Ценностные основания современного гуманитарного образования

[19]

Понятие «ценность» становится сегодня одним из наиболее употребляемых не только в современной философии и других сферах гуманитарного знания, но и в области педагогики.

Айван Иллич в публикации «Общество без школы» считает, что школа, являясь социальным институтом общества, прививает молодому поколению ценности и идеалы, которым оно следует в дальнейшем всю жизнь 1.

Ключевое значение для современной ситуации в образовании приобретает содержание гуманитарного образования. Каким образом оно должно осуществляться? Казалось бы, ответ очевиден — в духе гуманизма. Возникающие противоречия между антропоцентризмом и социоцентризмом, между отдельными людьми, на которые впервые обратил внимание Ф. Ницше, в принципе, разрешаются путем нацеливания индивида на универсальные ценности, такие как Истина, Добро и Красота.

XX век подверг серьезному испытанию триединство Истины, Добра и Красоты. Но именно они представляют собой подвижно равновесную образовательную систему, порог колебаний которой находится между полюсами. Эти трансцендентные ценности соответствуют умственной, эмоциональной и волевой способностям личности. В истории педагогической мысли Я.А. Коменский отстаивал необходимость трех видов воспитания: интеллектуального, нравственного и религиозного. И. Г Песталлоци. считал, что существуют три фундаментальные силы, формирующие природу человека: ментальная сила, сила сердца и техническая сила, которые как он полагал, соответствуют уму, сердцу и рукам. Согласно его воззрениям, воспитание ума — это накопление знаний, воспитание сердца — привитие нравственных и религиозных представлений, воспитание рук — обучение техническим приемам (включая физическое воспитание). Внутренняя сила, объединяющая эти силы — любовь. Являясь основой силы Сердца, она приводит в движение нравственное и религиозное поведение. Поэтому Песталлоци отстаивал мнение о том, что все три типа воспитания должны быть гармонично объединены и сосредоточены на нравственном и религиозном воспитании. Для Песталлоци идеальным образом человека была личность, в которой гармонично развиты три фундаментальные силы, иначе говоря, целостный человек 2.

[20]

Для М. Шелера личность представляет собой духовное динамическое единство. Отнесение к общезначимым ценностям и нормам, что делает личность устойчивой, инвариантной, обеспечивая ей единство апперцепции, познавательных актов и самоидентификации. Человек включен в мир ценностей, и он становится в подлинном смысле человеком лишь тогда, когда он реализует и формирует ценности 3. Важно, что Шелер делает акцент на эмоциональной стороне встречи человека с всеобщими сущностями — ценностями и нормами. Для Шелера это соотнесение изначально является эмоциональным, пронизано симпатией, актами переживания и сопереживания. Порядок, который утверждается благодаря сопоставлению с ценностями и нормами, — порядок сердца, ordo amoris. В этом упорядоченном мире сердца и любви существуют общезначимые ценности и нормы, как и в мире рациональных структур.

Основоположник французского персонализма Э. Мунье в «Манифесте персонализма» вводит понятие личностного универсума. Коммуникация — один из моментов структуры личностного универсума. «Личность существует только в своем устремлении к другому, познает себя только через «другого» и обретает себя только в «другом» 4. Личность коммуникабельна, существует только в личном общении. Ценности же обретают статус общезначимых в процессе коммуникации.

В своей теории он делает упор на следующем моменте структуры личностного универсума — на субъективности, т. е. на внутренней жизни личности, которая выражается в сосредоточенности человека, в таинстве личности, ее внутреннем сознании, в ее призвании. Личность утверждает себя в поступке и в выборе: «…действовать — значит осуществлять выбор, принимать решение, занимать позицию и вместе с тем отказываться от чего-то, отклонять что-то» 5. «Не существует безличного духа, безличного события, безличной ценности или безличной судьбы» 6.

Важнейшим моментом структуры личностного универсума Мунье считает деятельность, которая позволяет «изменить внешнюю реальность, сформировать нас самих, сблизит нас друг с другом и обогатит мир наших ценностей» 7.

Таким образом, для Мунье личность — это движение к персонализации и одновременно к трансцендентальному, то есть — движение к миру ценностей.

[21]

Для современного образования актуальность проблемы ценностных оснований объясняется тем, что гуманитарное образование как феномен культуры представляет собой систему духовно-практического освоения человеком реальности. Поскольку предметы и явления окружающего мира не только не обладают присущими им объективными свойствами, которые отражаются в сознании, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Поэтому человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений постепенно складывается определенная направленность интересов, а, следовательно, и деятельность личности. Формируется, таким образом, ценностное сознание — реальный стержень фактически всех жизненных устремлений личности 8.

В иерархии образовательных ценностей знание относится к группе доминантных ценностей. Но знания не будут иметь ценности, если не являются орудием познания и преобразования мира. «Науку часто смешивают с знанием, — говорил В.О. Ключевский. — Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. уменье пользоваться знанием как следует» 9. Тем более, что особенностью гуманитарного знания является его субъективный характер — который отражает субъективное (авторское) видение действительности, его субъективную позицию, точку зрения, его рефлексию. Поэтому так важен ценностный подход к оценке явлений.

Несмотря на то, что в последнее десятилетие в сфере гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения в его содержание ценностной компоненты, оно все еще остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и еще далеко не в полной мере ориентировано на развитие личности и становление ее ценностного сознания. Приоритет знаньевой парадигмы, стремление всё объяснить с помощью науки разрушает духовную и эмоционально-ценностную сферу личности. Это ориентирует на концептуальное переосмысление содержания гуманитарного образования и его ценностной компоненты.

Примечания
  • [1] Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.: РХГИ, 2004. С. 388.
  • [2] Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М., 2003. С. 27-31.
  • [3] Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб.: РХГИ, 2004. С. 247.
  • [4] Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. / Вступит. ст. И.С. Вдовиной. М.: Республика, 1999. С. 479.
  • [5] Там же. С. 497.
  • [6] Там же. С. 56.
  • [7] Там же. С. 519.
  • [8] Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. С. 6.
  • [9] Цитируется по кн.: Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. С. 28.

Похожие тексты: 

Добавить комментарий