страной мощного экономического фундамента. В частности, по мнению А. Кавато, дипломата, [191] бывшего министра-посланника посольства Японии в РФ, ныне посла Японии в Узбекистане и Таджикистане, «развитие индивидуальности напрямую связано с макроэкономическими процессами. Появление индивидуализма и утверждение его ценностей напрямую и очень тесно связано с экономическим развитием. Развитию индивидуализма помогает процветающая экономика» 1. Таким образом, выход страны на принципиально новый уровень экономического развития и занятие лидирующих позиций в мировой экономике позволили, с одной стороны, восстановить из руин послевоенную Японию, улучшить материальное положение граждан, а, с другой стороны, обострили дилемму коллективного и индивидуального, показали неадекватность основных социальных институтов: системы образования, воспитания, системы управления человеческими ресурсами и т. д. Японский подход, основанный на готовности подчинять личные интересы общим и до недавних пор служивший стержнем трудовой и семейной этики, был одной из пружин послевоенного экономического чуда. Однако в последнее время социальные приоритеты стали противоречить экономическим нуждам. Традиционный образ жизни оказывается не в состоянии примирить работу и семью, каждого конкретного человека и общество в целом.
В связи с этим произошла трансформация некоторых черт национального характера японцев, их поведенческих стереотипов. Проявления индивидуализма более всего заметны в профессиональной среде, произошёл отход от желания соответствовать группе к утверждению индивидуальных жизненных принципов.
Это подтверждают и проведённые автором данной работы результаты анкетирования.
Целевой группой стала молодежь обоих полов с возрастным промежутком в 5 лет (с 19 до 23 лет), закончившая или еще пока обучающаяся в высшем учебном заведении. Было опрошено [192] 100 молодых людей и 100 девушек. Анкетирование осуществлялось на бумажных носителях различными способами. Больше всего интервьюируемых было опрошено 6 марта 2003 года на выходе из Осакского Дома (г. Осака, в парке около Осакского замка). Именно в это время в Осакском Доме газета «Никкей Симбун» — «Японская экономическая газета» проводила форум по вопросу трудоустройства будущих выпускников (тех студентов, кто планировал закончить свой ВУЗ в марте 2004 года). Данные форумы проводятся по всей Японии и пользуются большой популярностью у выпускников. Им предлагается заполнить соответствующие анкеты (о заканчиваемом учебном заведении, факультете, специализации, дополнительных навыках и умениях, хобби и составе семьи), оставить свои контактные данные. Эти анкеты направляются в фирмы, на предприятия, которые заинтересованы в наборе новых сотрудников, а потом уже сами работодатели проводят собеседования с понравившимися претендентами на ту или иную должность. Вернее, в случае Японии правильнее говорить, что фирма ищет человека с характеристиками, соответствующими ее корпоративным стандартам и корпоративной культуре. А найдя человека, подыскивает и подходящую ему должность, обучает, назначает помощника, всячески способствует наискорейшей адаптации нового работника в коллективе.
Нужно отметить также, что и сам процесс поиска работы начинается за год! до фактического окончания Вуза и весь последний год обучения в реальности и посвящен сюсеку кацудо — «деятельности по поискам подходящего места работы».
Первые 6 вопросов были одинаковы и для тех, и для других (два первых из них касались пола и возраста), последние 2 предназначались для ответа исключительно девушками.
Хочется еще раз подчеркнуть то, что результаты данного анкетирования не претендуют быть истиной в последней инстанции: достаточно невелико и число опрошенных, и все они являются представителями одного из, по крайней мере, трех, проживающих ныне поколений японцев (довоенного, военного и послевоенного). Это люди с примерно одинаковым уровнем образования и финансового положения, что также не позволяет[193] [194]говорить о том, что полученные результаты полностью отражают общественное сознание современных японцев. И тем не менее, опрошенная молодежь — это люди XXI века и от их мнения по тем или иным вопросам, несомненно, зависит и то, какой путь изберет вся страна в будущем.
