У истоков английского феминизма - Афра Бен

[277]

Книга Дейл Спендер «Женщины — Мыслители», в которой дан обзор женского философского наследия за последние три века, имеет подзаголовок «От Афры Бен до Адриен Рич». Почему именно Афра Бен выступает здесь в качестве отправной точки, с которой начинается вся последующая история женской мысли? В данной работе я постараюсь ответить на этот вопрос.

«Все женщины вместе должны осыпать цветами могилу Афры Бен, так как именно она завоевала для них право говорить то, что они думают», — сказала Виржиния Вульф. Афоа Бен жила в Англии во второй половине XVII века и была первой профессиональной писательницей в этой стране. Впоследствии, особенно в XIX веке, ее произведения были преданы забвению, а саму ее называли не иначе как «проституткой». В двадцатом веке, особенно в последние десятилетия, Бен заняла, наконец, достойное место в английской литературе. Моя цель — показать феминистические тенденции в ее творчестве.

Афра Бен не оставила теоретических трактатов наподобие «Серьезного предложения дамам» Мери Эстел. Она была феминисткой в том смысле, что думала как женщина и смотрела на мир глазами женщины. Бен не особенно стремилась к переоценке культуры и не интересовалась правами любого рода.

Во всех своих произведениях Афра Бен выражала именно женский взгляд на мир. Это относиться как к ее драме, так и к прозе. Уже в своей первой пьесе «Брак по принуждению» (1670) она представила опыт жизни женщин в мире с мужским доминированием. Практически все ее последующие пьесы были посвящены данной проблеме, и среди прочего касались двойных стандартов для женского и мужского поведения, выражали, критику браков по расчету и т. д.

Другое направление феминистской мысли Бен — защита прав женщин на творчество. Особый интерес в этом плане представляют 3 текста: предисловие к комедии «Голландский любовник», эпилог к «Сэру мнимому больному» и предисловие к комедии «Счастливый случай»

Пьеса «Голландский любовник» (1673) на сцене провалилась. Бен отреагировала на неудачу резким предисловием, в котором утверждала, что комедия как жанр не предназначена для исправления нравов. Бен отмечает, что в пьесах остается немного места для того, что является огромным преимуществом мужчин перед женщинами, а именно, учености. Я осмелюсь сказать, что не знаю никого, кто писал на таком уровне, чтобы женщина не могла надеяться достигнуть его величайших вершин» Итак, она недвусмысленно говорит о том, что творчество не является прерогативой мужчин. Для Англии XVII века такое утверждение было очень смелым, ведь в то время [278] любая женщина, которая публиковала книгу, бросала вызов обществу с мужским доминированием.

Вероятно, самым знаменитым феминистским текстом писательницы является ее эпилог к комедии «Сэр Мнимый больной» (переделка одноименной пьесы Мольера). Через 5 лет Бен возвращается к теме двойных стандартов для «мужских» и «женских» пьес. На сей раз, она напоминает о равенстве полов, которое было в прошлом:

Здесь и там я слышу крик глупцов:
А, чтоб ее — это женская комедия.

Что такого сделала бедная женщина, за что она
Должна быть лишена права на разум и священную поэзию?
Почему в этот век Небо предоставило вам больше,
А женщинам меньше остроумия, чем раньше?
Однажды мы прославились в истории, и могли писать
На равных с мужчинами, могли править, даже воевать

Афра Бен отсылает нас к елизаветинской эпохе, «золотому Веку» женщин. Мужчины не всегда доминировали этом мире, утверждает писательница. Эпилог к «Сэру Мнимому Больному» так и останется непревзойденной вершиной ее феминистских деклараций.

Третий яркий текст феминистский текст Афры Бен — предисловие к одной из последних ее пьес «Счастливый случай». Это одно из самых горьких заявлений писательницы. Она в который раз восстает против двойных стандартов в отношении мужских и женских пьес. Почему то, что дозволено драматургам-мужчинам считается непристойным для драматургов — женщин? Спрашивает Афра Бен. После того, как она приводит список «мужских» пьес, которые были не менее непристойными, чем ее собственные, следует одно из самых волнующих ее заявлений: «Все, чего я прошу, — это привилегии, для моего мужского начала, для поэта во мне… использовать те же средства, которые установили для меня как древние. Так и современные писатели... Если я не должна, из-за своего пола иметь эту возможность.. я сложу свое перо, и вы больше не услышите обо мне… Я ценю славу так, как если бы была рождена Героем…»

Этот текст, отчасти продолжает изложенные в предыдущих двух, но и имеет серьезные отличия. Бен почто сломлена, заканчивается ее многолетняя борьба за право писать наравне с мужчинами. Она не чувствует себя победительницей. НА сей раз, она стремиться уже не к гонорарам, а к славе. Бен понимает, что препятствием к достижению этого является ее пол, и ничто другое. Если бы Афра Бен была мужчиной, ее судьба в литературе сложилась бы иначе.

В прозаических произведениях Бен создает образы, а две повести — «Странствующую красавицу» и «Счастливую бессребреницу» — можно назвать профеменистскими утопиями писательницы. Героиня первой, [279] Арабелла-Перегрина, — отважная девушка, которая, не желая выходить за муж за старика, уходит их дом уи нанимается служанкой в богатую семью. Дальнейшие события развиваются как в сказке: В Арабеллу влюбляется благородны юноша и жениться на ней, несмотря на ее «низкое «положение. Героиня «счастливой бессребреницы», Филадельфия, отказывается выйти замуж за своего возлюбленного Миролюба, пока не получает долю в наследстве отца. Впоследствии она достигает высокого полжеия в обществе и может управлять судьбами своих близких. Филадельфия и Миролюб сочетаются уже в самом конце повести.

В короткой работе невозможно охватить все грани Афры Бен — феминистки. Я остановилась на самых известных моментах — защите прав женщин на творчество, протест против двойных стандартов и про феминистских утопии писательницы. Особого внимания заслуживают взгляды Бен на секс, весьма революционные для ее времени(право женщины на сексуальное удовольствие и т. п.). НО данную тему придется оставить за рамками данной работы. Однако и без этого Афру Бен, профессионального драматурга, поэтессу, прозаика и переводчицу, можно назвать одной из предшественниц будущей феминистской мысли, ведь эта женщина не только своим творчеством, но и своим примером показала, как можно вести борьбу в мире с мужским доминированием.

Добавить комментарий