Власть и ландшафт: структура жизни социума


[253]

В процессе всемирной истории за каждым этносом закрепилась определенная территория. Этническая территория — место формирования того или иного этноса, но далеко не всегда зона обитания его основной части. В современных условиях этническая территория не обязательно совпадает с государственными границами. Это придает культурное, социально-экономическое, политическое и религиозное своеобразие каждой стране. И создает трудности в общении между различными этническими группами как внутри государства, так и между соседними государствами. Первая проблема касается больших многонациональных государств и даже империй.

Географические и климатические условия влияют на внешний облик и профессиональные занятия представителей того или иного этноса. Это задает определенную социальную стратификацию в пределах государства и ставит задачи управления этим этносом перед правительством этого государства. Проблема власти и проблема расселения народов тесно взаимосвязаны. История нам дает массу примеров того, как переселение представителей того или иного народа способствовало гибели одних государств и процветанию других: Великое переселение народов, Вавилонское пленение иудеев и т. п. Один из способов проведения национальной политики: создание резерваций (резервации индейцев в Америки), депортация «реакционных» народов (депортация казаков, чеченцев, крымских татар) или просто переселение представителей разных групп одного этноса с одной территории на другую (переселение новгородцев из бывшей Новгородской республики в Москву при Иване III; Столыпинская реформа; освоение поднятой целины в советское время). Политическое регулирование освоения культурного ландшафта имеет несколько важных аспектов.

Архаический, религиозный пласт

Творение мира начинается в определенной точке, в которой мир зарождается, развивается и, достигнув определенного уровня, начинает распространяться, шириться. Это происходит не только путем его саморазвития, но и путем его освоения. Та точка (исток, колыбель), из которой начинается быть мир, объявляется «Центром мира», объединяющим весь космос. Окружающий нас мир, окультуренный руками человека, подлинен только в той степени, в какой он подобен своему внеземному прототипу. Только строительство по образцовой модели наделяет город реальностью и значимостью. Обустройство в новой местности, дикой и незнакомой, приравнивается к акту творения. Территориальное завоевание становится подлинным только посредством обряда вступления во владение, который всего лишь копия изначального сотворения мира.
[254]

Каждая территория, занятая с целью проживания на ней или же использования ее в качестве жизненного пространства сначала преобразуется из хаоса в космос, то есть под воздействием ритуала ей придается определенная форма, посредством которой она становится реальной. Реальность проявляется в виде силы, действенности или долговременности. Тогда реальность в высшей степени сакральна. Территорию абсолютной реальности, или нечто в высшей степени сакральное можно назвать «Центром».

В ряде верований и религий определение «Центра» может быть дано так:

  1. Священная Гора — место, где встречаются Небо и Земля — находится в центре Мира;
  2. Каждый храм или дворец — шире, каждый священный город или царский дворец — является «священной горой», и таким образом также становится Центром;
  3. Будучи Axis Mundi (Мировой Осью), город или священный храм рассматриваются как место входа на Небо, под Землю и в Преисподнюю.

Так возникают священные центры, в первую очередь, города, сосредотачивающие в своих руках большую долю власти. Причем эти священные центры одновременно выполняют несколько функций: политическую, религиозную, административно-хозяйственную. Нередко правитель этого священного центра поначалу выступает одновременно как царь-жрец. На него возлагается ответственность за все природные катаклизмы и стихийные бедствия. Фигура правителя рассматривается «как динамический центр вселенной, от которого в разные стороны расходятся силовые линии, так что… он должен принимать величайшие предосторожности, чтобы никакое его действие, произвольное или невольное, не расстроило и не перевернуло установленный природный порядок».

Социально-экономический пласт

Всемирная история, по словам О. Шпенглера, есть городская история. Это происходит в эпоху зарождения земледелия. Теперь человек, в отличие от первобытного человека, жаждет не грабить природу, но изменять ее. Именно в этот момент начинает вырисовываться образ человека — производителя, творца и художника. Рождение и развитие городов приводит к появлению народов, государств, политики и религии. Человек культурный — человек городской, ибо все искусства и науки получают распространение лишь в городской среде.

Город — форма расселения и территориальной организации хозяйства. Город — самый яркий пример освоения культурного ландшафта. Он — модель общества, его породившего. Это всегда крупный населенный пункт со сложной инфраструктурой, важный миграционный узел, в которых участвуют разные национальности. Среди горожан наблюдается сильное социальное расслоение: наличие фешенебельных районов и кварталов бедноты. Экономическая сфера жизни города включает размещение капитала, [255] людских и земельных ресурсов, сферу быта и услуг, различные учреждения и предприятия, систему жизнеобеспечения и страхования.

Государство

Всемирная история как городская история породила государство. Государство, являясь политической организацией общества с определенной формой правления, занимается политической регуляцией освоения культурного ландшафта. Этому способствуют сами признаки государства: территория, население, публичная власть, суверенитет, издание правовых норм, обязательные сборы с граждан и государственные символы. Само определение власти, и в первую очередь, власти государственной, следующее.

Власть — это в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей, с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Формами власти является господство, руководство, управление, организация и контроль. «Власть можно определить, как способность заставлять других действовать согласно нашим желаниям, когда в отсутствие их они действовали бы иначе. Власть также включает способность не допускать, чтобы другие действовали наперекор нашим желаниям».

Сами аспекты власти способствуют взаимодействию между представителями различных этнических и социальных групп в пределах одного государства. При директивном аспект власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы. Понятая таким образом власть — это то, что дает возможность осуществить свою волю путем введения в дело различный наличных средств, ресурсов разного рода.

Функциональный аспект дает понимание власти как способности и умения практически реализовать функцию общественного управления. Власть, в общем, и политическая власть, в частности, представляет собой определенное отношение между теми или иными субъектами, политическими факторами (будь то отдельные граждане или организации, партии или государства и т. д.). Коммуникативный аспект власти связан с тем, что власть, так или иначе, реализуется через общение, через определенный язык, понятный обеим сторонам общественного отношения власти.

Власть и ландшафт составляют важную структуру жизни социума. Национальные особенности того или иного государства ставят важные задачи перед стоящими у власти: проблема общения между разными этносами, проживающих на этой территории. Это достигается разными способами. При этом надо учитывать религиозные корни культуры этих этносов, их склонность к определенным профессиям или их традиционные занятия. Это ярко выражено в городской среде, где люди разных национальностей принадлежат к разным социальным слоям и имеют разный профессиональный статус. То есть город является важным срезом социально-экономической, культурной и политической жизни государства. Проблема власти и проблема расселения имеют одно решение: город.

Добавить комментарий