Результаты анкетирования представлены в виде таблиц.
83 | 75 | |
11 | 15 | |
0 | 4 | |
0 | 1 | |
0 | 0 | |
6 | 5 | |
13 | 5 | |
80 | 90 | |
7 | 5 | |
72 | 65 | |
13 | 16 | |
12 | 8 | |
3 | 11 | |
10 | 3 | |
38 | 56 | |
22 | 23 | |
13 | 6 | |
17 | 12 |
На следующие два вопроса анкеты отвечали только женщины.
68 | |
5 | |
20 | |
7 | |
56 | |
5 | |
25 | |
14 |
Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:
1. Абсолютное большинство и мужчин (83 человека), и женщин (75 человек) и сегодня предпочтут работать на предприятии с системой пожизненного найма. На вопрос «Почему?» давались разные ответы, но, в целом, все их можно свести к одному: «Потому что пожизненная система найма — это гарантия занятости, наличия рабочего места, а, соответственно, и гарантия финансовой стабильности и возможности планировать свою жизнь».
2. И мужчины (80 человек), и женщины (90 человек) предпочтут средний по продолжительности рабочий день и среднюю заработную плату. И лишь 13(!) из 100 мужчин согласны на длинный рабочий день с соответствующим денежным выражением. И целых 7 (по сравнению с 5(!) женщинами) не хотят работать долго и согласятся на низкую заработную плату. Эти данные позволяют говорить о том, что женщины занимают все более и более активную жизненную позицию, готовы работать, в то время как мужчины стали больше ценить свое личное время, время отдыха.
3. Удивительно, но факт: лишь 10 мужчин готовы сосредоточиться на работе. 38 же против 56 женщин соответственно планируют совмещать в своей жизни и работу, и собственные увлечения. И примерно для равного числа мужчин и женщин (22 и 23 человека — менее 1/4 части всех опрошенных) работа и семья значимы примерно одинаково. Лишь 6(!) женщин собираются посвятить свою жизнь семье против 13(!) мужчин. Вот вам и патриархальное общество! И, наконец, 17 мужчин и 12 женщин ставят на первое место хобби и развлечения.
4. И самое интересное — вопросы, адресованные только женщинам. Общая тенденция здесь такова: большинство женщин планируют работать и после замужества, и даже после рождения детей (68 и 56 человек соответственно). Мало того, они собираются работать на том же рабочем месте, в той же фирме, не снижая нагрузки. Это очень интересный показатель, позволяющий говорить о том, что сегодня индивидуальная реализация для женщины важна не менее, [196] а иногда и более, чем реализация ее как жены (хозяйки очага) и матери. И эта, в целом не характерная для Востока тенденция, судя по всему, укрепляет свои позиции в сознании современных японцев. Она, на наш взгляд, в целом достаточно позитивна, но имеет и свои негативные последствия (нежелание заводить детей, низкая рождаемость в условиях катастрофически стареющего японского общества).
И, тем не менее, мало кто сомневается в том, что выбор японцев склонится все-таки к сохранению существующих многовековых традиций межличностного общения, взаимодействия в группе. Ведь сила коллективистских традиций и уважение к национальным духовным ценностям очень сильны в японском обществе. Вопрос в другом. Несмотря на то, что общество в целом еще не определилось с тем, нужно ли вообще, как именно и в какой степени необходимо менять существующие фундаментальные структуры, реальная экономическая и социально-политическая ситуация в стране говорит о том, что такие изменения неизбежны, необходимо новое, более гармоничное сочетание интересов общества (коллектива) и индивида. К тому же человек, на индивидуальном уровне, уже сделал свой выбор.
- [1] Акио Кавато об азиатском индивидуализме. Беседа Юлии Стоногиной // Неприкосновенный запас. 2001/2002, №5 (19). Приводится по: http://japon.ru/?TextArchive&ID=183
Добавить комментарий